Без трудностей перевода: SWIFT по-нашему

19:30 17/04/2022

Карты российских банков в Евросоюзе не работают. Visa и MasterCard приостановили работу в России. А часть банков отключили еще и от системы SWIFT. Эксперты называли это самым серьезным ударом со стороны Запада. Так ли это, попытался понять специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.

12 марта семи российским банкам отключают доступ к системе обмена финансовыми сообщениями SWIFT. При этом на ВТБ, Совкомбанк, Новикомбанк, «Открытие» и Промсвязьбанк США накладывают блокирующие санкции. И вот оно – беспрецедентное «окно возможностей». Обычным студентам позволено придумать финансовую систему общения с миром. Причем, для целой одной шестой части суши.

«Наша разработка отличается тем, что в этом проекте каждая страна-участница является своего рода сохранителем кода, сохранителем транзакций. К системе могут подключиться все, но сценарий, что кого-то кто-то насильно отключит, в этой системе не предусматривается, он невозможен», – сказал директор Центра «Технологии распределенных реестров» СПбГУ Дмитрий Шишмаков.

Все это взамен SWIFT, от которого Россию пусть частично, но отключили, в надежде, что ее экономика после этого рухнет.

«Последовательность была такая: сначала ряд банков был внесен в так называемый блокирующий список. А потом уже их стали отключать от SWIFT. Блокирующие санкции это блокировка тех самых корреспондентских счетов, на которых деньги хранятся. То есть сначала заблокировали деньги. А после этого уже, на самом деле, какие-то команды передавать уже бессмысленно. У тебя денег уже нет», – добавил председатель правления Ассоциации «Финансовые Инновации» (АФИ) Роман Прохоров.

SWIFT – «Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций». Это самое популярное средство общения между банками. Создано еще в 1970-х годах прошлого века. До сегодняшнего дня около 11 тысяч кредитных организаций планеты сообщали друг другу о платежах при помощи SWIFT.

«Это финансовый мессенджер. Это мессенджер, который передает финансовые команды к банковским счетам. Один банк говорит другому: вот у тебя есть мой счет, с этого моего счета переведи компании N 100 тысяч евро, долларов, тугриков», – сказал Роман Прохоров.

Каждые сутки через сеть системы проходят миллионы платежных поручений на пять-шесть триллионов долларов. С каждого перевода организация имеет прибыль – в среднем 1-1,5%. SWIFT юридически работает как кооперативное общество, его владельцами числятся все подключенные к нему финансовые структуры. Но руководит организацией совет директоров из 25 человек.

Штаб-квартира и серверы SWIFT находятся в бельгийской коммуне Ла-Юльп. А вот главный «центр управления полетами денежных потоков» – за океаном.

«Под предлогом того, что им нужно мониторить операции на предмет исключения финансирования терроризма, они практически все операции, которые проходят через SWIFT, мониторят», – добавил заместитель директора Банковского института ВШЭ Александр Пушко.

А ведь так не всегда было. Долгие годы СССР взаиморасчеты с остальным миром проводил самостоятельно, при помощи телекса через телеграфные линии. Процесс был небыстрым, данные шифровали вручную. И транзакция могла занимать несколько дней. Зато надежно и безопасно. А потом появился SWIFT. И полмира к нему приучили. Советские банковские учреждения приняли в 1989-м. Взаиморасчеты проходили почти мгновенно, что, безусловно, всем нравилось. К середине нулевых доля SWIFT даже во внутрироссийских расчетах превысила 80%.

В 2014-м Запад заявил о желании отключить Россию. Вот и пришлось в ответ придумывать свое – СПФС. Это система передачи финансовых сообщений. Сегодня к ней подключены белорусские банки, Кыргызстан, Армения, Казахстан, Таджикистан и Куба. Раньше, когда был SWIFT, такой способ был больше резервным. Теперь – основной.

У Пекина своя система – CIPS или Китайская Международная Платежная Система. Возникла в 2015-м. И это тоже их ответ на скомпрометировавший себя SWIFT.

«Буквально месяц назад наш министр иностранных дел Сергей Лавров разговаривал со своим коллегой из Китая об интеграции нашей системы СФПС с локальной системой передачи финансовых сообщений CIPS. Насколько я знаю, к CIPS подключено в мире всего около тысячи банков. И это Азия. Таким образом, ареал обитания этого сервиса расширяется», – добавил Александр Пушко.

Вполне возможно, в будущем и китайскую CIPS, и российскую СПФС объединят.

«Из-за западных санкций страны БРИКС (Россия, Бразилия, Индия, Китай, ЮАР) ускорят работу по созданию аналога SWIFT – собственной системы обмена финансовыми сообщениями», – заявил министр финансов РФ Антон Силуанов.

А это уже серьезная конкуренция. Страны БРИКС – 26% территории и 42% населения планеты (2,83 млрд человек) В 2019-м докризисном году общий номинальный ВВП пятерки составил 20,8 триллион долларов. Это почти четверть мирового ВВП (24%). Даже японцы, всегда осторожные в заявлениях, уже сомневаются, что Запад прав.

«О возможности подключения России к китайской международной межбанковской платежной системе CIPS в связи с блокировкой SWIFT, где в основном используются доллары, говорилось с самого начала санкций. Если это войдет в норму, гегемония доллара даст трещину», – говорил главный экономист японского банка «Мидзухо» Дайсукэ Каракама.

«И мы тем самым сможем от долларовой системы перетянуть к себе страны не только СНГ, но и другие: Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, арабские страны. Для того, чтобы эта система потихоньку вытесняла долларовую массу, долларовое обращение из мирового рынка», – сказал президент НП «РусСофт» Валентин Макаров.

Все эти финансовые трудности переводов между банками простого гражданина не коснутся. А вот что насущно, так это оплата и переводы после запрета привычных Visa и MasterCard. Здесь финансовые эксперты советуют заиметь кредитку «два в одном». Так называемую «кобейджинговую карту». В ней два формата: российский «МИР» и китайский Union Pay. Вместе они дают покрытие почти во всем мире, включая, конечно, и страны СНГ – Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Все эти события вокруг SWIFT эксперты называют точкой невозврата. По крайней мере для России.