«Хватит с меня ошибок и боли…» в театре «Практика» премьера моноспектакля «Мама, я в Москве»
12:38 29/07/2022Театр «Практика», пожалуй, чаще других удивляет премьерами. В этом открытом театральном пространстве, которое базируется на площадке Музея Москвы, говорят на современном театральном языке, не боятся экспериментов, поэтому нередко тут случаются смелые коллаборации начинающих и опытных творческих людей из разных сфер искусства. И вот в разгар сезона отпусков здесь продолжают трудиться. Результат – новый моноспектакль «Мама, я в Москве». Что в нем необычного?
В основе постановки – остроумные, парадоксальные и автобиографичные рассказы Дины Губайдуллиной. И, конечно, лучше самого автора вряд ли кто их представит, так что девушка чуть больше часа повествует зрителю о проблемах, которые хорошо знакомы современной молодежи: как провинциалу приспособиться к жизни в столице и как молодой независимой женщине существовать в мире, где феминизм соседствует с патриархальными устоями? Но это все от авторов постановки, а как же все это видит зритель?..
«Вы вообще замечали, что человека можно видеть по-одному, а потом раз – и по-другому…»
Эта цитата из спектакля приходит на ум неслучайно. Вообще всю постановку хочется назвать «перевертыш», хотя бы потому, что авторам удалось буквально перевернуть внутренний мир человека и достать все наружу, чтобы каждый сидящий в зале наконец понял, что он не одинок, что его проблемы как-то удивительно похожи на проблемы сидящего рядом, и стоящего на сцене, и едущего на соседнем кресле в метро…
Героиня не выходит на пикеты за женские права. Она просто живет на окраине Москвы, смотрит в окно, разговаривает с соседями и мечтает. Здесь есть все: и лиризм, и образность, и ирония. Кстати, вот именно ирония-то и подкупает больше всего. Причем, в разговорах даже на самые пикантные темы нет никакой низкой пошлости, все воспринимается с улыбкой.
Коврик, Москва, мультики. Любовь, свидания, голуби, религия, метро, Нагиев… И, конечно, же воспоминания из детства, которые неразрывно влияют на восприятие действительности и сегодняшних реалий. И уже непонятно, что же больше занимает героиню – то, что здесь и сейчас, или все эти многочисленные камбэки.
Автор текстов – Дина Губайдуллина. Она же и исполняет их на сцене. Но нельзя не сказать о режиссуре, потому что именно мастерство Алексея Золотовицкого превращает все это из просто хорошего текста в действительно хороший спектакль.
Чем же он так хорош? Четко выстроенная цепочка событий и воспоминаний, тесно переплетающихся в голове и сердце молодой девушки и красиво оформленных мультипликацией Ашота Мефодина, наполняет смыслами и эмоциями каждого зрителя.
Кстати, мужчины, вы точно не скучали весь час, пока шел спектакль, но что вы чувствовали, когда с сатирой рисовались мужские образы на экране? Возможно, благодаря удачному тандему девушки-автора и мужчины-режиссера спектакль «Мама, я в Москве» в целом получился как инь и янь – о столкновении и притяжении противоположностей, о мужчинах и женщинах. Приоткрыв завесу тайны внутреннего мира, авторы дают возможность зрителю немножечко узнать себя, подумать, понять, что чувствует другой человек, а потом незаметно стать чуточку лучше и уже совсем иначе вести себя на свидании или просто вспомнить себя и от души посмеяться.
«В ее историях юмор и ирония сочетаются с глубоким лиризмом и точными наблюдениями за людьми, с которыми сталкивается ее alter ego», – отмечает режиссер Алексей Золотовицкий.
Жизнь маленького человека в большом городе. Как часто мы растворяемся в толпе, и все же остаемся наедине со своими проблемами. Как хочется найти свою половинку в этом «муравейнике». Но почему это так трудно в таком густонаселенном городе? Как самый обыкновенный человек справляется с трудностями, о чем думает, что чувствует, как переживает? Жизнь соткана из противоречий. Но именно это и заставляет нас выбирать и приспосабливаться, а значит, – жить! И только посмотрев на себя со стороны и улыбнувшись, можно многое понять, чтобы наконец принять и стать хоть капельку, но счастливее…
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр
- Иммерсивный спектакль по мотивам пушкинского «Моцарта и Сальери» показали в Русском доме Еревана
- Новая «Снегурочка» в Большом театре: чем удивит зрителей хореографическая сказка от балета «Кострома»?
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями