Слово, изгоняющее бесов: как происходит чин экзорцизма в православной церкви?

17:24 30/08/2022
монастырь, церковь, религия, православие, вера, христианство, вероисповедание, рпц, Николо-Сольбинский женский монастырь, женский монастырь,
ФОТО : МТРК «Мир» / Ирина Фомочкина

На днях СМИ сообщили, что Русская Православная церковь запретила своим священникам брать деньги за изгнание бесов. Основой для этой новости послужил опубликованный на сайте патриархии проект документа, который регламентирует практики изгнания из людей духов злобы. Рассказываем, как часто проводится в современной православной церкви чин экзорцизма, или изгнания дьявола, кто его проводит, что это такое и как относятся сами священники к сенсациям и слухам, накопившимся вокруг столь непростой церковной темы.

Кто такие бесы и что представляет собой чин их изгнания?

Церковь всегда выступала против суеверий, которых так много в нашем обществе. Но разве само существование каких-то бесов, которые якобы могут вселиться в человека, не является суеверием?

«Смотря кого или что понимать под бесами, – говорит кандидат богословия, духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков. – Экзорцизм можно перевести словом бесогонство. В древней церкви это действие связывалось с крещением, с переменой образа жизни, образа мыслей. Бесогонство имело пафос освобождения человека от зависимостей, от страстей вроде жадности, вожделения, злобы и многих других. Люди должны были очистить свое сердце, свою совесть, и процесс этот мог быть довольно длительным и напряженным. В древности ведь ко крещению готовили не один год! И все собрание христиан, вся Церковь действительно молилась за таких людей, внимательно следили за тем, что с ними происходит. Если рассматривать бесогонство с этих позиций, то что же в этом суеверного?».

По словам священника, сейчас чин экзорцизма существует в двух видах. С одной стороны, каждый раз, когда происходит таинство крещения, в процессе этого таинства есть соответствующая часть, когда священник запрещает дьяволу действовать в отношении крещаемого. То есть каждый священник почти каждую неделю совершает чин экзорцизма в рамках таинства крещения. С другой стороны, существуют и отдельные особые чинопоследования, молебны о здравии душевном и духовном вне контекста каких-то иных таинств.

«Насколько часто совершают такого рода чин изгнания бесов, сказать значительно сложнее, потому что это никогда всерьез не контролировалось и не подсчитывалось, – говорит Георгий Кочетков. – В церкви всегда были известные экзорцисты, священники, к которым специально привозили близких, одержимых душевными и духовными болезнями. Так было всегда, даже в советские времена. На такие отчитки собиралось довольно много народа, в том числе в Троице-Сергиевской лавре».

Что же входит в чин экзорцизма, помимо молитв? «Это трудно назвать молитвой, потому что там в первую очередь обращаются не к Богу, а к дьяволу, – говорит священник. – Если очень коротко сказать, на основании знания этих текстов, то это запрещение дьяволу воздействовать на человека. И я неоднократно видел, как это действует на людей. Иногда человек еле держится на ногах от таких слов, он может даже упасть, его надо поддерживать. Особенно когда у людей не все ладно с психикой, то всякое бывает. Но, конечно, эта практика имеет конечную цель как раз укрепить человека, освободить его от тех вещей, которые его порабощают, которые его ослабляют».

Почему экзорцизм вызывает в обществе нездоровый интерес?

Почему же в народе возникло столько сенсаций и слухов вокруг столь непростой церковной темы? Дело в том, что некоторое время назад было несколько скандалов, когда запрещенные в служении бывшие священники, а порой и ряженые самозванцы устраивали целое шоу вокруг «сеансов изгнания бесов».

А поскольку самозванцы-бесогоны занимались не помощью людям, а самопиаром, то эти псевдо-отчитки снимались на видео и широко демонстрировались в СМИ. В результате к таким шарлатанам народ шел валом.

По словам Георгия Кочеткова, к этому надо относиться так же, как к любому другому суеверию. «Люди могут придерживаться очень разных научных, социальных, политических, экономических воззрений, при этом быть очень суеверными, – говорит священник. – К сожалению, у нас в обществе суеверия чрезвычайно распространены. Нужно всегда помнить, что, может быть, шарлатаны и будут из этого делать шоу, но настоящие духовные люди, которые действительно способствуют освобождению людей от духовных болезней, нет».

Исправление духовной жизни или «отчитки»?

Сейчас сделана попытка упорядочить эту практику и немного ее ужесточить. Появился и предложен для обсуждения проект документа «Об отношении Русской Православной церкви к современным практикам экзорцизма». В нем есть требование, которого раньше не было: чтобы это могли делать только епископы, архиереи или – по их благословению – некоторые наиболее опытные священники. Документ реагирует на разнообразные внецерковные злоупотребления и запрещает воздействия, которые могут как-то прямо или косвенно унизить человека. А также запрещает проводить отчитку за деньги, для обогащения.

Если человек идет на шоу и отдает свои деньги, то это его выбор. Но нужно хорошо понимать, что такого рода практики не имеют ничего общего с русской православной церковью. А в рамках церкви чин экзорцизма действительно имеет распространение, и этим занимаются не только в монастырях, отмечает Георгий Кочетков.

«Среди батюшек есть духовно опытные и очень глубокие, проницательные люди, которые хорошо понимают, видят другого человека и с любовью готовы относиться к нему с самых первых мгновений, с первых встреч, – говорит Георгий Кочетков. – И то, что они могут получить благословение действовать – это очень хорошо и как раз помогает отнестись к этим вещам по-человечески и по-Божески, то есть очень личностно, свободно. Но, конечно, это ничуть не отменяет духовную жизнь, и работу над собой, и исповедь, и причастие. Исправление личной духовной жизни не может подменяться лишь участием в «отчитке». Нужно помнить, что без духовной работы над собой чин экзорцизма производиться не должен. Это очень хорошее напоминание для всех».