«Счастлива была на сцене, но не в личной жизни»: Эдите Пьехе – 85

07:08 31/07/2022
«Счастлива была на сцене, но не в личной жизни»: Эдите Пьехе – 85

31 июля свой 85-летний юбилей отмечает легендарная эстрадная певица, актриса, любимица нескольких поколений зрителей Эдита Пьеха. В ее коллекции более 400 музыкальных наград и титулов, включая звание народной артистки СССР. Загадочная иностранка с необычным тембром голоса и мягкой, чувственной манерой исполнения, она была невероятно востребована на сцене, а вот ее личная жизнь складывалась сложно.

К юбилею Эдиты Пьехи смотрите в воскресенье, 31 июля, в 9:00 на телеканале «МИР» программу «Рожденные в СССР».

Горькие потери детства и воплощение мечты

Родители будущей звезды Станислав Пьеха и Фелиция Королевска были поляками. В 30-х годах прошлого века они вместе с сыном, старшим братом Пьехи, перебрались во Францию в поисках лучшей жизни. Мама была домохозяйкой, а отец трудился на угольной шахте, как и большинство мужчин в округе.

Романтическое название городка, в котором осела семья, Нуайель-су-Ланс. Он расположен на севере Франции, в Нор-Па-де-Кале. Здесь 31 июля 1937 года – всего за пару дет до начала войны – у них родился второй ребенок – девочка, которую назвали модным во Франции именем Эдит, а полностью – Эдит-Мари Пьеха.

В то время городок ее детства был всего лишь поселком шахтеров. Правда, отец, страстный садовник и селекционер-самоучка, всячески пытался украсить быт семьи. Удивительные розовые кусты, на которых распускались бутоны разных оттенков – вот все, что осталось от него девочке. Когда Эдит было всего четыре года, отец умер от силикоза – профессионального заболевания шахтеров, вызванного постоянным вдыханием диоксида кремния.

После его смерти положение семьи стало угрожающим. Мать, которая брала шитье на дом, не могла заработать достаточных средств, чтобы прокормить двоих детей. Да и квартира, в которой они жили, принадлежала шахте: в нее селили только семьи рабочих. Над осиротевшим семейством нависла угроза выселения. Чтобы решить одним махом все проблемы, на шахту устроился работать старший брат Эдиты, 14-летний Павел. Он приписал себе два года – иначе его бы не приняли на работу. И это было роковым шагом. Всего через три года вредное производство сгубило и его: парень умер от туберкулеза, не дожив до своего 18-летия.

Гибель мужа и сына, помноженные на лишения военных лет, совершенно подкосили мать Эдиты Пьехи. Несчастная женщина не могла даже уехать с дочкой на родину – не было денег, да и передвижение по оккупированной немцами Европе было проблематичным. В какой-то момент соседка посоветовала отчаявшейся женщине вторично выйти замуж. Мол, она еще молода и хороша собой, а на шахте работает ее соотечественник, неженатый поляк Ян Голомб.

Эдита Пьеха вспоминала впоследствии, что на свою свадьбу мама и отчим ехали на велосипедах. А она сама, семилетняя, бежала за ними бегом. Казалось, что жизнь снова может наладиться. В 1945 году у девочки родился младший братик, которого назвали Юзефом. А скоро семья перебралась назад на родину, в Польшу. Поселились они в шахтерском городке Богушеве в Судетах.

«Счастлива была на сцене, но не в личной жизни»: Эдите Пьехе – 85
Фото: Генде-Роте Валерий/ТАСС

Правда, отношения с отчимом у Эдиты складывались сложно. Он требовал, чтобы девочка взяла его фамилию и называла папой. Получая отказ, злился и частенько колотил приемную дочку, придираясь к ней на каждом шагу.

Но девочке казалось, что менять имя никак нельзя, что это будет предательством памяти отца. Ей смутно помнились крепкие объятья, родной запах и ощущение защищенности от всех бед, которые она испытывала, сидя на его коленях. Девочка решила во что бы то ни стало сохранить свою фамилию и назвать своего будущего сына Станиславом – в честь отца. Правда, этот план не осуществился – у певицы родилась дочка. Но все ее мечты спустя много лет воплотил внук, российский певец, участник проекта «Фабрика звезд», который взял сценический псевдоним Стас Пьеха и стал знаменитым именно под этим именем.

