«Жизнь тебе по заслугам дает, если жаловаться будешь…» в Театре.DOC премьера спектакля «Полярная болезнь»
15:48 23/08/2022В Театре.Doc – «Полярная болезнь». Спектакль по пьесе Марии Малухиной поставила Анна Куликова. Этот независимый театр существует уже около 20 лет и продолжает удивлять своей прямотой и искренностью, беря за основу работы современных драматургов.
На этот раз выбор пал на выпускницу МГИМО. Автор родилась в 1991 году в Москве, затем уехала в Болгарию, где занялась съемками фильмов по собственным сценариям. Также активно участвует в драматургических конкурсах. Спектакль по ее пьесе «Василисса» можно увидеть в РАМТе. Что касается режиссера, то Анна – выпускница Ярославского государственного театрального института и Высшей школы сценических искусств Константина Райкина.
«Полярная болезнь» – о трех разновозрастных женщинах, которые едут на Север в надежде получить прибыль. 90-ые годы. Челночницы выбирают отдаленные деревни, так как уверены, что там людям деваться некуда, поэтому они в любом случае будут покупать. Но так ли прост оказывается их путь? Бескрайние белые поля, минус 55 градусов за окном… Куда только несет этих бывших училок и 19-летнюю студентку в академотпуске?
- А чего тебе хочется?
- Денег хочется.
- Всем денег хочется.
На что же решаются эти трое ради выручки? Что предстоит пережить им? И главное – удастся ли выжить и не поддаться загадочной полярной болезни? Говорят, что это биполярное расстройство, которое называют еще маниакально-депрессивным психозом, в основном свойственно женщинам. Это психическое заболевание отличает резкая смена настроения. И основными типами проявления являются: депрессия, мания и гипомания.
Постепенно из разговоров мы узнаем, что у каждой из героинь свой камень за пазухой. Каждая буквально бежала из собственного дома по той или иной причине. Будучи на грани отчаяния, ни одна из них не боится уже, кажется, ничего! Или только так кажется?..
Три ручных оленя.
Кормили их сами
Из рук своих.
В зимнюю ночь
В снежный буран
Дорогу домой сами найдут.
Веселые беседы сменяют шаманские танцы и песни – как напоминание о таинственности и загадочности края, как олицетворение всего крайнего Севера и духов, обитающих там. Что нужно им? Помогают они или убивают? И кто на самом деле бродит в этих бескрайних просторах?..
Смысл всех этих «вкраплений» едва уловим, а вот настроение можно почувствовать очень точно. Здесь и резкая смена темпоритма, зритель словно вырывается из реальности и попадает в какую-то мистическую обстановку. И после каждого такого эпизода меняются будто и сами героини. Нет, внешне с ними ничего не происходит, а вот глаза… Обязательно смотрите актрисам в глаза, благо, размеры зала позволяют разглядеть всю глубину.
«Не плачь, еще один последний раз твои глаза в мои посмотрят, и слеза вдруг упадет на руку мне, а завтра я одна останусь без тебя… Но ты не плачь…» (Т. Буланова)
Татьяна (Ольга Городецкая) – самая старшая из челночниц и кажется самой строгой. Оно и понятно, «бывших учителей-то не бывает», как говорит Валя. Трое детей, муж – военный, с 35 лет пенсионер. От него-то и бежала она на край земли. И взять с собой нельзя, и оставить дома с детьми тоже…
История каждой женщины здесь – настоящая трагедия. Но при этом у каждой есть мечта. И именно это и помогает им жить дальше, не опуская рук. Свою героиню актриса сделала довольно сдержанной. Поначалу она даже выглядит слегка карикатурно. Она словно бы уже больна на самом деле этой «полярной болезнью», просто виду не подает. Все время говорит о своем 18-летнем сыне и очень боится, что он уйдет на службу. Впрочем, чуть позже зритель поймет – почему.
Любаша (Пелагея Черная) – самая юная и самая неопытная из этой троицы. Она бежала из дома и поначалу думаешь, ну, пожалуй, родители достали. А оказывается, мать в больнице, отца нет. Взяла у подруги шмотки и поехала торговать. Но самое страшное откровение впереди… Она выглядит самой спокойной, с благодарностью принимает наставления Вали и радуется даже мелким продажам.
Но и ей не избежать биполярного расстройства. Постепенно то, от чего она на самом деле бежала, начинает давить все больше и больше на нервную систему, плюс обстоятельства – она просит, чтобы все наконец закончилось. Сил больше нет жить. И духи слышат ее и исполняют просьбу… Удастся ли выжить? В ловушке оказываются все трое, а не она одна. Захочет ли она в итоге остаться здесь навсегда или будет молить о спасении?
Валя (Ксения Бевзова) – самая яркая и эмоциональная героиня. К тому же она все знает лучше всех. Уж ей точно, кажется, нечего скрывать. Но именно ее первую и ждет самый сильный удар. И эта с виду стойкая и умудренная опытом женщина совсем теряет сознание и рассудок. Любительница приврать и нажиться («Любаша, она мечту продает. Можно и приврать»), оказывается, пожертвовала абсолютно всем, чтобы хоть что-то заработать. Торгуя детскими вещами, она рассчитывает, что именно на это люди не будут скупиться. Но ее расчет оказался не точным…
«Да что тебе всю правду что ли о себе говорить? Кому она нужна, эта правда наша?»
И эта мысль о правде и лжи становится главным лейтмотивом всего спектакля. Как ни лги, как ни скрывай то, что внутри, правда она все равно выскочит наружу – духи все слышат, все видят. И можно верить в судьбу или нет, а неожиданные смерти бывают, но и чудесные спасения случаются. Будто кто-то и вправду ведет нас по жизни, наблюдая, как мы себя поведем, какие ценности для себя изберем, и либо помогает, либо толкает.
Удивительно, что автор пьесы избрал данную тему, хотя только родился в эту эпоху. Но 90-ые и вся эта история с торговлей – скорее, форма. Причем, достаточно яркая. Однако смотреть все же стоит сквозь время, глубже: на судьбы людей, на их мечты, желания и принципы. Потому что абсолютно неважно, кто ты и когда живешь, важно – как. И что бы ни случилось, нужно помнить, что, если не хочешь быть оленем, и чтобы не пришлось искать дорогу домой, не беги без оглядки от проблем. Ведь где бы мы ни были, от себя не убежишь…
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет
- «Манюня» в РАМТе: «Чем старше становишься, тем больше мечтаешь увидеть себя маленькой…»