«XXI Летние балетные сезоны» в РАМТе: философия танца в спектакле «Спящая красавица»
12:38 03/08/2022На сцене Российского академического молодежного театра «XXI Летние балетные сезоны». В этом году на сцену выходят артисты Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева, Русского Классического Театра Балета, Национального Классического Балета и Московского государственного академического театра имени Н. Сац. Репертуар в этом году богатый, программа насыщенная, зал – полный. И неслучайно. Вообще миссия проекта – сохранение богатых традиций русского балета. Организаторы ставят себе задачу приобщить к этому виду искусства самую широкую зрительскую аудиторию. И надо сказать, что у них это отлично получается, хотя бы потому, что и цены доступные, и выбор у зрителя большой. А еще это отличный повод познакомить с театром юных зрителей. Что выбрать? Решать родителям, но мы смело рекомендуем присмотреться к таким постановкам, как «Щелкунчик», «Золушка» и «Спящая красавица».
Мировая премьера на музыку Петра Ильича Чайковского и либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа состоялась в 1890 году. В основе – сказка Шарля Перро. На «Летних балетных сезонах» спектакль представлен в редакции Валентина Грищенко.
Сюжет прост, а хореография настолько точна, что будет понятна даже совсем юным зрителям, не знакомым со сказкой. Король и королева празднуют рождение дочери. Они пригласили на праздник фей Беззаботности (Мария Минакова), Нежности (Юлия Прошкина), Щедрости (Кристина Бердникова), Резвости (Альдина Яхина), Смелости (Ксения Овод) и крестную принцессы Авроры – фею Сирени (Лилия Орехова).
Но внезапно появляется злая фея Карабос (Павел Свиридов), которую никто не позвал на торжество. В гневе она пророчит, что малышка уколется о веретено и умрет. Но добрая фея Сирени смягчает «наказание»: девушку своим поцелуем должен будет разбудить прекрасный принц. Через некоторое время пророчество исполнится, но, как и всегда, это сказка со счастливым концом! А знаете ли вы, что благополучный финал она приобрела именно благодаря Шарлю Перро? Именно он адаптировал ее, убрав насилие и людоедство.
На сцене императорского театра, конечно, никаких людоедов быть не могло. А сам балет получился очень романтичным, несмотря на любовь директора Императорских театров Ивана Всеволожского к эпохе Людовика XIV. И после неудачного «Лебединого озера», которое можно, кстати, тоже увидеть этим летом в РАМТе, Чайковского все же удалось в 1888 году уговорить на написание музыки к «Спящей красавице».
И Петипа, к слову, не первый, кто принялся за постановку этой сказки на сцене. На 60 лет его опередили во Франции. Спектакль был поставлен на музыку Герольда, а танцевала в нем, тогда еще не будучи известной, легендарная Мария Тальони. Но в памяти и сердцах зрителя остался все же именно балет Чайковского и Петипа.
Интересно и то, что сама сказка «Спящая красавица» имеет достаточно философский подтекст. Посмотрев ее, можно найти немало поводов для дискуссий, так что этот балет будет интересен не только малышам. Вот, например, почему именно веретеном предстояло уколоться девушке? Оказывается, это очень символический предмет, который ассоциируется с человеческой жизнью: нить так же хрупка, ее легко оборвать, а веретено – символ инициации женщины. Но самое главное – балет настолько наполнен чувственностью, что как раз это и может стать самым важным предметом для обсуждения после просмотра. Или просто осмысления.
«Балет – вид искусства, который требует особой чуткости души. Мы верим, что, приобщая к искусству классического балета самую широкую зрительскую аудиторию, наш театр не только осуществляет свою социальную миссию, но и формирует у зрителей эстетический вкус в области балетного репертуара. Мы работаем от души – в поисках новых решений и сохраняя традиции классического русского балета», – говорит художественный руководитель Валентин Грищенко.
Пожалуй, душа и чувства – это действительно и есть основа именно этой постановки. Но… как известно, где добро, там и зло. Самым ярким образом в спектакле, как ни странно, получился не принцесса (Надежда Иванова) или принц (Александр Тарасов), а злая фея Карабос. И в исполнении Павла Свиридова это не просто отрицательный персонаж, а символ хаоса. При этом злюку окружают совершенно очаровательные летучие мыши, роли которых исполняют юные артисты. Кстати, многие критики считают Карабос олицетворением наводнения, которое пыталось разрушить Санкт-Петербург. И метафорой этого прекрасного города якобы является ожившая принцесса.
Впервые роль злой феи исполнил Энрико Чекетти. И этот образ оказался настолько ярким, что с тех пор эту партию так и исполняют мужчины. Не исключение и Русский Классический Театр Балета под руководством Валентина Грищенко – сравнительно молодой коллектив, основанный в 2009 году. Труппа стремится одновременно сохранять творческое наследие великих мастеров русского балета и открывать новые пластические возможности хореографии. В репертуаре в основном балетная классика: «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Белоснежка и семь гномов», «Золушка» и др.
И вот еще что: попадался ли вам когда-то цветок сирени с пятью лепестками? Знаете ли вы, что он приносит счастье? Так вот, оказывается, что не случайно крестную принцессы сопровождали именно пять фей – это и есть олицетворение цветка сирени с пятью лепестками, приносящего счастье. И каждая из них наградила дочерь короля и королевы необычным подарком: одна – нежностью, другая – беззаботностью, третья – щедростью, четвертая – резвостью, а пятая – смелостью. Но философский подтекст балета императору пришелся не по душе, а сегодня, кажется, именно это и ценится в современном искусстве больше всего. Читайте между строк и – вы обязательно увидите больше, чем просто красивый танец.
Фото предоставлены пресс-службой РАМТ
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр