Опасные трюки под куполом цирка, неудачный поцелуй Гайдая и вечный образ «комсомолки»: к юбилею Натальи Варлей

17:32 22/06/2022
Опасные трюки под куполом цирка, домогательства Гайдая и вечный образ «комсомолки»: к юбилею Натальи Варлей
ФОТО : Игорь Агеенко/ТАСС

«Комсомолка, спортсменка и просто красавица» – эта характеристика, данная героем Владимира Этуша очаровательной студентке Нине в фильме «Кавказская пленница», на долгие годы пристала и к исполнительнице роли – Наталье Варлей. Все та же робкая улыбка и лукавый прищур карих глаз – глядя на нее сегодня, невозможно поверить, что актриса отмечает 75-летний юбилей. Свою карьеру она начинала в цирке, а съемки в «Кавказской пленнице» сделали ее одной из самых известных и любимых советских актрис. Но платой за успех стали тяжкие испытания: три неудачных брака, обвинения в изменах, приставший на много лет образ Нины, от которого так и не удалось избавиться, и даже домогательства со стороны «крестного отца» в кинематографе – Леонида Гайдая... Сегодня, в день рождения Натальи Варлей, Mir24.tv вспоминает главные роли актрисы и раскрывает тайны ее личной жизни.

Стала циркачкой, несмотря на болезнь сердца

Наталья Варлей родилась 22 июня 1947 года в семье ветерана войны, морского офицера Владимира Варлея. Ее мать, Ариадна Сенявина, была внучкой потомственного горного инженера Е.Н. Барбота де Марни, чьи предки были родом из Франции. А своей необычной звучной фамилией актриса обязана англичанам: как рассказывал ее отец, у него в роду было двое братьев Варлеев (фамилия имеет валлийское происхождение), которые владели собственным конным заводом и оба женились на русских девушках. «В моей крови целый коктейль из разных национальностей», – шутит Наталья Владимировна.

В 40-х годах отец Варлей был командиром военных кораблей на Черноморском флоте. Его профессия определила место рождения дочери: последовав за мужем в очередное плавание, Ариадна Сергеевна родила девочку на чужбине – в румынском городе Констанце. Еще через шесть лет у Наташи появилась сестра Ирина, сейчас она работает в Государственном архиве.

Детство будущей актрисы прошло в Мурманске, связано это, опять же, со службой отца: в 1954 году Владимир Викторович был назначен замначальника Мурманского арктического пароходства, а с 1955 по 1957 год работал председателем Мурманского горисполкома. Лишь в конце 50-х семейство перебралось в Москву, хотя отец продолжал работать на мурманском «Севрыбхолодфлоте» старшим помощником капитана.

То, что в семье подрастает творческая натура, стало заметно сразу: в четыре года маленькая Наташа уже вовсю сочиняла стихи, отлично рисовала, училась в музыкальной школе и много читала. Но больше всего девочку манил цирк. Наташа обожала наблюдать за тем, как артисты исполняют под куполом головокружительные трюки, и мечтала научиться делать так же. И это несмотря на то, что врачи запрещали ей заниматься даже простой физкультурой: еще в раннем детстве у Варлей диагностировали ревмокардит – воспаление сердца.

Однажды в кассе цирка ей попалось на глаза объявление: ведется набор детей 11-13 лет в акробатическую студию. Ничего не сказав родителям, Наташа пришла на отбор и поступила, а после восьмого класса продолжила обучение в цирковом училище, которое окончила с красным дипломом.

Так, невзирая на серьезную болезнь, Варлей стала профессиональной эквилибристкой. Вместе с труппой она выступала в Волгограде, Саратове и Одессе, также некоторое время работала в Московском цирке на Цветном бульваре. Там ее партнером на арене был знаменитый клоун Леонид Енгибаров. Варлей до сих пор вспоминает их общение с улыбкой. «Он, конечно, пытался за мной ухаживать. Даже какие-то стихи читал и цветочки дарил», – кокетливо признавалась она. Но в итоге именно Енгибаров оказался тем, кто, сам того не подозревая, обеспечил Наталье путевку в кино.

Домогательства и месть Гайдая

Леонид Енгибаров находился в приятельских отношениях с режиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Он является создателем культовых приключенческих фильмов: «Д’Артаньян и три мушкетера», «Узник замка Иф» и др. Но одной из первых работ режиссера считается сатирическая комедия «Формула радуги». В фильме снялись молодые Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Фрунзе Мкртчян, получил небольшую роль и Енгибаров. Как-то раз Юнгвальд-Хилькевич пришел на представление друга в цирке на Цветном и увидел там Варлей. Хрупкая, миниатюрная красавица (рост Варлей – всего 150 сантиметров) покорила режиссера. Он сразу же предложил ей сняться в своем фильме, и девушка согласилась. Главную роль она так и не сыграла – по замыслу героиня должна была быть постарше. И все же, Варлей появилась в «Формуле радуги», сыграв медсестру.

Восхищение Юнгвальд-Хилькевича не укрылось от ассистентки другого знаменитого режиссера – Леонида Гайдая. Помощница главного мастера советской комедии Татьяна Семенова как раз искала хорошенькую молодую девушку на главную роль в очередном фильме мэтра. Примечательно, что на роль Нины в картине «Кавказская пленница» претендовали более 500 актрис, в числе которых были звезды всесоюзного масштаба: Наталья Кустинская, Марианна и Анастасия Вертинские, Валентина Малявина, Наталья Фатеева.

Но Гайдай остановил свой выбор на юной и непосредственной Варлей. Хоть Наталья и не была профессиональной актрисой, она обладала многими качествами, которые позволили ей легко обойти конкуренток. И к ним относятся не только молодость, задор и красота. Так, благодаря своему цирковому прошлому Варлей с легкостью сама (!) выполнила все трюки в картине. «Леонид Гайдай сказал, что в сцене прыжка со скалы заменит меня дублершей. Однако чуть позже выяснилось, что моя дублерша не умеет плавать, поэтому и тут я все делала сама», – рассказывала исполнительница роли Нины.

Роль в «Кавказской пленнице» в одночасье сделала Наталью Варлей знаменитой. Все девушки мечтали о такой подруге, как Нина, а для мужчин «спортсменка и комсомолка» стала настоящим секс-символом. Но вместе со славой на девушку обрушились и тяжелые испытания.

Неожиданно для себя Варлей осознала, что Леонид Гайдай питает к ней далеко не отеческую симпатию. Неприятный эпизод произошел после того, как они вместе отмечали день рождения Александра Демьяненко. Гайдай предложил проводить Наталью до гостиницы, затем поднялся с ней на этаж и вместо того, чтобы направиться к себе в номер, где он жил вместе с женой Ниной Гребешковой, неожиданно протиснулся вслед за Варлей и попытался закрыть дверь изнутри.

Актриса не позволила этого сделать, но и тогда режиссер не ушел. Завязалась неловкая беседа, которую резко прервала появившаяся в дверях Гребешкова. «Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: «Мы говорим о работе!» Нина Павловна молча вышла... Хлопнула дверь соседнего номера. Леонид Иович поднялся с кресла и пошел к выходу, я двинулась, чтобы закрыть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать…» – вспоминала Наталья Варлей.

Роман с режиссером, тем более женатым, никак не входил в ее планы. «Я была девушка цирковая, сильная, с моментальной реакцией, поэтому в одну секунду я Гайдая не только оттолкнула, но и вытолкала из номера, закрыла дверь и заперла ее на ключ (прямо-таки сцена с Сааховым из фильма!)…» – рассказывала актриса.

Весь следующий день Гайдай был чернее тучи, но держался подчеркнуто вежливо. А когда съемочная группа возвращалась назад в Москву, неожиданно объявил: в фильме Нину будет озвучивать другая актриса. Варлей от неожиданности и обиды не сдержала слез.

Возможно, Гайдай был уязвлен отказом Натальи, а может, его решение было продиктовано порядками того времени (начинающих актрис часто озвучивали другие, более опытные) – сказать наверняка сложно. Как бы то ни было, в итоговой версии фильма мы слышим голос Надежды Румянцевой. Кстати, изначально ее тоже рассматривали на роль Нины. Сама Варлей озвучила лишь пару реплик, например, ставшую крылатой фразу: «Ошибки надо не признавать! Их надо смывать. Кровью!..»

Озвучить песни Наталье также не позволили. Так, знаменитую «Где-то на белом свете...» исполнила Аида Ведищева, которую для озвучания предложил композитор Александр Зацепин (хотя Гайдаю очень нравился родной вокал Варлей). Впоследствии и Ведищева, и Румянцева старались получить свою долю славы от участия в знаменитой комедии, причем, как утверждает Варлей, делали это крайне бесцеремонно. «Ведищева… возмущалась тем, что ее фамилии «нет в титрах», хотя до недавнего времени у нас в кино вообще не было такой практики. И тем, что я пела на юбилеях Зацепина и Дербенева «Где-то на белом свете» и удостоилась наконец похвалы Саши Зацепина. А она считала, что ее должны были вызвать из Америки...» – рассказывала актриса.

Из-за всех этих передряг с премьеры «Кавказской пленницы» Варлей, по ее словам, выходила в слезах и «пошатываясь от боли».

Падение в гробу и пожизненная слава Нины

К счастью, на этом ее актерская карьера не закончилась. Одной из самых заметных ролей Натальи Владимировны стала роль Панночки в первом советском фильме ужасов «Вий». Многие актрисы отказались играть покойницу в этой жуткой (по крайней мере, для того времени) экранизации повести Гоголя, но Варлей была не из пугливых.

Впрочем, и она не отрицала, что на площадке во время съемок творилась «дьявольщина»: к примеру, один раз Наталья чуть не погибла, когда гроб, в котором она лежала, сорвался с потолка. К счастью, игравший Хому Брута Леонид Куравлев вовремя успел поймать партнершу. Но как только съемки завершились, Варлей сходила в церковь и совершила обряд покаяния.

