Выборы во Франции: придется ли Макрону управлять страной по указке его политического противника Меланшона

20:32 19/06/2022

Во Франции сегодня важное политическое событие: выборы в Национальное собрание. Избирательные участки на большей части страны закрылись, но в крупных городах они все еще продолжают работать – до 20:00 мск. Тогда же станут известны предварительные итоги выборов. Главная интрига – сможет президент Макрон сохранить лояльный себе парламент или придется договариваться с оппозицией. Все подробности – у обозревателя телеканала «МИР 24» Анны Деркач.

Он шутит с журналистами, заигрывает со сторонниками и членами избирательной комиссии. Последнюю неделю у Жан-Люка Меланшона прекрасное настроение. Неожиданный триумф в первом туре обеспечил ему места в парламенте. Теперь задача отобрать у правящего блока большинство.

«Я не боюсь, что Национальная ассамблея будет более расколота между различными партиями. Я, наоборот, надеюсь, что режим будет более парламентским и менее президентским», – сказал избиратель Саймон Нуи.

А вот у Макрона настроение не очень, хоть и вида не подает. На участок приехал вместе с женой Бриджит. Президента встретила группа поддержки. По традиции раздавал автографы и поцелуи.

Голосование в Национальное собрание в шутку называют третьим туром президентских выборов. От него зависит, получит ли президент поддержку большинства. Если да, сможет назначить своего премьера. Если нет, его могут склонить к «сожительству».

«Это когда президент представляет одну политическую силу, а парламент другую. Это осложняет прохождение законов в Национальном собрании и не позволяет эффективно проводить те реформы, которые задумал президент», – пояснил ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров.

«Мы должны избегать блокады в парламенте, потому что если что-то заблокировано, это просто-напросто ни к чему не приведет», – считает избиратель Мари-Франс Вийомье.

Такое в истории Франции было трижды – в президентство Жака Ширака и Франсуа Миттерана. Тогда премьерами были представители оппозиции. А периоды такого «сожительства» отметились конституционными реформами.

«Когда Ширак был премьером при президенте Миттеране, то внутреннюю политику проводил он. И эти годы отмечены правой политикой. Это, прежде всего, смягчение налоговой нагрузки населения, либерализация экономики, увеличение частного сектора в экономике», – сказал старший научный сотрудник института Всеобщей истории РАН Евгений Осипов.

Шансы на «сожительство» у Макрона высокие. С левыми он идет ноздря в ноздрю. Преимущество всего в 0,09%. Это какая-то 21 тысяча голосов. Главный оппонент Макрона Меланшон уже метит в премьеры. И если кресло достанется ему, Францию возглавит один из самых сложных политических тандемов.

«Макрон говорит, что надо увеличить пенсионный возраст до 65 лет. Меланшон полностью не согласен. Макрон выступает за сохранение институтов Пятой республики, Меланшон много лет выступает за переход к Шестой республике. Меланшон не хочет ограничивать иммигрантские потоки в стране, Макрон придерживается другого представления», – пояснил Сергей Федоров.

«Когда у вас есть парламент, который не полностью соответствует правительству, это позволяет вести более интересные дискуссии. С другой стороны, сожительство всегда в некотором роде – признак неудачи», – считает избиратель Доминик Дебарр.

Причины неудач Макрона эксперты видят в нем самом. За пять лет он растерял четыре миллиона избирателей. Доверие падало вместе с покупательской способностью. Макрона даже прозвали президентом для богатых, количество которых во Франции сопоставимо с числом отданных за президента голосов.

«12% всех людей, которые в списках, избрали Макрона. Во Франции это президент, который представляет меньшинство», – прокомментировал журналист Димитри де Кошко.

«Уксус, курица, хлеб, сыр и тунец, упаковка яиц – на все ушло 20 евро. Сейчас средняя корзина стоит по крайней мере на 10 евро дороже, чем еще несколько месяцев назад».

Охота за скидками сейчас такой же тренд, как и смена авто на лошадь. Уже четыре года Сара покупает все на промоакциях. Таких называют профессиональными скидочниками. Она даже группу создала в социальной сети под названием «Как сэкономить».

«В основном я покупаю то, на что сейчас скидка, и создаю запасы средств гигиены, продуктов. Того, за что мне сейчас не нужно платить полную стоимость», – рассказала Сара.

Таким, как она, не до выборов. 80% французской молодежи 12 июня просто не пошли голосовать. В целом явка не превысила 48%. Это самый низкий показатель за всю историю страны.

«Доверие французов к депутатам, чуть выше, чем к девушкам не очень социального поведения», – считает Сергей Федоров.

«Люди говорят: нам не за кого голосовать. Их очень раздражает, что накануне второго тура выборов Макрон поехал на Украину вместо того, чтобы представить, что он будет делать по внутренней ситуации. Его премьер-министр заявила, что вот мы сейчас готовим пакет законодательных актов, который должен улучшить ситуацию. А где они накануне выборов? Нет их – законодательных инициатив», – отметила первый проректор РГГУ Ольга Павленко.

Эммануэля Макрона действительно больше волнует внешняя политика. Он сам подсчитал: только с Владимиром Путиным за последние полгода проговорил по телефону 100 часов. Появился даже термин – «макронить», то есть звонить по поводу и без. Вот и поездка на восток не отличилась особой содержательностью. В Киеве и Кишиневе Макрон говорил о присоединении двух стран к ЕС.

«Не будет никакого промежуточного ответа. Будет ответ, который будет максимально четким, будет сопровождаться условиями и процедурами, что нормально, потому что вступление в ЕС – это путь и процесс», – сказал французский президент.

Больше всех надежда нужна самому Макрону. Потеря голосов и неожиданный триумф левых словно ледяной душ. Пока он боролся с Ле Пен, Меланшон создал сильную коалицию и верит в победу во втором туре.

«Ввиду такого результата и исключительных возможностей, которые он создает для нашей страны, я призываю наших людей провести марш в воскресенье, чтобы окончательно отвергнуть обреченные проекты гражданина Макрона», – заявил Жан-Люк Меланшон.

Сейчас оба альянса стараются перетянуть на себя голоса партий, которые не прошли во второй тур. Марин Ле Пен, получившая 18%, призвала своих сторонников не отдавать Макрону ни одного голоса.