«Куда ты смотришь? Там же ничего нет»: в театре «Практика» экспериментальный спектакль Майи Дороженко «Вон там»
12:29 16/08/2022В театре «Практика» Майя Дороженко поставила спектакль «Вон там» о человеке, который потерял интерес к жизни. Открытое театральное пространство базируется в Музее Москвы и постоянно ищет современный театральный язык, привлекая как начинающих, так и опытных экспериментаторов из разных сфер искусства. Место однозначно интересное, хотя бы потому, что здесь всегда яркие и эмоциональные постановки, которые даже не стоит сравнивать с другими площадками.
Имя автора и режиссера спектакля тоже уже знакомо московскому зрителю. В ноябре она выпустила в Мастерской Петра Фоменко «По ту сторону ветра» по рассказам Романа Михайлова. Выпускница ГИТИСа курса Сергея Женовача обращается к творчеству Юна Фоссе – «визитная карточка» современной норвежской литературы, нередко его сравнивают с Ибсеном и причисляют к сотне ныне живущих гениев. Драматург и вправду интересный. Правда, Дороженко не следует след в след за автором, а решается на эксперимент, где нарушает абсолютно все правила, чтобы создать абстрактную скульптуру. Это как попытка собрать стул из одних ножек.
«У нас все хорошо»
Одвар (Лев Зулькарнаев) и Ингрид (Элизабет Дамскер) кажутся великолепной парой. Постоянно целуются, восторгаются друг другом, вместе часто сидят на любимом диване и смотрят любимую программу, а потом уединяются в спальне. Жена все время радостная, страстная. Что еще нужно мужчине? Правда, порой она кажется даже слишком одержимой своим отличным настроением. И становится понятно, что эта эйфория – следствие постоянных походов к психотерапевту. И постепенно мы замечаем, что супруг на самом деле не так уж и счастлив, как могло показаться вначале. Он теряет интерес к жизни. Его маленький идеальный мир больше не приносит счастья и удовлетворения. Тогда он задается вопросом: что же он такое на самом деле? Ощущая себя табуретом из сосны, он спрашивает сам себя:
«А может, я хочу быть чем-то иным? Может, я хочу чего-то иного? Может, я хочу быть домом, деревом, ветром?»
А действительно, кто он? Как и чем живет? Но главное – для чего? Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый. И потому этот спектакль, скорее, привлечет более зрелую публику, чем молодежь. Однако есть здесь еще один персонаж – Грустный человек (Ефим Белосорочка). До начала постановки он раздает зрителям леденцы на палочке (видимо, чтоб могли подсластить себе жизнь в случае чего), мило всем улыбается, а на деле оказывается безмерно одиноким человеком.
Этот сосед Одвара и Ингрид, услышав по радио, что каждый должен посадить дерево, притаскивает домой кучу растений в горшках, пытаясь тем самым заглушить свое одиночество. Но затем признается сам себе: «У меня никогда не было праздника, поэтому я решил устроить себе сегодня праздник. Рождество. Почему Рождество? Потому что это семейный праздник. Я – рождественское дерево…» И вот он уже вешает на себя гирлянду и танцует, но радости и счастья в этом танце нет, гораздо больше грусти. Он мечтает, чтобы все люди были счастливы и водили вокруг него хороводы. А в реальности этот человек коротает свои дни в однушке в гордом одиночестве.
Всех его друзей «срубили», то есть подмяли под себя их жены, а он – секвойя. Нет, такого не срубишь. Но отчего же так грустно?..
Как же мы себя чувствуем? Кем ощущаем? Получается, что наша жизнь действительно во многом зависит от того, кем мы на самом деле сами себя представляем? Только как понять и выбрать, кто ты в этой жизни? Неслучайно Ингрид говорит: «Чего хочет Одвар, чего хочет Одвар?..» Пытаясь его понять, она забывает о себе и словно теряет саму себя, растворяясь в иллюзии счастливой жизни. «А чего хочешь ты, Ингрид? Я Ингрид. И я чего-то хочу?.. Я всегда хотела, я всегда мечтала… А может быть, мое счастье где-то там?»
«Я слишком много сил потратила, и поэтому сделаю вид, что я не заметила, что его ненавижу…»
Получается, кто одинок – ищет себе пару и думает, что счастье «вон там», а пары видят свое счастье в одиночестве. Но одни уходят на поиски себя другого, нового (какого?), а кто-то остается, как Ингрид, не желая что-то менять хотя бы потому, что было приложено слишком много усилий. А из воспоминаний тем временем остаются только походы по магазину в поисках мебели и поедание котлеток. Впрочем, как говорят сами герои: «С нами что-то происходит. Мы неизбежно отдаляемся. Это неизбежно. Время никого не щадит, даже самые крепкие союзы. Это надо просто пережить».
Но удастся ли пережить? И вот для того, чтобы это случилось, наверное, и нужно понимать, кто ты на самом деле и чего ты хочешь. Тогда и другому будет проще тебя понять. А пока: «Куда ты смотришь? Там же ничего нет». А ничего и не будет до тех пор, пока ты сам не создашь это «что-то». Ведь «Вон там» – это слишком абстрактное понятие. Согласитесь?
Фото предоставлены пресс-службой театра «Практика»
Читайте также:
- На театральном фестивале «Федерация» в Грозном покажут более десяти спектаклей
- «Весь день по двору за яичком гонялись, а так без обеда и остались»: чему «Курочка Ряба» в Московском театре кукол учит взрослых и детей?
- «XXI Летние балетные сезоны» в РАМТе: философия танца в спектакле «Спящая красавица»
Подробнее в сюжете: Театр
- «Дягилев P.S.» в Санкт-Петербурге: новый сезон фестиваля открылся постановкой китайского хореографа
- Театральный фестиваль в армянском Арташате: в программе – интерактивный моноспектакль и другие постановки для детей и взрослых
- «Серая шейка» татарского театра кукол «Экият» на сцене МТК: «В этой жизни надо полагаться только на себя!»