Иностранная дива: как к певице пришел успех в СССР?

Впервые петь Эдита Пьеха начала в школьном хоре. Потом она продолжила выступать в самодеятельности педагогического лицея, куда поступила в 1951 году. Но настоящий расцвет вокальной карьеры ждал ее в СССР. Упорная и способная девушка победила в конкурсе на право учиться в Советском Союзе, и в 1955 году оказалась в Ленинграде.

Она планировала учиться в педагогическом институте имени Герцена, но там прием документов был уже окончен, и Пьеха поступила в Ленинградский государственный университет им. Жданова (ЛГУ) на отделение психологии.

Юная иностранка усердно учила русский язык, посещала занятия в университете и пела в хоре польского землячества. Этот хор был настоящей отдушиной для девушки, которая чувствовала себя в Ленинграде совсем одинокой. В то время Эдита Пьеха говорила по-русски с сильным акцентом и очень боялась лишиться стипендии, которая была ее единственным доходом.

В польском хоре ее услышал и заприметил руководитель ансамбля студентов Консерватории Александр Броневицкий – будущий муж певицы. Высокая девушка с необычным голосом и странным произношением сразу привлекла его внимание. Он пригласил ее солисткой в свой ансамбль и очень скоро увлекся этой экзотической певицей, не похожей ни на кого.

Она же долго не замечала его ухаживаний. Во-первых, строгое католическое воспитание не позволяло ей заглядываться на мужчин, а во-вторых, он поначалу не показался ей привлекательным: был невысоким, худощавым и в целом миниатюрным – почти как подросток. Но скоро юная певица оценила его острый ум, безупречные манеры и обаяние. «Подобного человека я в жизни не встречала, – вспоминала потом Пьеха. – Композитор, дирижер, пианист, окончил два факультета консерватории. Да еще и балагур, озорник, весельчак! Он всегда острил».

Скоро Пьеха стала солисткой ансамбля «Дружба» – музыкального коллектива, созданного Броневицким. Несмотря на романтические отношения, он был невероятно требовательным руководителем, и часто высказывался о ее пении очень жестко. Поэтому певица втайне от него бегала на уроки вокала. Ведь она единственная из всего ансамбля не имела никакого музыкального образования.

Невероятно, но факт

Позже критики говорили, что именно Александр Броневицкий сделал Эдиту Пьеху звездой. И это правда. Но еще до того, как он огранил этот самородок, девушка имела успех у публики. Первое же ее выступление в составе ансамбля «Дружба» – с польской песенкой «Красный автобус» – так понравилось публике, что исполнительницу четыре раза вызывали на бис. А ведь выступление это было на новогоднем вечере в консерватории, то есть зрители были искушенными.

Песню записали на пластинку, которая мгновенно разошлась миллионным тиражом. На нее даже сняли клип, что сразу вывело 19-летнюю Эдиту Пьеху из тени. После этого стало ясно, что будущее девушки – совсем не в психологии, которой она училась. Многочасовые репетиции шли каждый день, ведь Броневицкий планировал выход на центральное телевидение и гастрольный тур, для которого еще нужно было отработать репертуар.

«Счастлива была на сцене, но не в личной жизни»: Эдите Пьехе – 85
Фото: Белинский Юрий/ТАСС

Через год после памятного выступления в консерватории он сделал ей предложение. Мама Эдиты Пьехи, узнав, что дочка не вернется в Польшу, объявила ей бойкот и больше года не разговаривала с ней. А сама Эдита была счастлива. Такой невероятно насыщенной жизнью она не жила никогда.

Правда, требовательный Броневицкий очень скоро перестал стесняться в выражениях. Он жестко критиковал не только ее пение, но и внешность, и манеру держаться. Выросшей в провинции девушке пришлось учиться всему: ухаживать за собой, одеваться со вкусом, ходить с прямой спиной, плавно двигаться по сцене на каблуках. Она смотрела фильмы с кинозвездами и пыталась двигаться, как они. Учила жесты, репетировала перед зеркалом. Вырезала из журналов фотографии Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды и часами трудилась над своим лицом: училась делать макияж, как у них. Прически для выступлений копировала также с западных кинозвезд. Все эти старания не прошли даром: в новом образе популярность певицы росла. Пять лет непрерывной работы над собой, репетиций, выступлений и гастролей сделали из нее популярную молодую певицу, работающую в джазовом стиле и известную не только в Ленинграде, но и по всей стране.

