«С каждым годом появляется все больше своего продукта»: интервью с продюсером премии «Музыкальное сердце театра»
17:37 06/12/2022С 18 по 28 ноября в Екатеринбурге прошел фестиваль «Музыкальное сердце театра», на котором представили свои спектакли в самых разных жанрах театры со всей России. Победителем одноименной премии в номинации «Лучший спектакль» стала московская постановка «Кабаре Терезин» – реальная история кабаре, созданного во время Второй мировой войны узниками концлагеря Терезиенштадт, где содержалась преимущественно еврейская интеллигенция из Западной Европы. Пьеса была написана Ниной Чусовой на основе текстов, музыки и детских рисунков из Терезиенштадта. Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «Летучий корабль» Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство». Это та самая знаменитая музыкальная сказка про любовь царевны Забавы и простого Вани, про коварного Полкана и Летучий корабль, которую украшают мелодии, написанные Максимом Дунаевским. Режиссер – Светлана Горшкова.
Другие награды получили спектакли «Великий Гэтсби» Новосибирского музыкального театра, «РОК» Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва из Кемерово, «Семейка Аддамс» Тюменского драматического театра, «Путешествие Голубой Стрелы» Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Карамболь», «Труффальдино» Краснодарского музыкального театра, «Дорогой мистер Смит» санкт-петербургского Государственного драматического театра «Приют комедианта» и «24 часа из жизни женщины» московского Театра мюзикла и поэзии под руководством Елены Камбуровой.
«Музыкальное сердце театра» – единственный в своем роде фестиваль, посвященный музыкальному театру во всех его видах: современной опере, рок-опере, опере-драме, саунд-драме, мюзиклу, оперетте и экспериментальным формам. Лучшие спектакли выбирает жюри, состоящее более чем из 120 специалистов. Зрители получают возможность не только проголосовать за лучший спектакль, но и в преддверии финала посмотреть все постановки на сайте фестиваля.
MIR24.TV поговорил с продюсером фестиваля и премии «Музыкальное сердце театра» Дмитрием Калантаровым, почему фестиваль ушел из Москвы, в каком городе он будет проводиться в следующем году, а также о том, что любит российский зритель.
Дмитрий Ювенальевич, премия ведет свою история с 2006 года, а потом был перерыв до 2012-го. С чем он был связан?
– Это было связано в первую очередь с экономическими причинами, поскольку до 2012 года все фестивальные и церемониальные мероприятия проходили исключительно за счет привлечения внебюджетных источников, а также партнерской помощи. После 2012 года ситуация немножко осложнилась, и возникла пауза, еще связанная с тем, что я, будучи учредителем и руководителем проекта, переориентировался на продюсирование отдельных театральных проектов. После определенной паузы пришли к тому, что для того, чтобы проект возобновился и развивался, требуется его переформатирование. Был взят вектор в сторону регионов, мы ушли из Москвы, стали проводить по принципу ротации: каждый год новый регион. Изменилась сама структура фестиваля, а кроме того, мы обратились за поддержкой в Министерство культуры и Президентский фонд культурных инициатив. Собственно говоря, поддержка этих организаций и дала возможность возродить проект, переформатировать его и выйти на другой уровень.
В 2021 году премия проходила в Новосибирске, в 2022-м – в Екатеринбурге. Будет ли теперь «нестоличный» формат премии постоянным?
– Мы принципиально ушли от «столичного» формата, но не исключаю, что рано или поздно мы окажется в Москве либо в Санкт-Петербурге. Сейчас мы приняли решение, что в первую очередь нужно привлечь внимание к культурным достижениям и потенциалу, который есть в российских регионах. И тот формат, когда мы каждый год выбираем отдельную музыкально-театральную столицу, мы считаем востребованным и перспективным.
В первую очередь мы начали с городов, которые традиционно имеют корни, большую историю и достижения в музыкальном театре, это были Новосибирск и Екатеринбург. Следующим шагом мы идем по городам, где музыкальный театр широко проявился в последние годы. Первым из этих городов является Кемерово – там фестиваль будет проходить в следующем году.
Победителей в номинациях премии выбирали более 120 деятелей музыкального и театрального искусства. Как при таком многочисленном жюри происходит отбор?
