Самодельная «бомба», секс-скандал и пробелы в географии: что известно о новом премьер-министре Британии Лиз Трасс?
13:10 06/09/2022Новым премьер-министром Великобритании стала министр иностранных дел страны Лиз Трасс. По итогам шестого тура голосования она набрала 57,4% голосов членов правящей Консервативной партии, заручившись поддержкой 81 326 парламентариев и обойдя своего главного соперника – экс-министра финансов Риши Сунака (за него проголосовали 60 399 человек).
Лиз Трасс станет третьей в истории страны женщиной, занявшей пост премьер-министра, после Маргарет Тэтчер и Терезы Мэй. Сегодня, 6 сентября, она официально вступит в должность после того как ее предшественник, Борис Джонсон, лично доложит королеве о своей отставке и представит миссис Трасс в качестве своей замены. Ну а пока у нас есть время поближе познакомиться с новым премьер-министром и узнать, за что она с детства ненавидела «железную леди» и почему в политике ее часто называют «флюгером».
Ходила на митинги с «ядерной бомбой» и пыталась узаконить «травку»
Мэри Элизабет Трасс родилась в Оксфорде 26 июля 1975 года. Ее отец, Джон Кеннет Трасс, преподавал математику, а мать, Присцилла Мэри, работала медсестрой и учительницей. По неизвестной причине Трасс с детства ненавидела свое первое имя. Когда в начальной школе ей выдали бейдж с именем «Мэри», девочка в ярости ворвалась в кабинет к учительнице и потребовала заменить надпись. С возрастом эта неприязнь не прошла: сегодня Трасс (впрочем, как и многие политики и знаменитости) предпочитает использовать на публике второе имя, причем в сокращенном варианте.
Примечательно, что женщина, которая ныне стоит во главе партии консерваторов, с детства питала к ним лютую ненависть. Родители Лиз были убежденными лейбористами и активно вовлекали дочь в политику. Они часто ходили на митинги противников правительства Тэтчер и выступали за ядерное разоружение. Нередко в рядах демонстрантов вышагивала и юная Лиз. «Как-то раз мы даже сделали ядерную бомбу из старых свернутых ковров и взяли с собой на демонстрацию», – вспоминала Трасс.
Когда ей было семь лет, девочке впервые выпал шанс попробовать себя в роли оратора, а заодно примерить образ ненавистной «железной леди». В школе, где училась Лиз, устроили постановочные выборы, и ей выпала роль Маргарет Тэтчер. Трасс вложила всю душу в свою, как ей казалось, пламенную речь, но в итоге никто из одноклассников за нее не «проголосовал». «Я даже сама за себя голосовать не стала», – призналась она в одном из интервью.
Один год старшей школы будущий политик проучилась в Канаде, затем поступила в Оксфорд, где изучала философию, политику и экономику. В этот период политические взгляды Трасс начали постепенно меняться в правом направлении. В университете девушка присоединилась к студенческому союзу либеральных демократов, пропагандировала свержение монархии и... легализацию марихуаны. Последний пункт казался ей особенно важным: по рассказам ее друзей, однажды на университетской ярмарке Трасс оклеила весь стенд либерал-демократов плакатами с лозунгом «Освободите травку».
Выпустившись из Оксфорда в 1996 году, Трасс устроилась работать в нефтегазовую компанию Shell, а через некоторое время стала экономическим директором в телекоммуникационной фирме Cable & Wireless. Ее карьера развивалась довольно успешно, но Трасс не оставляла надежд реализовать себя в политике. Кардинальная смена политических взглядов дорого ей обошлась: родители-лейбористы так и не смогли смириться с тем, что их дорогая Лиззи перешла на сторону тори. Коллеги Джона Трасса рассказывали, что он был потрясен и расстроен тем, какой политический курс избрала его дочь в борьбе за премьерское кресло.
Но несмотря на недовольство родителей, Трасс осталась верна своим идеям. Сразу после окончания университета она вступила в Консервативную партию Великобритании. И, хотя политические убеждения отдалили ее от родных, они же помогли Лиз создать собственную семью. На одном из партийных собраний она познакомилась с финансовым директором Хью О’Лири, за которого вскоре вышла замуж. У них родилось двое дочерей: Фрэнсис и Либерти.
С 1998 по 2000 годы Лиз Трасс возглавляла Консервативную ассоциацию избирательного округа Луишем Дептфорд в Лондоне. Затем она дважды (в 2001 и 2005 годах) пыталась избраться в парламент от Западного Йоркшира, но оба раза безуспешно – в округах, где она баллотировалась, большинство жителей поддерживали лейбористов. Тогда Трасс решила продвигать свою кандидатуру в Юго-Западном Норфолке. Тактика оказалась верной: в 2010 года ей наконец удалось избраться в Палату общин.
Пробелы в географии и секс-скандал
Политическая карьера Лиз Трасс развивалась стремительно. В 2012 году она была назначена парламентским помощником министерства образования, а еще через два года получила свой первый министерский портфель, возглавив министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства в кабинете Дэвида Кэмерона. Таким образом Лиз Трасс стала самой молодой женщиной-министром в истории страны.
В 2016 году, когда в Великобритании проходил референдум о выходе из Евросоюза, Трасс яростно критиковала Brexit, а взгляды его сторонников называла «радикальными и устаревшими». Однако после того, как Британия все-таки вышла из ЕС, а на место проевропейского Кэмерона пришла Тереза Мэй, взгляды министра неожиданно качнулись в противоположную сторону. Трасс стала одной из ярых сторонниц дистанцирования от Европы.