Но и безоблачным этот период назвать трудно. В стране начались гонения на джаз, а певицу, которая так и не избавилась от акцента, обвиняли в том, что она коверкает русский язык. Да и в целом «Дружбу» попытались запретить, как прозападный ансамбль, в котором выступают стиляги. Вот тут-то и выяснилось, что Эдита Пьеха, всегда казавшаяся кроткой и милой, умеет проявить железную волю. Она лично отправилась в Москву на прием к министру культуры и вернулась с победой. Министр, послушав записи группы, признал, что это новое слово на советской эстраде и дал полное одобрение. Заодно Пьеха добилась и права перевестись на заочное отделение – совмещать учебу в ЛГУ с концертной деятельностью было невозможно.

«После этого случая я перестала быть объектом постоянного воспитания Броневицкого, а в его глазах помимо любви начала читать еще и уважение», – рассказывала Пьеха.

Развод с Броневицким и сольная карьера

Еще через пару лет плотный гастрольный график пришлось прервать: у Эдиты Пьехи и Александра Броневицкого родилась дочь Илона. Год после ее рождения, проведенный на хуторе в Прибалтике, Эдита Пьеха вспоминала потом, как самое счастливое время. Омрачало ее покой только одно: муж ее даже не скрывал, что встречается с другими женщинами. Его романы больно ранили певицу, но она, воспитанная в строгости и патриархальности, страдала молча.

Вернувшись после декретного отпуска на эстраду, певица уже чувствовала себя на сцене, как рыба в воде. Она исполняла песни многих популярных композиторов, среди которых Марк Фрадкин, Александра Пахмутова, Владимир Успенский. Эдита Пьеха первой на советской сцене стала уменьшать дистанцию между собой и публикой: пела, двигаясь по сцене с микрофоном в руках и даже – невероятная по тем временам вольность – спускалась в зал. Она первой стала давать творческие вечера: общалась со слушателями в зале, отвечала на их вопросы и всегда оставалась сердечной и открытой. Такая форма взаимодействия со зрителем была еще невиданной в Союзе, и публика ответила ей горячей любовью и признанием. Ее ждали полные залы, миллионные тиражи пластинок, гастроли в десятках стран мира.

К тому времени Пьеха не только отточила свою манеру исполнения и стала профессиональной певицей, но и создала образ роскошной женщины, красавицы, которая при этом добра, мила и искренне любит своих зрителей. Публике нравилось, что она родом из глубинки, из бедной семьи, создала себя сама и «не задирает нос». Пьеха теперь сногсшибательно выглядела, и муж начал отчаянно ее ревновать.

«Счастлива была на сцене, но не в личной жизни»: Эдите Пьехе – 85
Фото: Пахомова Людмила/ТАСС

Известен случай, как Александр Броневицкий примчался во Францию на Каннский фестиваль, где Эдита Пьеха представляла страну вместе с Муслимом Магомаевым. Ночью ревнивый муж залез в ее номер по водосточной трубе и устроил настоящий погром: разыскивал Магомаева. По его мнению, Пьеха непременно должна была воспользоваться случаем, чтобы отомстить ему и ответить супружеской неверностью на его многочисленные романы. Но певица была выше этого, что еще больше бесило мужа.

«Когда бываю в Москве, иду в храм, целуюсь с бабушками»

Под его подозрение попал даже космонавт Юрий Гагарин. На одной из встреч в Переделкино, где деятели искусства и космонавты играли в волейбол, Пьеха подвернула ногу, и Гагарин отнес ее в медпункт. Этот момент попал на фотоснимок, что дало повод для ревности мужа. Вспышки его ярости иногда кончались побоями.

Несмотря на непростые отношения, этот брак просуществовал целых 20 лет. В 1976-м Эдита Пьеха наконец развелась с мужем и покинула «Дружбу». Она организовала собственный ансамбль, музыкальным руководителем которого стал Григорий Клеймиц. За 20 лет в составе «Дружбы» певица записала более двадцати дисков-гигантов. Некоторые песни были выпущены фирмами грамзаписи во Франции, на Кубе, в ГДР, Польше и других странах. Она много гастролировала и первой из артистов нашей страны пела в Карнеги-холле в Нью-Йорке.