В багаже Наталье Варлей – десятки ролей в кино и театре. Зритель наверняка помнит ее по фильмам «12 стульев» (Лиза), «Гостья из будущего» (Марта Скрыль), «Семь невест ефрейтора Збруева» (Галина Листопад), «Мой папа – идеалист» (Алена) и др. Одним из последних крупных проектов с участием актрисы стал фэнтези-фильм «Волкодав из рода Серых Псов», в котором Варлей сыграла наставницу главного героя, жрицу Кан-Кендарат. А спустя 15 лет, в 2016 году, Варлей согласилась сыграть Людмилу Ренье в мелодраме «Тетя Люси». Больше она в кино не снималась, посвятив себя поэзии, любовь к которой осталась с ней на всю жизнь.

Сама Варлей в автобиографии называет себя «пожизненной Ниной» и признается: «перебить» образ красавицы-студентки не смогла ни одна из ее последующих ролей. «Знаете, бывает талантливый человек, но судьба его не сложилась, он не проявил себя. Ну, вот такая судьба у других картин моих. Слишком яркими были «Кавказская пленница» и «Вий», – пишет Варлей.

Муж-наркоман и скандалы с отцовством

Наталья Варлей трижды была замужем, но ни один брак не принес ей истинного счастья. Хотя увлечений в жизни актрисы хватало: после съемок в «Кавказской пленнице» от кавалеров не было отбоя. Свои ухаживания актрисе предлагал не только Гайдай, но и Леонид Филатов, а также другие коллеги по киноцеху. Но свой выбор она остановила на режиссере Николае Бурляеве.

«Это был какой-то совершенно детский брак: мне 19, ему – 20, – пишет Варлей в своей книге «Канатоходка». – Наверное, это было настоящее первое чувство, так что в Щукинское я уже замужней пришла. Колю в это время в Театр Ленинского комсомола приняли, и наша жизнь пошла по разным колеям. У него там какие-то начались влюбленности, на меня в «Щуке» обрушилась любовь мужской половины училища».

Брак с Бурляевым продолжался всего год. Вторым мужем актрисы стал ее однокурсник, студент Щукинского училища Владимир Тихонов – сын известных актеров Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой. Но и этот союз в итоге рухнул. Правда, на этот раз дело было не только в изменах. Еще до замужества Варлей начала подозревать, что любимый в ее отсутствие балуется «нехорошими веществами». И прямо в день свадьбы друзья открыли ей правду: Владимир оказался наркоманом.

«Володя Волжанский вывел меня на балкон и с цирковой прямотой сказал: «Наташа! А ты знаешь, что твои муж – наркоман?!» Я похолодела: «Володя! Нет! Ты ошибаешься...» На что Волжанский жестко возразил, что Вова Тихонов предложил ему на выбор: покурить или кольнуться, а когда он отказался, то сказал: «Ну и ладно. А мы «оттянемся». Я медленно «умирала» до утра, пока все не разошлись. А к утру разразился скандал. Я рыдала. Нонна Викторовна кричала: «Идиот! Только она тебя может спасти!» Володя злился и от всех обвинении отказывался…» – вспоминала Варлей.

Несмотря на пагубное пристрастие Тихонова, в итоге они помирились, а 21 мая 1972 года у Натальи родился первенец – сын Василий. Но образцовым отцом Владимир не стал, а вместо этого погряз в наркотиках и изменах. Тем временем поползли слухи, что и Наталья не верна супругу: злопыхатели отмечали необычайное сходство сына Васи и Константина Райкина, с которым, как шептали в «Щуке», у Варлей был бурный роман. Это сильно испортило отношения Натальи со свекровью.

«Между нами с Нонной Викторовной пробежала черная кошка. Но мы успели помириться перед ее смертью, сказали слова любви друг другу. Я приезжала к ней домой, приходила на похороны. Однажды, в самом начале нашего примирения, Нонна Викторовна произнесла в мою честь тост. Сказала, что я хорошая мать», – подчеркивала Варлей.

Так или иначе, Василию Наталья дала свою фамилию, как и своему второму сыну Александру – он появился на свет в 1985 году. Имя отца ребенка актриса так и не раскрыла, но многие считают, что им может быть узбекский актер Ульмас Алиходжаев, с которым Варлей снималась в фильме «Огненные дороги».

Третьим мужем актрисы стал бизнесмен, владелец строительной фирмы по имени Владимир. Говорят, он был сильно младше своей супруги. По настоянию Варлей они венчались в церкви, но и это не спасло брак от распада. Сейчас актриса живет одна в своем загородном доме, где до этого жила ее мать.

Хотя Наталья Варлей давно не снимается в кино, ее по-прежнему можно увидеть в театре. Так, в 2021 году Варлей сыграла в спектакле «Палата бизнес-класса» на сцене Музыкального театра им. Сац и Культурного центра «Меридиан».

Несмотря на уединенный образ жизни, Наталья Владимировна по-прежнему следит за здоровьем и заботится о своей внешности, что позволяет ей потрясающе выглядеть в столь почтенном возрасте. Варлей никогда не отрицала, что делала подтяжку лица, но стоит отдать ей должное – актриса никогда не перебарщивала с бьюти-процедурами и пластикой в погоне за молодостью и красотой.