Как правильно подготовиться к причастию и какие молитвы нужно прочитать перед таинством?
11:29 14/04/2022До праздника Пасхи – Воскресения Господня – остается всего 10 дней. Наступает самое ответственное время Великого поста. В эти дни многие православные верующие стараются исповедоваться и принять святое причастие. О том, как правильно исповедоваться, мы уже писали. Сегодня речь пойдет о причащении или таинстве евхаристии. О том, что самое главное в подготовке к нему, рассказал в интервью корреспонденту Mir24.tv клирик Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска священник Павел Бибин.
Отец Павел, как нужно готовиться к причастию?
Отец Павел Бибин: Ответ зависит от того, к какой аудитории мы обращаемся. Ведь подготовка к причастию зависит от того, насколько регулярно человек участвует в таинствах церкви. Если человек приходит на первое в своей жизни причастие, то требуется очень длительная подготовка. Ему нужна встреча со священником, беседа с ним, генеральная исповедь. Если это взрослый человек, требуется полноценное научение основам веры, молитвы и жизни. К сожалению, не многие люди в наше время на такую подготовку соглашаются, и приходится искать компенсирующие варианты.
Но в любом случае первое причастие связано не только с генеральной исповедью, но и с глубокой беседой со священником о том, насколько человек понимает, с чем он имеет дело, как он готовится, какая у него мотивация. Потому что даже к причастию люди могут относиться очень по-разному. И мотивация может быть не всегда христианской.
Кроме того, сейчас мы сталкиваемся с тем, что многие люди были лишены возможности посещать храмы из-за пандемии. На исповедь приходят люди, которые два года не были в храме и не причащались. Конечно, это требует дополнительной подготовки и разговора, потому что два года – это очень большой срок, и в жизни человека может произойти очень многое. Важно, чтобы человек, готовящийся к причастию, действительно был настроен на покаяние, исправление жизни.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Чем человек более церковный, тем подготовка к причастию становятся менее продолжительной, но более качественной и углубленной.
Самое главное – причастие требует от человека ответственности. Потому что он вступает в область церковных таинств, в которых есть не только действие человеческое, но и действие Божье. Обязательным условием для человека должно быть благоговение к той реальности, к которой он пытается приобщиться. Поэтому ни в коем случае нельзя причащаться механически, за компанию или по каким-то другим движениям сердца, далеким от христианства. Очень важно, чтобы у человека не было потребительского отношения к причастию.
И, конечно, нужно понимать, что евхаристия меняет жизнь: если человек приходит к причастию, но внутренне не нацелен на то, чтобы менять свою жизнь, то, я думаю, он очень многого еще не понимает. Потому что каждое причастие – это реальное изменение жизни человека. Ведь человек приобщается к самому Богу, Божественной благодати, Божественной славе. И это не может пройти бесследно.
В подготовку к причастию входит пост. Как и сколько правильно поститься?
П.Б.: Пост – важная часть подготовки. Если человек причащается очень редко, то ему требуется более продолжительный пост, вплоть до недели. Человек должен подготовиться, в том числе почитать покаянный канон, молитвы перед причастием, каноны перед причастием. Потому что с точки зрения церковной традиции, человек, который причащается два-три раза в год, в каком-то смысле выпадает из церкви, и ему требуется возвращение. А для того, чтобы вернуться, нужна более длительная, вдумчивая подготовка.
Если же человек все время находится в христианской среде и регулярно причащается – не реже раза в месяц – то ему требуется менее длительная подготовка. Тому, кто причащается раз в неделю, достаточно соблюдать пост в среду и пятницу, а также накануне, в день перед причастием. То есть все зависит от ритма христианской жизни.
Перед самым причастием с нуля часов человек должен не есть и не пить. А также существует правило Тимофея Александрийского, которое предполагает воздержание от супружеской близости накануне.
Что касается лекарств, их употреблять перед причастием можно. И, хотя мы вынуждены запивать лекарства водой, но это не рассматривается как прием пищи. Конечно, не нужно запивать таблетку стаканом горячего кофе или сладкого чая, достаточно глотка воды. И это касается лишь тех лекарств, прием которых нельзя отложить.
Какие молитвы должен прочитать человек перед причастием?
П.Б.: В период подготовки обязательно нужно читать Евангелие. Ничто так не настраивает человека и не направляет его, как чтение Священного Писания. Это очень важно. Сейчас есть возможности не только читать Евангелие, но и слушать его, и смотреть трансляции богослужений. В целом, сейчас для желающих узнать о традициях христианской жизни стало гораздо больше возможностей. Хотя и соблазнов тоже стало гораздо больше.
Накануне перед причастием нужно прочитать Покаянный канон и каноны перед причастием. А также молитвы перед причастием, которые обычно читают утром, перед тем как пойти в храм. При этом утреннее молитвенное правило может быть сокращенным, потому что само участие в богослужении предполагает, что человек участвует в общей молитве.
В отдельных случаях допустимо не читать каноны, а слушать их. Допустим, человек много времени тратит в дороге и очень поздно приезжает домой. Он вполне может слушать молитвы в дороге, но при этом быть сосредоточенным, вникать в происходящее. Также можно слушать и Евангелие.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Многим в наше время кажется непосильным вычитать все положенные молитвы и каноны. Это относится к подросткам, пожилым людям, тем, кто много работает. Что делать – идти на послабления или нет?
П.Б.: Эти вопросы человек обычно решает со своим духовником – тем священником, с которым он находится в постоянном общении и у которого исповедуется. Такой священник знает жизнь человека, его сильные и слабые стороны, особенности. Никаких жестких лекал не существует и быть не может, потому что все люди разные и жизнь очень изменчива. Поэтому существуют одни требования к детям, другие – к подросткам, молодежи, взрослым людям, путешествующим, пожилым, болящим, к людям, которые находятся на воинской службе. Все это обязательно учитывается, важно только, чтобы были живые отношения со священником.
Некоторое время назад был принят документ «Об участии верных в евхаристии». На мой взгляд, это очень важный документ последних лет, который касался именно практической стороны жизни христиан, в частности, участия в евхаристии. В нем шла речь об особенностях приуготовительного поста. И того, как человек должен посещать богослужения.
По церковной традиции в день причащения в храм ни в коем случае нельзя опаздывать. Во всяком случае, если человек опоздал к чтению священного писания, то ему уже не следует в этот день причащаться.
Также в этом документе речь шла о том, что должно происходить после принятия причастия. В частности – об исполнении духа благодарности, которое выражается либо в чтении совместных благодарственных молитв, или, как было принято в ранней церкви, это может быть совместная трапеза – агапа.
Люди в то время не могли себе представить, что они причастились – и разошлись по домам. Поэтому после причастия они собирались за столом, чтобы отметить общий праздник. Они делились тем, как прожили неделю, как Господь действовал в их жизни, и потом уже шли на дела милосердия, чтобы делиться благодатью, которой они преисполнились в процессе причастия и агапической трапезы. Сейчас эта традиция в некоторых храмах возрождается.
Считается, что для причащения важно находиться в мире с Богом и с людьми. Что это значит?
П.Б.: Действительно, существует важное условие: приступать к причастию можно только в случае, если находишься в мирном расположении духа. Нужно примириться со всеми. Отсутствие мирного духа в человеке является прямым препятствием для причастия. Сколько бы канонов человек ни вычитал, сколько бы поклонов он ни сделал, но если он не может достигнуть мира с ближними, он не должен приступать к причастию. Ведь именно нарушение добрых отношений с людьми и приводит к тому, что и мира в душе, мира с Богом тоже нет.
Очень важно усилие примирения, которое человек должен делать перед каждым причастием, независимо от того, в какой сложной и противоречивой ситуации он оказался, и не разбираясь кто прав, а кто не прав.
В Евангелии, в молитве Господней есть прямое указание на то, чтобы человек прощал своих обидчиков. Так что примирение с Богом и человеком является обязательным условием для причастия.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Есть такое понятие: достойное или недостойное причащение. Как понять это?
П.Б.: Святые Дары есть Тело и Кровь Христовы. Для тех людей, у которых опыта церковной жизни еще немного, это очень сложно понять. В первом послании к коринфянам в 11 главе 29 стихе есть такие слова апостола Павла: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».
Это значит, что нельзя принимать Святые Дары механически, не рассуждая, что они есть Тело и Кровь Христовы. То есть причастие требует усилия духовного, душевного и даже физического.
Когда человек приходит в храм, читает молитвы, он приводит свою жизнь в порядок. Потому что в нормальном случае порядок в жизни христианина должен быть не только внутренний, но и внешний. Это тоже входит в подготовку к причастию.
Неслучайно, например, есть такая традиция, что в воскресенье нельзя работать – потому что все идут в храм. Предполагается, что накануне все дела уже сделаны. А воскресный день – это праздник, день Господень, день общей встречи, общей молитвы, общего причастия, так какие тут могут быть хозяйственные дела и заботы?
Конечно, те люди, которые живут на земле, не могут не кормить скот. Но у людей, живущих в городе, день причастия должен быть максимально освобожден от всякого рода домашних забот. Раньше в церкви люди относились к этому очень трепетно. Они понимали, что день Господень – это святой день. Что причастие – это естественная форма жизни христиан. Такой уровень осознания сейчас требует достаточно серьезных усилий, и не все его могут достигать.
Считается, что с того момента, когда принял Святые Дары, и до момента, как запил их, человек не должен ни отвечать на приветствия, ни обнимать близких. Это действительно так?
Павел Бибин: Такая практика действительно есть. Она связана с тем, чтобы человек по неосторожности не выронил частицу причастия, которое он получил. На случай, если капля Крови Христовой осталась у него на устах – чтобы она не была утрачена, это важно! Но расстояние от чаши до запивки обычно всего несколько шагов, так что это не обременительное требование.
Запивку – она называется теплота – обычно делают из компота или морса, а иногда – из разбавленного вина. Просфора и теплота, которые человек получает после причастия – это то, что осталось от древней традиции агапической трапезы.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Верно ли, что после причастия не следует прикладываться к иконам?
П. Б.: Это действительно так. А раньше и ко кресту не было принято прикладываться, это новая традиция. Крест для общего целования стали выносить именно тогда, когда люди перестали регулярно причащаться – для того, чтобы они могли хоть как-то приобщиться к святыне. Ходить целовать иконы – это компенсаторное явление, которое появилось когда люди перестали регулярно причащаться и глубоко принимать евхаристию.
Если же человек причастился, то он приобщился самому Христу, внутренне приложился к самому главному и у него нет потребности в целовании икон. Конечно, важно то, насколько глубоко человек сам воспринимает причастие.
Мы должны понимать, что такое нормы в церкви, а что такое исключение, и никогда это не путать. Потому что часто исключение начинают принимать как норму, не зная о том, какой она должна быть. А нужно восстанавливать именно настоящую норму и стремится к ней.
Особенно важно это для современных людей, которые хотят осмысленной веры, хотят деятельно участвовать в богослужениях, а не просто стоять и не понимать, что происходит в храме.