Личность бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи окутана загадками. Историкам до сих пор неизвестно, когда он родился. По официальной версии – 7 июня 1942 года, то есть на этой неделе полковнику могло бы исполниться 80 лет. Подробности в материале корреспондента «МИР 24» Глеба Стерхова.
Зверское изощренное убийство: раненого Каддафи повстанцы вытаскивают из придорожной канавы, колотят, рукояткой пистолета выбивают зубы, насилуют штык-ножом. Лишь через три часа пыток пускают пулю в голову бывшего вождя.
Его тело на несколько дней выставят на всеобщее обозрение в холодильнике мясной лавки. 42 года бессменной власти одного из самых противоречивых диктаторов все еще независимого государства окончены. Это совсем не похоже на то, как все начиналось, когда полковник-революционер Каддафи возглавил страну в результате бескровного переворота.
«В 1969 году к власти в Ливии пришел мечтатель, который очень хотел из многоплеменной разрозненной структуры на территории Ливии, из территории, где живут много племен, сделать нацию – ливийский народ. Сформировать ее. Он делал это, как умел», – объяснил старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Андрей Чупрыгин.
Бывшая маленькая Триполитания. Триполи буквально переводится как «три города». Со времен античности земли племен скотоводов, в средневековье – колония Османской империи, затем итальянская, позже англо-саксонская. В середине прошлого века обрела независимость под символической властью своего первого и последнего короля Идриса. На деле все морские порты и аэродромы в военных целях использовала Британия, в пригороде Триполи – военная база США, у Франции – плацдармы на юге страны.
Но главная ценность – нефть Ливии, ее там много. По запасам первое место в Африке. В 1950-х годах разведывали и начали качать американцы, они и получали колоссальную прибыль от добычи. Но только не ливийцы.
«Я вам один пример приведу. В начале 1960-х годов в Ливии не было мыла. Мыла не было! Они не могли его завезти. Не на что было купить, нефть открыли, но еще не продавали», – сказал полномочный посол Российской Федерации в Ливии с 16 октября 2008 по 19 марта 2011 года Владимир Чамов.
Владимир Чамов – последний российский посол Ливии времен Каддафи. Его миссия в стране закончилась за полгода до убийства главы государства. Последние годы они виделись почти каждый день, дружили. Он давно никому не дает интервью, лишь для нашего канала Чамов сделал исключение.
«Племя называется «Каддафа». Племя не очень большое. В Ливии более 300 племен. В основном бедуины, арабы, берберы», – отметил Чамов.
Бедуин – кочевник. Муаммар Каддафи родился в бедной семье, факт общеизвестный. В остальном детали его биографии в разных источниках расходятся. До сих пор непонятно, как ему, «ребенку пустыни», удалось выбиться в столь образованные люди. Ближайшая школа в 30 километрах от кочевья отца, но он туда ходил. А потом еще как-то отучился в королевской военной академии, открытой британцами. Дослужился до чина капитана, да еще и стажировку, как отличник, в Англии проходил.
Сам Каддафи писал, что в юные годы увлекался изучением основ социализма, анархизма, а потом стал ярым противником монархий. Так что военный переворот на родине совершал уже человек подготовленный и убежденный. В 1970-х отсталая полудикая страна становится самой развивающейся в Африке – 95% экономики он строил на экспорте нефти.
«Высокая зарплата, налоги – либо низкие, либо их вообще не было. Субсидии на покупку крупных вещей, квартиры, иногда вообще бесплатно. Полностью отсутствовали коммунальные платежи. Бесплатное медицинское обслуживание. Отличные лекарства, потому что за фальсификацию лекарств там применялась сходу без разговоров высшая мера», – подчеркнул Чамов.
Самые счастливые годы конец 1970-х – начало 1980-х. Время небывало высоких цен на нефть, было куда вкладывать. Он национализировал банки и всю нефтедобычу. Каддафи придумал и свою форму государственного устройства Джамахирию, что можно перевести как «народовластие». Он одинаково ненавидел как капитализм, так и социализм. Джамахирию называл «Третьей Всемирной теорией», себя – мессией, который должен научить весь мир жить по новой идеальной системе. При нем Ливия удвоила свой ВВП и вошла в Книгу рекордов Гиннесса как страна с самой низкой инфляцией. За это тоже народ полюбил его беззаветно.
Каждый уважающий себя ливиец держал малый или средний бизнес: лавку, магазин, производство. Торговые представительства росли как грибы.
«Итальянские костюмы для мужчин, платья для женщин, английская обувь – все такое было. Работали египтяне, которых там было под 2 млн, если не больше, работали тунисцы, которых там тоже было очень прилично… Особенно в гостиничной сфере. Работали палестинцы и прочие африканцы», – рассказывает Чамов.
Страна маленькая – шесть миллионов населения всего, а денег много. Каддафи решил пойти дальше – соседей взять под крыло некой объединенной Ливии. Потребовал переговоров у Египта, Сирии, Марокко, Алжира, Туниса, Судана и даже Мальты. Восторга не вызвал, дошло до выяснения отношения и даже небольших локальных войн.
Ливия сотрудничала с СССР и закупала за нефтедоллары все больше оружия. В Америке и Европе Каддафи называли диктатором, спонсором терроризма и санкции вводили, а в 1986-м даже бомбили американцы. Каддафи возмущался, но все же решил пойти Западу навстречу: приватизировал нефтяной комплекс, пустил на рынок иностранные компании, свернул разработки ядерного оружия. И даже выплатил огромные компенсации жертвам терактов, в организации которых подозревали ливийцев.
Каким-то чудом ему удалось вымолить прощение. Помогли то ли харизма, то ли африканский колорит. На всех официальных встречах в национальном костюме, во всех командировках с ним восточный шатер.
«Сегодня Франция поднимает голову и заявляет, что хочет атаковать Ливию. Ты, глупец, хочешь напасть на Ливию?! Это мы нападем на тебя», – заявлял Каддафи.
В 2011 году грянула «арабская весна» – волнения перекинулись и в Ливию, где их подавили. По данным ливийских властей, около 5000 человек убиты и ранены. Западные СМИ число жертв тут же преувеличивают в 10 раз, пишут о зверствах армии. Американский президент просит вмешаться.
«Мы столкнулись с перспективой насилия в ужасающих масштабах. У нас есть уникальная возможность остановить это международным мандатом. Широкая коалиция готова присоединиться к нам для защиты мирного населения в ответ на призыв о помощи самого ливийского народа», – говорил Барак Обама.
Защищать демократию отправили авиацию. Первую скрипку играли даже не США, а Франция, которая решила вернуться в военные структуры НАТО, и, видимо, хотела проявить себя. Врагов у Каддафи было уже и так предостаточно.
«Участвовали военно-воздушные силы Катара, ВВС ОАЭ, кроме стран НАТО и европейцев принимали участие еще и арабские страны. Против Каддафи сложилась большая коалиция», – сказал эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Кирилл Семенов.
Но главный взрыв, по мнению экспертов, произошел еще раньше и внутри страны. Многим не нравилось полное уничтожение инакомыслия, запрет политических партий, разрыв между городом и деревней по племенному признаку, насильственное переселение кочевников с родных земель. Кого-то пугало открытое финансирование исламистских радикалов на государственном уровне.
«Он не учел два момента. Первое – он не учел, хоть и не мог этого учесть, то, что его съест изнутри собственный усиливающийся параноидальный синдром. Это очень печально. И он не учел то, что в принципе народ уже перестал его любить. К середине 2000-х он перестал быть символом, он перестал быть тем самым наездником, который пришел из пустыни, чтобы спасти свой народ», – объяснил старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Андрей Чупрыгин.
Опальный полковник больше не наездник, не воин. Он отныне «Бешеный пес пустыни» для всех своих многочисленных врагов. Последнее обращение к народу за считанные дни до смерти: «Протестующие служат дьяволу! Не своей стране! Я не уйду в отставку! Я не глава государства! Я лидер революции! Я не брошу Ливию, я умру здесь, как мученик»
После бомбардировок Ливии и зверского убийства Каддафи и многих членов его семьи повстанцы показательно сжигали его «Зеленую книгу», то самое учение Каддафи, в котором подробно описана его утопическая мечта о новом мировом порядке Джамахирии.
«Человек, как физическое лицо, должен иметь свободу самовыражения и, даже будучи умалишенным, иметь право свободно выражать свое безумие», – говорится в «Зеленой книге».
Самая богатая страна Африки теперь одна из самых бедных. Она расколота пополам гражданской войной. За одну сторону правительство национального согласия под эгидой Евросоюза и США, за другую – страны Персидского залива. Приз победителю – огромные запасы нефти, которая дорожает с каждым днем.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Ливия без Каддафи