Кинокарьера и общественная деятельность

В кино Эдита Пьеха начала сниматься еще в конце 60-х. Как актрису ее можно увидеть в шести фильмах, среди которых такие знаменитые, как «Судьба резидента», «Стажер», «Бриллианты для диктатуры пролетариата».

В 2015 года на телевидении вышел сериал «Рожденная звездой» с Мариной Александровой в главной роли. Биография героини сериала весьма напоминает биографию Эдиты Пьехи.. Впрочем, она сама с этим не согласна. Говорит, что с ее биографией совпадает лишь начало сериала, а остальное – сплошные выдумки сценаристов.

Эдита Пьеха ­ не только успешная певица, но и общественный деятель, и благотворитель. В конце 70-х годов певица стала инициатором выступлений артистов в фонд Олимпиады-80 в Москве. Потом этот опыт многократно тиражировался. Она оказывала помощь детским домам, добилась установки памятника детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны и всегда занимала активную и неравнодушную позицию в жизни.

«Счастлива была на сцене, но не в личной жизни»: Эдите Пьехе – 85
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Эдита Пьеха была членом жюри многих Всесоюзных и международных песенных конкурсов и фестивалей. Она свободно владеет русским, польским, немецким и французским языками, поет на множестве языков мира. Сценическая жизнь певицы была невероятно длинной: об окончании концертной деятельности певица публично заявила лишь год назад, в 2021 году.

«Женское счастье можно оставить на обочине»

Невероятно популярная на эстраде, Эдита Пьеха так и не нашла того единственного мужчину, который сделал бы ее счастливой в личной жизни.

После неудачного первого брака она, сорокалетняя, решилась ответить взаимностью на ухаживания полковника КГБ Геннадия Шестакова. Он стал ее вторым мужем, но и этот союз оказался неудачным. Сперва все развивалось неплохо. С отчимом подружилась дочка Пьехи Илона, и даже пригласила его на свой выпускной. Однако полковник чувствовал себя неуверенно рядом с такой яркой звездой, как Пьеха. Чтобы обрести равновесие, он стал все чаще выпивать и в конце концов это стало для него важнее, чем семья. После развода с ним певица твердо решила: в ЗАГС больше ни ногой!

Тем не менее был в ее жизни и третий брак. Все были в изумлении, когда в 1994 году артистка, которой в тот момент было уже 57 лет, вышла замуж за сотрудника администрации президента Владимира Полякова. Она признавалась, что не думала всерьез ни о каком романе. «С Поляковым мы два года по телефону разговаривали, и только на «вы», – рассказывала певица в одном из интервью. – Потом он признался, что я ему нравлюсь. Первые годы семейной жизни с Поляковым мне казалось, что с ним я обрела тепло, мы созванивались по нескольку раз в день. До этого я всегда чувствовала себя Вассой Железновой: сама построила дом, руководила мужским ансамблем, сама зарабатывала и обеспечивала семью. А Поляков дал мне почувствовать себя женщиной».

Однако очень скоро певица поняла, что мужу она нужна была не как женщина, жена. Просто ему нравилось быть в паре с народной артисткой. В 2006 уставшая от безразличия Полякова Пьеха развелась с ним. Позже она рассказывала: «После развода со вторым мужем был у меня еще один брак – третья моя ошибка. Больше ошибаться не хочу. Я поняла, что раз мне так много отпущено судьбой – быть счастливой артисткой, счастливой мамой, – женское счастье можно оставить на обочине». Так вот и получилось, что одна из самых ярких певиц на российской эстраде так и не нашла своего женского счастья, хотя любила и была любима.

В свои 85 лет Эдита Пьеха живет на даче затворницей, встречается только с семьей – у нее уже есть не только внуки, но и правнуки. Она очень любит французский шансон в исполнении Эдит Пиаф. Среди ее любимых артистов отечественной эстрады – Клавдия Шульженко, Александр Вертинский, Леонид Утесов и Марк Бернес.