Такие резкие «скачки» во мнениях и высказываниях Трасс замечали уже неоднократно. Сторонники политика называют это гибкостью и умением находить баланс, а критики обвиняют ее в полной беспринципности. «Многие из тех, кто наблюдал за ней многие годы, сомневаются, есть ли у нее вообще какие-либо твердые убеждения, или же она просто выступает за то, за что в данный момент удобно выступать», – пишет о Лиз Трасс американская газета CNN.
Многие оппоненты Трасс полагают, что ее обращения к избирателям – лишь попытка пустить пыль в глаза, как и дерзкие выступления в Оксфорде. «Я уверен, в те времена Трасс играла на публику, говорила ли она о декриминализации наркотиков или об отмене монархии. Я думаю, она – из тех, кто играет на публику с любой аудиторией, и я совершенно не уверен, что она верит в то, что говорит – и тогда, и сейчас», – считает бывший соратник Трасс по Либерал-демократической партии, а ныне ярый противник консерваторов Нил Фосетт.
Так или иначе, гибкость Трасс позволила ей усидеть в кресле министра при трех разных премьерах. В 2016 году Тереза Мэй назначила ее министром юстиции и лордом-канцлером. Трасс стала первой в истории Великобритании женщиной, занявшей этот пост. Спустя год, уже во втором кабинете Мэй, оно стала главным секретарем Казначейства.
Впервые Трасс решила побороться за кресло премьер-министра после отставки Терезы Мэй. Однако, не найдя достаточной поддержки среди коллег и избирателей, передумала баллотироваться и поддержала другого кандидата – Бориса Джонсона. И вновь Трасс сделала верную ставку: став премьер-министром, Джонсон не забыл о ее лояльности и назначил на пост министра внешней торговли. Позднее в том же году Трасс возглавила министерство по делам женщин и равенства.
В сентябре 2021 года Джонсон доверил Лиз Трасс пост министра иностранных дел. Став главой МИДа, Трасс сразу четко определила свою антироссийскую позицию и остается верна своему курсу. В феврале 2022 года она приехала в Москву, чтобы встретиться с главой российского МИДа Сергеем Лавровым, и этот визит многие охарактеризовали как скандальный. В ходе совместной пресс-конференции Лавров заявил, что переговоры с британской коллегой напомнили ему «разговор немого с глухим». Кроме того, Трасс допустила курьезную оплошность, заявив, что Британия никогда не признает суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями (министр решила, что они входят в состав Украины). Британский посол поспешила поправить свою начальницу, но этот конфуз Трасс припоминают до сих пор.
Впрочем, это далеко не единственный скандал на счету госпожи Трасс. Так, ее избирательная кампания на прошедших выборах едва не потерпела фиаско из-за всплывших в СМИ интимных подробностей. Оказалось, что Трасс, уже будучи замужем, полтора года состояла в связи со своим наставником, парламентарием Марком Филдом. Этим тут же воспользовались ее противники среди консерваторов, придерживающиеся традиционалистских взглядов. Они начали распространять внутри партии слухи о том, что Трасс может на деле оказаться «засланным казачком».
«Железная леди» или «Госпожа Флюгер»?
Но несмотря на ряд скандалов и не самую лучшую репутацию, Трасс все же удалось обойти семерых видных политиков и выйти в финал голосования. Главными соперниками Лиз стали младший министр по делам торговли Пенни Мордонт и бывший канцлер казначейства Риши Сунак. Последний уверенно опережал оппонентов вплоть до пятого раунда голосования. Однако в шестом туре, где принимали участие все рядовые члены Консервативной партии, Трасс удалось укрепить свои позиции и выйти в лидеры. Уже за две недели до окончания голосования итог был для всех очевиден: опросы населения показали, что Трасс в среднем поддерживает на 20-30% больше однопартийцев, чем Сунака.
Примечательно, что для своей избирательной кампании Трасс выбрала образ Маргарет Тэтчер, которая некогда была в ее глазах главным врагом британского общества. Так, во время своего визита в Москву в качестве министра она предстала перед журналистами в меховой шубе и «русской» шапке – образ, до боли похожий на тот, что выбрала Маргарет Тэтчер во время поездки в СССР в 1987 году. А на дебаты с Риши Сунаком Трасс явилась в черном костюме и белой блузе с большим бантом – точно так же выглядела Тэтчер во время одного известного телеинтервью.
Образ «железной леди» вкупе с популистскими обещаниями выполнил свою задачу: британцы избрали Трасс своим новым премьер-министром. В случае победы она пообещала провести полную реформу кабинета, снизить налоги и сплотить страны Запада против России и Китая. Как-то раз журналисты спросили Трасс, сможет ли она использовать ядерное оружие, даже при условии, что это будет грозить миру «глобальным уничтожением», та без колебания ответила: «Да». Впрочем, как уверяют в политических кругах Британии, на сто процентов верить всему, что говорит госпожа Трасс, не стоит.
«Ее амбиции значительно превышают ее способности. Она была самым амбициозным человеком, с которым многие сталкивались. Я искренне считаю, что ей давали министерские должности только для того, чтобы заткнуть ей рот», – заявила в одном из интервью бывший министр малого бизнеса, промышленности и предпринимательства Великобритании Анна Субри.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Отставки и назначения