Директор радио «МИР» Елена Коритич: «Мы создаем хорошую, классную радиостанцию и каждый день получаем отклик от наших слушателей»
13:41 10/10/2022«МИР» – это не только самые свежие новости, захватывающие телевикторины, кино для всей семьи и репортажи из стран Содружества, но еще и яркое, современное радио. Его позывные звучат в трех часовых поясах, охватывая четыре страны-участницы СНГ: Россию, Беларусь, Армению и Кыргызстан. Каждый день на частоту радио «МИР» настраиваются более 47 миллионов человек из порядка 200 городов и населенных пунктов... И все это при том, что вещать радиостанция начала относительно недавно – в 2010 году.
Почему харизма иногда важнее дикции, из чего состоит день радийщика и почему музыкальный редактор никогда не уходит в отпуск, в интервью Mir24.TV рассказала директор радио «МИР» Елена Коритич.
Елена, вы возглавили радиоcтанцию «МИР» в 2015 году. Какой тогда она была и как изменился ее облик за эти семь лет?
– Я пришла работать в МТРК «Мир» в 2013 году на должность программного директора. Ретро-формат радио того времени был рассчитан на взрослую аудиторию и пользовался успехом у слушателей 60+. Эфир транслировал, что все мы вышли из пионерского детства, все были когда-то комсомольцами, мы добры и веселы и наша основная цель – помогать окружающим. А слоган «Мир – Первое доброе радио» поддерживал эту идею. Здесь работали энтузиасты своего дела. У радио было свое лицо, но ощущение нишевой и очень узкой направленности формата не давало возможности выйти на новый уровень. Компания стремительно развивалась, выигрывались частоты, запускалось вещание в десятках российских городов. Сравнение в конкурентном поле было не в нашу пользу. Поэтому и возникла потребность скорректировать концепцию, привлечь новую команду и обновить идею формата так, чтобы радио стало современным и по-настоящему востребованным.
Я искренне благодарна тем, кто создавал Первое Доброе радио, но новое время требовало новых решений. И главное из них было – найти яркую идею. Мир – это же очень многослойное понятие: это и Вселенная, и внутреннее понимание человека о том, кто он такой. Мир – это моя маленькая жизнь, связанная с домом, профессией. А еще мир – это огромная планета, по которой можно путешествовать, открывать что-то новое. Это чрезвычайно сложное понятие для форматирования и создания бренда. Но нам нужно было его осваивать.
Как считаете – удалось?
– Конечно. Понимание «мира» в нашем формате мы вывели на тему, близкую каждому человеку – своей семьи, своего дома и гармонии в этом доме. Любые победы становятся ярче, а поражения легче, если рядом близкие и друзья. Эта идея стала нашей концепцией. Она до сих пор существует и достаточно бодро развивается, привлекая аудиторию разного возраста. В 2015 году мы поставили себе задачу сделать радиостанцию актуальной, современной и понятной молодым людям. У нас это получилось.
Слушатель сильно «помолодел»?
– Сейчас средний возраст аудитории Радио МИР – 35 лет. По последним рейтингам, 65% слушателей – это люди 12-49 лет! То есть бóльшую часть нашей аудитории составляют молодые люди. В основном это семейные мужчины и женщины, у большинства есть дети. В этом смысле «МИР» – абсолютно домашняя радиостанция. По факту нас так и слушают: папа, мама и ребенок.
Почему именно 12+?
0+ – это уже совсем детское радио, то есть такая нишевая история, где очень хорошо известно, что аудитория скоро вырастет и уйдет. А 16+ и 18+ – это взрослое радио, где возможны откровенные темы и острые вопросы. Мы придерживаемся золотой середины. Нас в большинстве своем слушают семьей, в машине. У мамы нет проблемы в том, что ей стыдно или хочется в какой-то момент переключить приемник – она точно уверена, что от нас не поступит никакой сомнительной информации, из-за которой ребенок начнет задавать неудобные вопросы.
При этом мы всегда выдерживаем настроение, не даем слушателю возможности уйти в печаль. Это определенный темпоритмический и эмоциональный уровень, который позволяет человеку больше думать о хорошем, чем о проблемном. Создавать хорошее настроение – особое искусство, определенные приемы программирования, звуковое оформление, которое мы умеем делать.
«Мир» объединяет страны Содружества в единое медиапространство, и радиостанция играет в этом, как мы знаем, не последнюю роль. Но первенство здесь принадлежит Минску: радио «МИР» в Беларуси начало свое вещание в мае 1997 года – на 13 лет раньше, чем в России. Как это отразилось на различиях в вещании?
– В этом году у Радио «МИР»-Беларусь юбилей – 25 лет в эфире. Значительный возраст и собственная страница в истории минского FM-вещания. В нашей компании именно белорусскую редакцию можно назвать прародителями радиовещания. Сегодня у них очень современный телерадиовещательный комплекс и собственная редакция, обеспечивающая круглосуточный локальный эфир. Белорусский формат изначально выстраивался под задачи и интересы аудитории республики и поэтому он, конечно, отличается от московского. Здесь другая музыка, голоса ведущих и оформление. Но сейчас, накануне 30-летия, мы приходим к пониманию того, что возможно нам стоит рассмотреть вариант некой трансформации, чтобы это были схожие форматы, отвечающие одним целям.
А что же Москва? Что в России является точкой отсчета Радио «МИР»?
– Редакция радио еще в 90-х годах создавала радиопрограммы для эфира крупных государственных радиостанций. Несмотря на это, годом рождения Радио «МИР» в России стал 2010-й. Двенадцать лет назад мы выиграли свою первую частоту и зазвучали в эфире Ставрополя. Затем появились Кемерово, Барнаул, Улан-Удэ, Оренбург, Смоленск и десятки других городов. На сегодня у нас более 150 городов и населенных пунктов и одна из самых больших федеральных сетей в России. Причем большинство нашей аудитории впервые нас услышало уже в обновленном формате и современном звучании.
Есть ли какие-то планы по расширению вещания за счет филиалов МТРК «Мир»?
– Сейчас наш формат звучит на территории России, Армении и Кыргызстана. С ним мы работаем последние семь лет. Мы видим, что он имеет ресурс, перспективу, коммерчески привлекателен и конкурентоспособен. Создавая сетки вещания, мы изначально просчитывали возможность адаптаций нашего эфира под условия других стран. Поэтому достаточно быстро скорректировали программы под аудиторию Бишкека и Еревана. Нам интересно было бы поработать в радиоэфире Казахстана и выстроить концепцию под уникальный рынок Душанбе. Это новый уровень задач для дирекции радиовещания. Ведь рассматривая новую аудиторию, новую страну, ее менталитет, желания, конкурентное окружение, потому что оно, естественно, не такое, как в России, мы будем расти и развиваться.
Национальные особенности сильно влияют на формат вещания?
– Безусловно. Нельзя сказать, например, что Армения берет наш сигнал и его копирует. Да, он там звучит, но Ереван, точно так же как Бишкек, имеет возможность ежедневно «вливаться» в плейлист и делать собственными руками то, что мы из Москвы сделать не можем. Они знают свою аудиторию лучше, поэтому они сами создают новости, делают утреннее шоу – словом, они адаптируют под себя хорошо выверенный и качественно сделанный формат.
А как происходит работа с регионами?
– Партнер в регионе – это наш, не только коллега, но и подрядчик. Мы являемся владельцами франшизы и даем ему возможность «врезаться» в наш эфир с собственным продуктом. Нам важно, сделать Радио МИР в каждом регионе близким и понятным, локализовать его. Партнеру важно иметь собственный голос в хорошо сделанном и любимом слушателями формате. На этом взаимном интересе и держится наше сотрудничество. В этом вопросе главное, всегда держать руку на пульсе. Предлагать актуальные программы и контролировать качество. Кстати, наши преданные слушатели иногда выступают в роли надзорного органа и очень быстро сообщают нам об ошибках или недочетах. Так что спрятаться не получится. Мы все на виду. Точнее, на слуху.
Работа на радио сопряжена с большим стрессом, потому что это бесконечный поток, в котором нельзя ни на секунду отклоняться от сетки. Часто ли возникают какие-то непредвиденные ситуации, когда приходится импровизировать в прямом эфире?
– Все, что связано с прямым эфиром, в нашей работе регламентировано. Слава Богу, сейчас уже не 1993 год, когда вещание велось из любой каморки. А мы не маленькая региональная радиорубка. Поэтому баек и анекдотов, связанных с прямым эфиром, которые были лет 20 назад, сегодня нет. Есть очень четкое понимание, как идет прямой эфир и за каждый шаг этого пути отвечают определенные люди. Конечно, бывают ситуации, которых нельзя избежать, но можно заранее учесть все риски.
Первое звено, в котором я как руководитель должна быть уверена, – это специалисты прямого эфира. Это те, кто физически нажимают кнопку микрофона и выходят в эфир. Мы очень хорошо просчитываем этих людей и уверены в каждом из них. У нас не может быть человека, который вышел в эфир и что-то ляпнул. У нас нет людей, которые сегодня пришли на стажировку, а уже завтра попали в эфир. Потому что есть регламент, и новичок работает под присмотром и по легкой схеме. Мы знаем, что каждый человек, выходящий в эфир, хоть раз, но совершал ошибку. Важно, чтобы она была не критичной. По-другому нельзя наработать опыт и стать профессионалом.
Очень строгий отбор?
– Очень. Мы ведь оцениваем не только голос, образование и опыт. Нам важно увидеть сотрудника как человека с определенными жизненными ценностями. Этот пасьянс складывается из многих факторов. Мы должны точно знать, что происходит у человека в семье, понимать, в каком настроении и состоянии он сейчас находится. Есть масса замаскированных историй, когда человек одинок, когда он не может себя найти. И на любой другой работе эти вещи не имели бы никакого значения, но на радио и в прямом эфире они важны. У нас в эфире ведущие создают легкую атмосферу и оптимистичное настроение! Человек с проблемами или какой-то внутренней недоговоренностью просто это не сможет сделать. Поэтому для нас так важен момент притирки, у нас это называется «войти в формат».
Какими качествами должен обладать радиоведущий?
– Для линейного ведущего главное – это его эмоции, чтобы он всегда располагал к себе. И даже неважно, он веселый или грустный – он должен уметь понравиться слушателю. И пусть они сидят грустят – он и еще сто миллионов слушателей.
Если этой эмпатии нет, то все остальное – дикция, какие-то умные мысли – это все не работает. Если есть связь – это хороший ведущий. И ты его будешь слушать при любых обстоятельствах. А сколько было примеров шепелявых, сюсюкающих, сиплых и хриплых ведущих! И ведь часто это становилось их фишкой! И все потому, что у них был этот дар – схватить внимание слушателя и держать его.
Как давно вы уже на радио?
– Я на радио 29 лет. Мой первый эфир состоялся 25 декабря 1993 года. Помню, что это был холодный рождественский вечер. В компанию молодых радиоэнтузиастов я попала случайно, а рассказав о своем театральном образовании и любви к музыке, практически подписала договор. Было решено, что я в силу актерских способностей не боюсь микрофона и смогу в него говорить разные умные вещи. Я начинала как ведущая музыкальных программ и обожала эфир и слушателей. Со временем стала осваивать редактуру, продюсирование, когда эта сфера стала расширяться до других границ – границ качества, стилизации, форматирования, и программирования. В 90-х радиовещание развивалось стремительно, все было в новинку и в удовольствие.
В FM-диапазоне на коммерческих радиостанциях звучала современная и очень яркая музыка. Она не вязалась с голосами дикторов советской школы, а требовала молодых и нестандартных ведущих. Поэтому в профессию приходили в первую очередь люди творческие, те, кто мог генерировать идеи. Профпригодностью считались хорошая дикция и умение держаться свободно. Много было КВНщиков, актеров, музыкантов. Из музыкантов, кстати, выросла плеяда звукорежиссеров и саунд-продюсеров. Журналисты находили себя на информационных и разговорных радиостанциях.
А в чем главная специфика работы конкретно на радио?
– В том, что аудиовосприятие человека имеет свои определенные черты и особенности и их нужно обязательно учитывать, работая у нас. Так текст программы или новостей должен восприниматься на слух, и создавать картинку в голове слушателя. Голос диктора должен быть приятным на слух. А музыка гармонично дополнять информацию.
Включая радио, мы слушаем уже готовый продукт, над которым трудились десятки специалистов. Но всегда интересно узнать подробности внутренней кухни...
– Работа радио – это коллективная работа редакции. У радиостанции «МИР» своя специфика. Мы вещаем на три часовых пояса. И первый плейлист, который звучит на Дальний Восток, у нас запускается в пять часов вечера предыдущего дня. То есть вот сегодня в пять часов по Москве начинается новый день во Владивостоке – прозвучала часовая заставка «00:00», и пошел нулевой час. Для нас это не вечер, а старт новых суток. Затем идет контроль эфирного расписания на Новосибирск, это еще +4 часа. А московская сетка – это работа утром. Первый интерактив в прямом эфире у нас выходит в 8:00. Ведущий общается со слушателями, играет с ними в викторину и разыгрывает призы. Поэтому к 7:00 на рабочем месте и ведущий и выпускающий, и музыкальный редактор и редактор программ. Все это контролируется программным директором. Обычно, если происходит что-то нестандартное – допустим, ведущий заболел или какой-то технический сбой – вся информация в первую очередь поступает программному директору. Грубо говоря, вся головная боль возникает сначала у него.
Из кого еще складывается работа редакции?
– В восемь утра в редакции находится музыкальный редактор, который собирает музыку на следующий день. И чем быстрее он это сделает, тем больше у нас будет запас дней. Один-два – это идеально, больше – нельзя! Потому что может поменяться настроение в обществе, может поменяться погода, может случиться катастрофа или еще что-то, что напрямую повлияет на формирование музыки, которая выйдет через два дня. Поэтому музыкальный редактор все время в очень жестком графике: он не может задержаться, но и при этом не может на много уйти вперед, ведь потеряется актуальность. Поэтому у нас музыкальный редактор никогда не уходит в отпуск. Это уникальный специалист, ему не может быть замены. То же самое можно сказать про программного директора. Есть и еще одна незаменимая профессия – музыкальный продюсер. Это человек, который создает звук: джинглы, пропевки, отбивки – то, что рисует общую картину настроения. Если просто накидать разных песен, это будет не радиостанция, а обычная музыкальная подборка.
Почему джинглы так важны? И как вообще собирается вся «канва» эфира?
– Джинглы – это переходы от одного элемента к другому, через них мы напрямую программируем слушателя на свой формат. Именно одежда эфира отличает одну радиостанцию от другой. Первый стежок в канве это музыкальный редактор создающий плейлист, потом за дело берется выпускающий редактор. Человек, который получил некий набор элементов и начинает его физически собирать, соединять «одежду» эфира (джинглы) с песнями, программами и рекламой. Допустим, в одном часе 13 песен, пять программ, после каждого из этих элементов есть какой-то джингл плюс рекламные блоки – в час набирается больше 100 элементов. И так 24 часа. И три раза на три пояса. У выпускающих смены по 11 часов, они сидят в наушниках и прослушивают каждый элемент в звуке. Сводят так, чтобы это было в сильную музыкальную долю красиво и гармонично на слух. А еще задача выпускающего редактора контролировать хронометраж и вымерять каждую песню так, чтобы слушатель ее эмоционально «дожил» и у него не было ощущения, что трек сократили или он звучит очень долго. Затем плейлист проверяет программный директор и только потом он попадает на эфир к ведущему.
Как вам удается выдерживать такой бешеный темп?
– Мы к этому привыкли, для нас этот ритм абсолютно привычен. Конечно, бывает и в этом ритме какой-то еще больший аврал, «волна», но даже в этих «волнах» мы уже умеем плавать. Важно то, что радио – это все-таки не один человек, а коллектив. И если общая гармония в коллективе существует, то катастрофы не произойдет. Потому что если один устал, его обязательно все остальные вытащат.
А были какие-то совсем тяжелые периоды, которые стали серьезным вызовом?
– Конечно, когда началась пандемия, нам всем пришлось разом переехать домой. И по-новому выстроить весь цикл производства. Но именно в такие моменты происходит естественный отсев тех, кто не смог, не дотянул, перестал замечать главное. У всех разные ресурсы. Непростым оказался и этот год с новыми правилами существования в стране, в медиа-пространстве. Это все – стрессовые ситуации, но пережить их помогает то, что мы друг друга поддерживаем.
Вы чувствуете родство со своей командой?
– Это очень близкие люди – близкие по духу, жизненным принципам. Я вообще не думаю, что можно работать на радио, не создавая вокруг себя команду единомышленников. Наверно это может быть какое-то другое медиа, но не радио. Ведь радио отличается тем, что через приемник нельзя солгать. Вас выдаст голос. Тембральный окрас, особенности дикции и другие мелочи, которые обнажат ваши мысли и чувства и передадут это слушателю. На радио чувства нельзя сымитировать, это не театр.
Чего бы вы пожелали МТРК «Мир» в день рождения? Уже есть какие-то новые непокоренные планки на примете?
– У нас действительно уникальная компания, она складывается из каких-то вещей, которые многим уже не понятны. Сама идея того, что несколько государств могут вместе создавать информационный и творческий контент, многим кажется абсурдной. Ну как могут договориться страны и люди с совершенно разными задачами, менталитетом и религией? И то, что компания существует, на протяжении стольких лет трансформируется и благодаря умному руководству развивается в нужном направлении – это нужно ценить и не ставить под сомнение. В МТРК «Мир» действительно уникальная команда профессионалов, которая знает, куда она идет и что делает.
Что касается радио, то у него, как и у любого медиа, есть определенные этапы развития, витки спирали. Мне хочется, чтобы мы обновляли свою редакцию, искали новых людей, чтобы у нас были новые задачи мелкого и высокого порядка, чтобы у нас была возможность развиваться, творческие идеи и чтобы все это помогало нам год за годом выходить на новый виток, понимая, что мы делаем очень хорошее и нужное дело. Так и есть! Мы создаем хорошую, классную радиостанцию и каждый день получаем отклик от наших слушателей. Они искренне нас благодарят, потому что мы их поддерживаем, даем им уверенность и дарим маленький праздник.
И, конечно, у нас есть большая цель – это эфир в столице России. У нас очень широкая сеть вещания, много городов-миллионников, поэтому мы не имеем права расслабиться. Мы держим высокий профессиональный уровень и это замечают наши партнеры, которые оценивают нас с точки зрения московских конкурентов. Но столичный эфир выдаст нам новые задачи. У нас будет возможность еще раз пройти эту спираль – уже с другими условиями и правилами. Мы к этому готовы.
Читайте также:
- «Создавать эмоцию – это очень захватывающе!» Интервью с директором радио «МИР» Еленой Коритич – к 30-летию вещания
- От «Первого доброго» до радио, которое «Хорошо звучит!»: 10 фактов о радио «МИР»
- Министр иностранных дел России Сергей Лавров поздравил коллектив Радио «МИР» с профессиональным праздником
- Журналисты «Мира» в Беларуси раскрыли секреты теле- и радиокухни
- Хорошая музыка и отличное настроение: как работает радио «МИР» в странах Содружества
Подробнее в сюжете: День рождения «МИРа»