Время Карла III: наследник трона в неспокойном королевстве

19:39 18/09/2022

Пока Великобритания прощается с королевой, королевство дает трещину. Сразу несколько государств Британского содружества хотят покончить с колониальным прошлым. Как не потерять королевство и все ли могут короли, попытался понять обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.

Чарльз: Сегодня сентябрь, 12-е? – Нет: сэр, 13-е. Чарльз: О боже, я поставил неправильное число. – 13-е? Чарльз: О Боже, ненавижу это все. Камилла: Она течет везде. Чарльз: Сил нет терпеть эту чертову штуку! Это происходит каждый чертов раз!

Карл III всего неделю на троне – еще не матерится, но уже чертыхается. Утомительные хлопоты: королем быть хорошо, а принцем проще.

«Принц Уэльский вырос в такой привилегированной среде, что не привык даже выбирать сам. За него все делают. Его пижаму гладят каждое утро. Его шнурки утюжат, пока они не станут плоскими. Температура воды должна быть прохладной, и ванна заполнена только наполовину. Камердинер принца выдавливает ровно дюйм пасты на щетку каждое утро. И если кто-то ошибется, все получают нагоняй», – рассказывал в американском шоу бывший дворецкий Пол Баррел.

Каждый день его обслуживает сотня лакеев. Костюмы меняет несколько раз в сутки, не вешает, бросает на пол, их надо поднять и постирать. На завтрак варят десяток яиц всмятку, из которых Карл III выбирает только одно – безупречное. И это не возрастное, что подтверждает в эксклюзивном интервью «МИР 24» биограф королевской семьи Анна Пастернак, двоюродная внучка того самого Пастернака.

«Он известен тем, что всегда хотел гораздо больше роскоши, нежели его мать, которая никогда не была заинтересована в роскоши, экстравагантности или любых формах излишеств. Однако он понимает, что, становясь королем, ему придется жить совсем другой жизнью. И он уже пытается заверить в этом публику, заявляя, что сократит во дворце сто человек», – сказала Анна Пастернак.

Чему удивляться – заботой, вниманием и почитанием окружен с рождения. Вот он, пятилетний, на коронации своей матери: не просто ручкой машет – приветствует верноподданных! Как и положено члену королевской семьи, идет служить. Так же как все, разве что старшие офицеры честь отдают. И даже в личной жизни подчиняется известному неписанному правилу: «И судьбы всей земли вершат они порой, но, что не говори, жениться по любви не может ни один, ни один король!»

Но тут прокол. Сначала принц не может сказать «нет» своей семье и женится на принцессе Диане. Потом не в силах отказать первой любовнице Камилле Паркер-Боулз. Супруге изменяет, разводится и женится во второй раз. История с Дианой и Камиллой бьет по репутации принца, он пытается исправить положение дел бурной общественной деятельностью. Например, борется за экологию. В 2007-м даже получает в США престижную премию.

«Наш вид произвел такие мощные и нездоровые изменения на этой планете, что мы все больше теряем гармонию с окружающей средой. Мы больше не танцуем в унисон с природой», – говорил принц Уэльский в 2007-м году.

Он не просто общественник, увлекается и политическим лоббированием, что для членов королевской семьи – табу. Несколько лет назад в Британии под давлением СМИ рассекретили три десятка тайных записок правительству Тони Блэра.

«От Блэра Чарльз требовал всего: от срочных действий по улучшению снаряжения для войск, сражающихся в Ираке, до доступности альтернативных лекарственных средств в Великобритании, что является любимым делом принца», – писала The Guardian.

Еще при жизни королевы принц обещает исправиться. «Я не настолько тупой, я понимаю, что быть сувереном – это совсем другое дело. Конечно, я понимаю, как должен себя вести», – говорил он.

Сегодня во главе Британии странный тандем: не слишком популярный в народе король, что ждал своей очереди 70 лет, плюс дама с низким социальным рейтингом – премьер Лиз Трасс. Так что корона в опасности. В том числе и в прямом смысле. Головной убор, что изготовили для королевы-матери на коронацию ее мужа Георга VI, украшен знаменитым бриллиантом Кохинур. В XIX веке его вывезли из Индии и заново обработали, уменьшив почти наполовину, до 105 карат. Вернуть драгоценный камень домой индусы уже требовали. И сейчас вспомнили снова – момент удобный, ведь корона должна перейти по наследству к нелюбимой британцами жене Карла III.

Потерять можно не только алмазы, но и земли. В начале XX века Британская империя контролировала почти четверть населения и сухопутных территорий планеты. Век спустя остались только 14 заморских владений, по сути, независимых. Крупные страны: Канаду, Австралию и Новую Зеландию – статус-кво устраивает, а вот карлики бунтуют. Антигуа и Барбуда – острова в Карибском море – теперь вообще не хотят иметь с монархией ничего общего! Готовят референдум.

«Это не проявление агрессии или разногласий между Антигуа и Барбудой и монархией. Это последний шаг, чтобы завершить круг независимости, чтобы стать действительно суверенной страной», – сказал премьер островного государства Антигуа и Барбуда Гастон Браун.

Эксперты прогнозируют цепную реакцию. «Австралия не отказывается провести референдум через какое-то время. Ямайка собирается стать республикой. Белиз собирается, и об этом было сказано. Гренада, похоже, что тоже собирается», – сказала профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Наталия Капитонова.

И внутри самой Великобритании референдум уже был. В 2014-м о независимости задумалась Шотландия. «В центре была паника. Тогда привлекли к этому вопросу Елизавету II. Она всегда была вне политики, она строго соблюдала это правило, но она попросила тех, кто будет голосовать, перед голосованием очень хорошо подумать. И это было правильно воспринято», – рассказала Наталия Капитонова.

Но теперь агитировать некому. Пока Карл III получает символические ключи от Эдинбурга, шотландские лидеры объявляют новую кампанию за независимость. «Я выступаю за независимость, и пусть шотландский народ решает», – заявила первый министр Шотландии Никола Стережен.

Лояльные к королевской семье аналитики все еще дают королю шанс. «Да, были сомнения, сможет ли он стать достойным монархом. И сейчас это такой медовой месяц для него, когда из чувств уважения к нашей королеве мы приветствуем его и очень хотим верить, что у него все получится», – отметила Анна Пастернак.

Но вот для сравнения. Так британцы приветствовали Елизавету II – море оваций. А теперь прославляют Карла III – одиночные хлопки и пара выкриков «Боже, храни Короля!». Не слишком похоже на всенародную поддержку.