– Дело в том, что именно большое количество членов жюри и дает объективную картину, по мнению профессионалов. Например, в «Оскаре» голосуют 10 тысяч человек. У нас есть больше 130 членов Академии современного музыкального театра, которые имеют возможность смотреть спектакли-номинанты как вживую, так и на видео, и выносить свое решение. Поэтому как раз то, что в голосовании участвуют не 10 человек, а более 100, является более объективным показателем для профессионального сообщества.
По каким критериям оцениваются спектакли?
– У нас достаточно непростая, двухступенчатая процедура по формированию номинационного листа. Сначала пять экспертов – в первую очередь театральные критики, театроведы – формируют лонг-лист, куда входят спектакли, которые, на их взгляд, заслуживают внимания. Потом к этим пяти добавляется еще 10 членов академии, каждый из которых представляет определенную специальность: директор, композитор, музыкальный руководитель, художник по свету, сценограф и т.д. Эти 10 человек вместе с теми пятью экспертами формируют большой экспертный совет, где они уже голосуют за формирование персонального номинационного листа, куда кроме спектаклей входят конкретные номинации, на которые каждый из спектаклей в лонг-листе могут претендовать.
У нас 18 конкурсных номинаций, в каждой из них до 10 номинантов, по которым уже голосуют академики. У них есть закрытый раздел на сайте, где они проставляют баллы. Мы не прописывали специально четкие критерии для оценки, но у каждого академика есть возможность в каждой номинации проголосовать за трех лидеров, поставив им символические первое, второе или третье место. За третье место дается один балл, за второе – два, за первое – три балла. После голосования результаты суммируются, и мы получаем окончательный результат. Если количество баллов одинаково, то решение выносится президентом премии Максимом Дунаевским. Но пока такого прецедента не было.
Сколько спектаклей подали заявки в этом году?
– Спектаклей было более 80, в лонг-листе осталось 13.
В качестве спецпроекта на фестивале прошли показы спектаклей с участием юных актеров (от шести лет), что это были за спектакли?
– Это были спектакли, показанные в рамках отдельной программы «Юные актеры – детям Донбасса», где среди зрителей были дети из семей с новых российских территорий, которые сейчас живут в Свердловской области. В этих двух спектаклях, «Юная любовь в пяти театральных измерениях» и «Война глазами детей», действительно играют дети. Я могу сказать, что это является тем видом театра, который лучше всего воздействует и вызывает доверие у детской и подростковой аудитории – когда они видят на сцене своих сверстников.
Спектакль «Война глазами детей» основан на письмах детей во время Великой Отечественной войны – маленькие зрители плакали?
– Слез у детей не было, чаще плачут взрослые. У детей просто происходит определенная переоценка, понимание. Понятно, что там нет никаких «страшилок», задача была донести до детей, в первую очередь не тех, которые с Донбасса (они-то как раз знают, что такое война), а до детей, которые живут в российских регионах, что такое война и что надо делать все, чтобы она не пришла на нашу землю.
Как проявила себя екатеринбургская публика, залы были полны?
– Да, практически на всех спектаклях у нас были аншлаги. На концерт Дунаевского билетов не было уже за неделю.
В этом году лучшим спектаклем был признан «Кабаре Терезин», а приз зрительских симпатий получил «Летучий корабль». Как думаете, почему именно эти спектакли понравились больше всех?
– Во-первых, «Кабаре Терезин» – это действительно замечательный спектакль, большинство голосов академиков было отдано именно ему в четырех номинациях. У нас определилось два явных лидера – это «Семейка Аддамс» и «Кабаре Терезин». Если «Семейка Аддамс» – это все-таки лицензия, хоть и не класса А, тем не менее сама тема, материал – это лицензионный продукт, который адаптировали российские постановщики и исполнители. Что касается «Кабаре Терезин», это полностью оригинальный материал, который базировался на основе тех текстов и той музыки, которые были написаны заключенными концлагеря Терезиенштадт. Это серьезная работа и по мысли, и по посылу, и по всем постановочным, исполнительским решениям, она заслуживает всяческого внимания.
Что касается «Летучего корабля» – это безусловный хит, который уже долгое время идет на различных российских сценах, музыку к которому написал Максим Дунаевский. Этот спектакль легкий по восприятию, красивый, красочный, там замечательный актерский ансамбль, интересные постановочные решения. За этот спектакль голосовали зрители, но мнение зрителей, как известно, не всегда совпадает с мнением профессионалов.
А бывает такое, что их мнения сходится, или это технически невозможно?
– По практике последних двух лет пока мнения расходились. Но это ни о чем не говорит, вполне возможно, что в следующем году они совпадут.
Что находит больший отклик у российского зрителя – эффектные спектакли в духе американского классического мюзикла или нечто более близкое к нашей культуре?
– Вы знаете, у зрителя все находит отклик. Музыкальный театр – это самый зрелищный вид исполнительского искусства. Поскольку в его основе лежит музыка и музыкальная драматургия, то, безусловно, музыка по своему воздействию сильнее всего цепляет зрительское внимание, воображение, подключает эмоции. Спектакли же зрителю интересны абсолютно разные: и эстетичные камерные постановки, и большие блокбастеры. К примеру, спектакли Елены Камбуровой рассчитаны на широкого семейного зрителя. В них есть своя эстетика, поэзия, стиль. На некоторые спектакли идет более актуализированная театральная аудитория.
Музыкальный театр в принципе трансформируется под современность, какие сейчас тенденции?
– Трансформации, наверное, как таковой нет, потому что все, что есть инновационного в театре в плане эффектов, звука, проекций, костюмов и т.д. – оно все задействуется в музыкальном театре. Он стоит на острие прогресса.
В последнее время наметилась следующая тенденция: у нас с каждым годом появляется все больше и больше своего продукта. Своя история, своя литературная основа, свои авторы либретто, текстов песен и, безусловно, музыки. К примеру, в рамках «Музыкального сердца театра» мы проводим Лабораторию. В 2022 году было подано 40 заявок на участие в ней, из которых мы отобрали 10. Среди них – «Ай! Болит», «Ледяной дом» по мотивам романа Лажечникова, «Мы» по Замятину, «Перевал Дятлова», «Остров погибших кораблей» – в основе либо литературный источник, либо реальная история, либо выдуманная авторами история.
В одном из интервью вы говорили, что русский музыкальный театр отличается психологизмом и сильной драматургией. А по визуальной части он соответствует бродвейским постановкам?
– Наверное, по зрелищной составляющей пока мы немного уступаем. Этому есть логичное объяснение. Дело в том, что Бродвей – это индустрия, где всего лишь 5-10% зрителей – это жители Нью-Йорка. Все остальные – туристы. Мы не ориентируемся на проекты, которые нацелены на ежедневный сбор зрителей. На сегодняшний день это утопия – ни один проект не может идти в ежедневном режиме, по какому принципу существуют все бродвейские постановки. Есть площадка, на которую он заходит, подписывает договор на сезон, и они каждый день показывают один и тот же спектакль, а в выходные или уикенд – по два в день.
У нас в основном все на базе репертуарного театра, хотя каждый год появляются спектакли, которые делают независимые продюсерские команды. В 2022 году это был рэп-спектакль «Преступление и наказание» по Достоевскому и тот же самый «Кабаре Терезин», но назвать их коммерческими постановками нельзя, поскольку они показываются один, в лучшем случае два раза в месяц. В прошлом году тоже было две постановки из 14 номинантов, которые представляли независимый театр, это городской мюзикл «Маяковский», наша совместная продукция с Театром Луны, и «Карамазовы» – рок-опера по Достоевскому. Второй год независимые проекты по Достоевскому – хорошая тенденция.
И напоследок – премию за лучшую сценографию в 2022 году получил спектакль «Семейка Аддамс». Это был самый красивый спектакль фестиваля?
– Нельзя сказать, что «Семейка Аддамс» была самым красивым спектаклем, потому что был еще «РОК» Кемеровского музыкального театра, который мог бы с ним поспорить. По баллам академиков он немного проиграл, но это тоже спектакль на уровне. Ким Брейтбург являлся и композитором, и продюсером, неслучайно он получил две номинации и одну из них – как продюсер. Этот спектакль тоже масштабный, они даже игрались на одной и той же сцене Свердловского академического театра драмы. Это большая площадка, на которой и тот, и другой спектакль заполнили все пространство. Были заняты и сценография, и спецэффекты, и экраны, и яркие костюмы и т.д. Если говорить о самых зрелищных спектаклях «Музыкального сердца театра – 2022», я бы назвал эти два.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр