Сегодня в Китае новая эпоха и новая элита. Высший орган Коммунистической партии – постоянная комиссия Политбюро – теперь полностью состоит из соратников «Великого кормчего», товарища Си. Материал специального корреспондента «МИР 24» Глеба Стерхова
Первая поездка великолепной китайской семерки. Си Цзиньпин и его команда на северо-западе Поднебесной.
Провинция Шэньси, город Яньань – родина Китайской Народной Республики. Местные пещеры – главная база революционной Компартии в 30-40-х годах. Здесь жил и работал «кормчий» китайской революции, товарищ Мао Цзэдун. Тогда – простой китайский парень из полумиллиарда, в ватнике и шапке со звездой.
Этих семерых всему миру предстоит запомнить и внешне, и по именам, и по заслугам. Именно они начинают новую эпоху нового Китая.
«В новом походе мы будем придерживаться общей системы ценностей всего человечества. Перед лицом вызовов мы призываем к тому, чтобы все вопросы решались совместно», – заявил председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин.
Эти края и для товарища Си родные. Отсюда его отец Си Чжунсюнь. Полевой командир, второй человек в Госсовете КНР, правой рукой Мао Цзэдуна был недолго, попал в немилость. Когда в 60-х началась «культурная революция», Си Чжунсюня посадили в тюрьму. Сын за отца тоже оказался в ответе. Он тогда не знал деталей о том, что Мао к этому времени поругался со Сталиным, что хотел по капле выдавить из своего народа все советское, при этом сохранив саму коммунистическую суть и модель. Трудовые лагеря Мао Цзэдуна должны были выбить все ненужное из молодых голов. Юный Си тоже попал под раздачу. В 69-м ему было всего 16! Работал с простыми крестьянами, спал в землянках, недоедал. Пас овец, таскал уголь.
«Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи основаны на сочетании конкретной китайской реальности и лучшей китайской культуры и открывает новые горизонты модернизации марксизма в Китае», – заявила советник-посланник посольства КНР в России Лю Цинхуа. Через полвека после начала своих личных лишений и испытаний товарищ Си со своей командой официально победит бедность в своей стране.
Чжао Лэцзи – член постоянного совета Политбюро – выходит к людям третьим после шефа. Их отцы земляки. Говорят, дружили. Может быть, поэтому товарищ Си еще 10 лет назад назначил его руководить родной провинцией. Случай беспрецедентный. В Китае так не делают, чтобы избежать кумовства. Все это говорит о безграничном доверии. Пять лет назад протеже Си Цзиньпина возглавил главный орган, карающий нечистых на руку чиновников.
«Дело в том, что в Китае, помимо суда, прокуратуры, следствия, есть партийная контрразведка, которая называется Центральная Комиссия по проверке партийной дисциплины, которая занимается только членами партии», – пояснил председатель экспертного совета Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития, востоковед Юрий Тавровский.
Само устройство системы, как и идею социализма и партийной иерархии, Китай взял с Советского Союза. В СССР для зачистки коммунистов-предателей была Центральная контрольная комиссия. Ее еще Ленин придумал. Суть в общем та же – названия разные. С руководством такого «отдела собственной безопасности» Си Цзиньпин провел грандиозную чистку в партийных рядах. Она получила название «охота на мух и тигров», где мухи – мелкие взяточники, а тигры – матерые коррупционеры.
«Если при Дэн Сяопине изредка кого-то расстреливали на стадионе – изредка, выборочно, то тут это системно. За 10 лет к ответственности было призвано полтора миллиона человек. Полтора миллиона кадровых работников, руководителей разного уровня. Там были и «мухи», но были и «тигры», причем такие «тигры». «Тигры-людоеды», люди из постоянного Комитета Политбюро», – рассказал Юрий Тавровский.
Кому высшая мера, кого на десятки лет в тюрьму. Еще 50 тысяч чиновников добровольно сдались полиции за минувшую вторую пятилетку, что Си Цзиньпин у власти. Самые лояльные и честные остались.
Ван Хунин – в тройке самых могущественных после Си Цзиньпина. Успел поработать в ЦК при трех генеральных секретарях. В Китае его даже называют «наставником трех императоров». Он органично вписался в команду Си Цзиньпина, помогал тому формулировать принципы «социализма с китайской спецификой» на новом этапе.
Из семи членов постоянного комитета Политбюро четверых заменили. Да и в самом Политбюро, где порядка 200 человек, добрая половина – новые кадры.
Кто чем будет заниматься и за что конкретно отвечать, станет известно в марте будущего года, когда пройдет сессия всекитайского собрания народных представителей. Главное, понятно уже сейчас – никогда еще верхушка этой самой густонаселенной страны на планете не была такой сплоченной и монолитной. При «кормчем» Мао Цзэдуне так уж точно. Новый «кормчий» Си Цзиньпин, а этот титул занесен в устав Компартии, похоже, смог.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе