В России начался Единый государственный экзамен. И главный вопрос – куда пойти учиться? Выбор большой. В стране почти 800 вузов. Минимум треть из них готовят IT-специалистов. Профессия престижная, для страны востребованная, и платят им немало. В этом убедилась обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.
Играть на парах здесь не запрещается. Это что-то вроде курсовой. Свой проект второкурсники Новосибирского университета назвали «Органайзер мозга». Бродилка с полосатым котом в главной роли – первая в России специальная игра для борьбы с синдромом дефицита внимания.
На счету студентов НГУ не одно изобретение. Это они создали агродрон для подсчета плодородных земель. Это их программа помогла впервые в истории расшифровать древние Тибетские рукописи. Берут в Новосибирский государственный самых умных. Проходной балл – 270 из 300 возможных на ЕГЭ. По русскому, математике и информатике (в этом году этот предмет впервые вошел в тройку самых популярных предметов по выбору).
«Фактически 40% ребят, которых мы зачисляем на первый курс, так или иначе связаны с IT-образованием. У нас есть целый факультет, контрольные цифры приема на который непрерывно растут. Это факультет информационных технологий», – сказал ректор НГУ, академик РАН, доктор физико-математических наук Михаил Федорук.
Программистов обучают 365 вузов и столько же колледжей. Кроме НГУ в топе лучших по IT-образованию находятся МГУ, Высшая школа экономики, Петербургский университет, Московский физтех и Бауманка. По крайней мере, их выпускники получают больше всех.
Зарплата программистов в прошлом году пробила очередной потолок: полмиллиона в месяц, не выходя из дома. Это уровень так называемых лидов – ведущих специалистов. Но и программистам с меньшим опытом, по данным рекрутеров, голод тоже не грозит.
«У ребят с небольшим опытом в разработке зарплата практически в каждой отрасли от 100. У ребят с более или менее неплохой специальностью – от 350. Если мы говорим про потолок, то его практически нет», – сказал руководитель Recruitment Centre Innopolis Марат Абдуллин.
По оценкам правительства, в стране не хватает миллиона айтишников. Через пять лет дефицит удвоится. Подготовка «цифровых» кадров сейчас – ключевой приоритет. Для них и льготные кредиты с ипотеками, и отсрочка от армии.
В новом учебном году в России появится важное новшество – цифровые кафедры, которые наподобие военных заработают в сотне вузов. Каким бы гуманитарием ты ни был, можешь параллельно получить IT-специальность.
«IT-гуманитарий – в этом названии нет ничего удивительного. Потому что у нас даже на гуманитарном факультете есть направление, связанное с математической лингвистикой», – отметил Михаил Федорук.
Иннополис – свободная экономическая зона и первый российский город для айтишников. Здесь домофоны проводят соцопросы, роботы-курьеры доставляют пиццу, а все проблемы горожан решает умная консьержка – специально обученный Telegram-бот. Все, что вчера казалось фантастикой, уже реальность. Как это было с беспилотными такси или виртуальными очками для хирурга.
Условия поступления в Университет Иннополис для иностранцев и россиян одинаковые. Нужно владеть английским языком, на нем ведется обучение, и доказать свои IT-навыки.
«Самое сложное – это сдать экзамены. Потому что экзамены в Иннополисе кардинально отличаются от того, что было в Казахстане. Поскольку программа в России – сама теория по математике и другим подобным предметам – гораздо сложнее. Мне пришлось конкретно так готовиться», – сказал студент из Казахстана Леон Парепко.
Экзамены – еще не все. Беседа с психологом и профессором поможет раскрыть личностные и бизнес-качества. Самым подходящим кандидатам независимо от гражданства предоставят грант на обучение.
«Мы предоставляем грант, который покрывает разные доли обучения. От 100%. Кому-то 90%, 75%, 50%, 10%. Разные есть места. И есть места, которые покрываются федеральным бюджетом», – отметил ректор Университета Иннополис Александр Тормасов.
Государство готово вложиться в обучение айтишников. Им отвели пятую часть всех бюджетных мест в вузах: из 580 тысяч будущим программистам отдадут 120 тысяч мест. На семь тысяч больше, чем в прошлом году. Даже в центрах переподготовки расширили программу для тех, кто потерял работу и хотел бы выучиться на айтишника. Такие специальности занимают две трети от общего количества профнаправлений.
Освоить новую профессию здесь можно всего за два месяца и с нуля. Поэтому неважно, в каких отношениях ты с компьютером. Искусствоведы, колористы и ювелиры переучиваются на графических дизайнеров. В IT-сфере тоже есть место творчеству.
В «Профессионале» готовят системных администраторов, специалистов по кибербезопасности, есть курсы по Р7 – российскому аналогу Microsoft Office. Его знание все чаще встречается в требованиях к вакансиям. По мнению пользователей, он легко заменит зарубежные программы, так как ничем не уступает им по качеству.
«Формат документов Microsoft Office является родным форматом для Р7. То есть при открытии документов текстовых, табличных, все данные сохраняются, ничто не требует какой-то дополнительной конвертации», – отметил пользователь Р7-Офис Андрей Каплин.
Отечественное ПО постепенно заполняет российский рынок программ и приложений. Замещать импорт страна начала еще в 2014 году. После февральских санкций, когда IT-гиганты решили уйти из России, пришлось ускориться. На неделе заработал первый российский маркетплейс приложений для смартфонов.
«Потребность в национальном App Store была сформулирована в конце марта – начале апреля. Дальше мы попросили группу VK начать опережающую разработку. Риски были понятны, потому что мы видели прецеденты, когда в Беларуси Apple на несколько дней заблокировала разработчикам доступ к App Store», – рассказал министр цифрового развития РФ Максут Шадаев.
Импортозамещение в IT идет неравномерно. В сфере кибербезопасности, например, все давно российское. А вот полноценных аналогов графических и видеоредакторов пока не существует. К 2024 году доля отечественного софта должна превышать 90%. Это задача для сегодняшних студентов – нового поколения айтишников.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Технологии