«Есть только одна реальность – художественная, которую мы создаем сами»: в «Модерне» открыли сезон спектаклем «Ничего, что я Чехоff?»
17:14 09/08/2022В московском театре «Модерн» новый театральный сезон открыли очень символическим спектаклем «Ничего, что я Чехоff?» Это трогательная и пронзительная история жизни Ольги и Михаила Чеховых. О творческих поисках, о муках и страданиях, о безмерной, но невозможной любви и о том, что вообще такое театр.
Премьера состоялась в 2019 году. Но говорить о вечном можно бесконечно. В постановке Юрия Грымова чувствуется невероятная любовь к театру, уважение, но вместе с тем невыразимая печаль. Спектакль – как черно-белое кино. Именно такие тона будет видеть зритель на протяжении почти двух часов. Сцены динамично сменяют друг друга. Поначалу кажется, что нет какой-то целостной картины. Однако у Грымова свой, особый почерк. И здесь он выражается как раз в некой фрагментарности. Артисты в черном, черные кубы, и только фата невесты – белая. Намек на то, как мало этого белого в жизни, и как много в ней «черных кубов», и только от тебя самого зависит, во что они трансформируются.
«За великие традиции русского народа!»
Весь спектакль – это дань актерской системе Михаила Чехова. В том смысле, что сам он считал главным свойством драматического артиста – воображение. Только оно делает актера полноценной творческой единицей. И в этой постановке оно, кажется, тоже является ключевым элементом – причем не только для исполнителей, но и для режиссера, и даже для зрителя. Отсутствие декораций лишь усиливает воображение, особенно ярко это проявляется в сцене, где Ольга едет в карете с кучером, и они вместе с лошадью проваливаются под лед. Эта сцена, пожалуй, – одна из самых мощных и ярких, в ней сразу обозначается сила духа героини: «Господи, что же я вою? Скоро светать начнет, а у меня ребенок есть хочет…» И обрывается жизнь лошади и кучера, но только не Ольги – она выбирается, идет дальше, превозмогая все. И так будет всю ее жизнь.
«Мне иногда кажется, что вся моя жизнь – спектакль, которую придумал и срежиссировал мой муж…»
Звезда немецкого кино, Государственная актриса Третьего рейха… Говорят, работала на три разведки одновременно, на закате жизни создала салон красоты. Успешная в делах, она абсолютно несчастлива в личной жизни: с Михаилом Чеховым они прожили недолго, но были связаны всю жизнь, дочь погибла в авиакатастрофе, а сама Ольга Константиновна страдала от рака головного мозга, вылечить который не помогли бы никакие деньги: «Я всю жизнь боялась умереть от бедности, от нищеты, а умираю от жалости. Кто бы мог подумать… Я лежу в роскошной спальне, и у меня все есть. Я лежу в роскошной спальне... У меня рак мозга. И мне ничего не нужно. Только всех жаль».
Роль Ольги Чеховой играют две актрисы: Мария Орлова и заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова. Это неслучайно, ведь автор постановки делит все действие на период становления и, собственно, эпоху расцвета карьеры актрисы. Все же Чехова здесь – главный персонаж, несмотря на то, что спектакль называется «Ничего, что я Чехоff?» Именно ей достались самые пронзительные и трогательные монологи, именно ее судьба раскрывается по-настоящему, а сам Чехов становится, особенно на закате жизни, больше ее «тенью». И ничего, что он Чехов, ведь поиском себя в этой истории занят не только он, но и его супруга – может быть, даже больше, чем он сам. Только Михаил думал о более глобальном, а Ольга – о более насущном. И не зря мужчину часто сравнивают с головой, а женщину – с шеей, которая куда повернет, туда голова и смотрит.
«Театр – это одинокое место. Здесь нет закономерностей»
Что же скрывается за кулисами, театральной мишурой и ослепительным блеском софитов? Почему те, кто получает всеобщее признание публики, чувствуют себя такими одинокими? Что ищет каждый артист? И в чем смысл жизни творческого человека?
«Я стал заложником результата, – говорит Михаил Чехов (Александр Горелов и народный артист России Петр Воробьев, заслуженный артист России Владимир Левашев). – Где предел падения, если ничто не доставляет удовольствия?» А предела нет и никогда не будет, потому что искусство вечно, ведь «есть только одна реальность – художественная, которую мы создаем сами».
Воздушные шары летят вниз, но зависают в воздухе. Их лопает горящей сигаретой некая женщина. Спектакль очень фрагментарный. Каждая сцена – как отдельный этюд из жизни двух персонажей – Ольги и Михаила. Но все они в конце концов как пазлы одной большой картинки складываются воедино, чтобы обозначить главное – философию жизни творческих людей и приоткрыть завесу тайны на рождение идей.
– Вы совсем не боитесь смерти?
– Бояться надо фальши.
Что же делать человеку, если он перестает принадлежать себе и всецело посвящает себя искусству? Несмотря на то, что Ольга кажется центральным персонажем, Чехов – отнюдь не проходящее действующее лицо. Именно он становится и причиной страданий жены, и заметной фигурой в театре. Но достигнув определенных успехов, он уходит. И никто, даже Станиславский, не может его остановить. Уходит, чтобы двигаться дальше. Он никогда не останавливает свой вечный поиск и не прекращает искать ответы на свои вопросы.
«В театре работает зритель, не нужно ему мешать»
И в «Модерне» не мешают, а помогают – продолжая великие традиции, осмысливая и добавляя свое, – почувствовать и понять, на чем держится театр, что скрывает, и сколько сил здесь отдают искусству, чтобы каждый, выйдя из зала, мог ответить и на свои вопросы.
Фото предоставлены пресс-службой театра «Модерн»
Читайте также:
- XXI Летние балетные сезоны в РАМТе: чем запоминается «Баядерка» Национального Классического Балета?
- «Чтобы быть счастливым, надо быть смелым»: в Театре им. Моссовета «Гроза прошла»
- «Весь день по двору за яичком гонялись, а так без обеда и остались»: чему «Курочка Ряба» в Московском театре кукол учит взрослых и детей?
- «Город пылает…»: Театр на Таганке открыл сезон юбилейным показом «Суини Тодда»
- «Хватит с меня ошибок и боли…» в театре «Практика» премьера моноспектакля «Мама, я в Москве»
Подробнее в сюжете: Театр
- Новая «Снегурочка» в Большом театре: чем удивит зрителей хореографическая сказка от балета «Кострома»?
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет