«Сын великого режиссера вдруг занялся неведомым делом»: как Федор Бондарчук вышел из тени отца и покорил кинематограф?
00:02 09/05/2022Федор Бондарчук своим примером доказал, что даже при наличии знаменитых родителей можно всего добиться своими силами. Он не превратился в бледную тень своего великого отца и сумел стать не только талантливым актером, но и режиссером успешных картин. 9 мая ему исполняется 55 лет. Mir24.tv рассказывает, как Федор Бондарчук стал одной из самых именитых персон в российском кинобомонде благодаря только самому себе.
Звездная семья
Федор Бондарчук родился в Москве в семье знаменитых родителей. Его отец, Сергей Федорович Бондарчук, был крупным советским режиссером, который снял такие фильмы, как «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину», ставшие мировой классикой кинематографа. Мать Федора, Ирина Константиновна Скобцева, – народная артистка РСФСР, которая снялась во многих советских и российских фильмах. Федор рос вторым ребенком в семье – его старшая сестра Алена также впоследствии продолжила актерскую династию. Воспитанием будущего режиссера занималась в основном бабушка Юлия Николаевна, поскольку родители много времени проводили на съемках.
Федор окончил московскую среднюю школу №31 с углубленным изучением английского языка. Он также занимался в художественной школе, где увлекся рисованием. Успеваемость ученика была низкой, да и примерным поведением юноша не отличался – считался хулиганом, начал курить и выпивать, поэтому родителей часто вызывали к директору. К тому же, в восьмом классе Федор подружился с сыном режиссера Никиты Михалкова Степаном, с которым на пару устраивал различные проделки.
Мать хотела, чтобы сын стал дипломатом и поступал в МГИМО. Однако Федор не прошел вступительные экзамены по баллам, и отец определил его во ВГИК. В 1985 году Бондарчук поступил на режиссерско-постановочный факультет, в мастерскую к кинорежиссеру и сценаристу Игорю Таланкину. Федор учился на одном курсе с будущими не менее известными персонами отечественного кинематографа – Ренатой Литвиновой, Иваном Охлобыстиным и Александром Башировым.
С помощью отца Федор нашел свое призвание; учился он увлеченно, вкладывая душу во все задания, которые ему давал профессор Таланкин. При этом он чувствовал, что живет в тени знаменитого отца – именно как Бондарчука-младшего его воспринимали на факультете. Это придавало ему сил всего добиваться самостоятельно, опровергая мнение, что дети именитых родителей получают все легко.
На втором курсе Бондарчуку пришла повестка в армию. Службу он проходил в кавалерийском полку, который в свое время создали ради батальных съемок в картине «Война и мир». Сначала Федор служил в Красноярске, затем был переведен Подмосковье. Завершал обучение он уже как выпускник режиссерской мастерской Юрия Озерова, которую окончил в 1991 году. Однако диплома так и не получил, поскольку не сдал экзамен по истории КПСС, что к этому времени было уже неактуально в стране, которая переживала стремительные преобразования. Документ об окончании ВГИКа ему вручили только в 2009 году.
Актер и клипмейкер
Федор Бондарчук дебютировал в кино, сыграв цесаревича в экранизации трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1986), которую снял его отец. Там же снялась его сестра Алена – в роли царевны Ксении. Молодой актер признавался, что роль давалась нелегко, отец был требовательным режиссером, и Федор уходил со съемок весь в поту. В 1989 году он снялся в двухсерийном фильме «Сталинград» своего учителя Юрия Озерова.
Во время учебы Бондарчука приглашали на съемки его друзья – начинающие режиссеры и сценаристы. Так он получил роль в драматической киноленте Тиграна Кеосаяна «Солнечный берег», посвященной проблеме дедовщины. Здесь Федор сыграл роль солдата, который, не выдержав издевательств, сбегает из армии. Также он снимался у Ивана Охлобыстина, который пригласил его в свои ленты «Бесы» и «Арбитр».
После пятилетнего перерыва Федор появился в дебютном фильме Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста» (1997), снявшись в тандеме с Дмитрием Харатьяном. В 2001 году Бондарчук сыграл главную роль в эксцентричной экранизации «Идиота» Федора Достоевского – черной комедии «Даун Хаус» режиссера Романа Качанова. Актер воплотил на экране образ князя Мышкина, а его партнерами стали Иван Охлобыстин, Александр Баширов, Барбара Брыльска, Юозас Будрайтис и Артемий Троицкий.
Впервые в качестве режиссера Федор Бондарчук выступил в 1993 году, выпустив музыкальный фильм-бенефис «Люблю» знаменитой актрисы Людмилы Гурченко. После этого наступил 12-летний перерыв в режиссерской карьере, во время которого он занимался производством видеоклипов и рекламных роликов. Кстати, Бондарчук стал одним из первых в стране клипмейкеров, сняв в 1990 году ролик на песню «До свидания, мама» Сергея Мазаева и группы «Моральный кодекс». На протяжении последующих лет он создавал клипы практически для всех известных российских исполнителей: Бориса Гребенщикова, Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте, Владимира Преснякова, Валерия Меладзе и многих других.
Дебют в создании музыкальных видео был настолько успешным, что в 1994 году за свою работу Федор был удостоен премии «Овация», которую получил из рук Бондарчука-старшего. Это стало еще одним способом доказать, что сын способен заниматься самостоятельным творчеством, не прикрываясь именем отца.
«Тогда моя персона волновала людей только потому, что сын великого советского режиссера вдруг занялся совершенно неведомым делом. Никто не понимал, что такое видеоролик или музыкальный клип. Именитые режиссеры во всем этом видели только деньги и малые формы, недостойные кисти больших художников. А ведь, если посмотреть с профессиональной точки зрения, это такая возможность творить и экспериментировать: с изображением, с монтажом – с чем угодно!» – вспоминал Федор Бондарчук.
Режиссер кассовых блокбастеров
В 2005 году он ворвался в отечественный кинематограф со своим военным блокбастером «9 рота», ставшим самым кассовым фильмом российского проката в том году. Кинолента получила множество наград на разных конкурсах и фестивалях, даже была выбрана претендентом на премию «Оскар» от России, но не вошла в шорт-лист. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о судьбе группы советских десантников, которые отправились служить в Афганистан и приняли последний бой с моджахедами. «Это фильм о моем поколении, о войне, о товариществе. Про мужскую любовь, про подвиг, предательство и верность», – говорил режиссер. В этой ленте снялся и сам создатель фильма.
По масштабности картину можно сравнить с работой Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Здесь Федор попытался показать, что он не просто сын знаменитого отца, но и сам умеет создавать фильмы первой величины. Недаром в финальных титрах появляется надпись «Отцу посвящаю» – как знак сыновней любви и уважения к памяти отца. Вместе с тем эти слова можно трактовать и как дань памяти советских воинов-афганцев.
В том же году Бондарчук снялся еще в несколько знаковых фильмах. Среди них – экранизация исторического детектива Бориса Акунина «Статский советник», где он сыграл в компании с Никитой Михалковым, Олегом Меньшиковым и Константином Хабенским. Также заметными стали его роли в комедии «Мама, не горюй-2» с Гошей Куценко и в сериале «Гибель империи», где он перевоплотился в генерала Деникина.
В 2013 году Федор Бондарчук снимает еще один масштабный исторический фильм – «Сталинград», который вновь оказался коммерчески успешным, став самым кассовым российским фильмом в новейшей истории на тот момент. Эту ленту также можно считать своеобразным посвящением режиссера своему педагогу по ВГИКу Юрию Озерову, у которого он снимался в одноименном фильме 1989 года.
Мнения критиков разделились. Помимо положительных, были и негативные отзывы, в которых к фильму выдвигались претензии и за исторические «ляпы», и за бессодержательность, и за перенасыщенность спецэффектами. Тем не менее фильм был тепло встречен зрителями. К слову, это первая российская картина, созданная в формате IMAX 3D, который рассчитан на максимальный эффект «погружения» в изображение. Фильм изначально задумывался как зрелищный миф, максимально ориентированный на кассовый успех, чего нельзя сказать о дилогии «Обитаемый остров» (2008-2009) – экранизации одноименного произведения братьев Стругацких. Фильм провалился в прокате и не окупил вложенный бюджет.
В дополнение к съемкам в кино однажды Бондарчук попробовал себя и в качестве музыкального исполнителя. В 2015 году вместе с молодым актером Семеном Трескуновым и певицей Тиной Кузнецовой специально для фильма «Призрак» Бондарчук исполнил песню «Живи настоящим», автором которой стал известный бард Вася Обломов.
В 2017 году состоялась премьера масштабной картины Бондарчука «Притяжение». Она стала второй полностью окупившейся в прокате лентой режиссера после «9 роты». Фильм повествует об инопланетном вторжении на Землю, начавшемся в московском районе «Чертаново». Картина поднимает проблему ксенофобии и восприятия инокультурного чужого. Новый блокбастер имел ошеломительный успех: сборы от проката в три раза превысили затраченный бюджет. В 2020 году в прокат вышло продолжение фантастической драмы – фильм «Вторжение».
Личная жизнь
Свою будущую жену Светлану Рудскую Бондарчук встретил еще в студенческие годы. Тогда девушка училась в школе, а впоследствии стала фотомоделью и возглавила PR-агентство. В 1991 году у молодоженов родился сын Сергей, а в 1999-м – дочка Варвара. Спустя 25 лет брака Федор и его жена объявили о разводе, хотя пара считалась крепкой и благополучной.
Причиной стали отношения Бондарчука с молодой актрисой Паулиной Андреевой, которую он впервые увидел в спектакле «Номер 13D» на сцене МХТ имени Чехова. Режиссер говорил, что Паулина напомнила ему «девушку из прошлых столетий». Несмотря на большую разницу в возрасте, он выбрал ее за порядочность, честность и отменное чувство юмора. Они нашли общий язык.
Федор познакомил маму со своей избранницей на вечере в честь девяностолетия Ирины Скобцевой. Взяв за компанию Константина Крюкова, будущие молодожены пришли в МХТ, и, говорят, избранница Скобцевой понравилась. В 2019 году Федор и Паулина поженились.
2 марта 2021 года Паулина подарила супругу сына Ивана. Федор Бондарчук признается, что чрезмерно заботится о детях, ему даже приходится бороться со своей гиперопекой.
Читайте также:
- Как в СССР снимали историческое кино? Пять нетленных шедевров
- Волшебник детского кино: режиссеру Владимиру Грамматикову исполняется 80 лет
- К юбилею Валерия Тодоровского: восемь интересных фактов из жизни знаменитого режиссера
- Последствия съемок «Сталкера», романы с актрисами и некрасивая история с Ливановым: факты об Андрее Тарковском
- «Понижение духовного уровня народа»: актер Бурляев раскритиковал российское кино
Подробнее в сюжете: Новости кино