«Говорит и показывает Николай Озеров»: 100 лет со дня рождения знаменитого спортивного комментатора
00:00 11/12/202211 декабря исполняется 100 лет со дня рождения самого известного спортивного комментатора СССР Николая Озерова – человека, голос которого целых три десятка лет сопровождал наиболее важные спортивные поединки в России и за рубежом. Его глазами на соревнования смотрели миллионы телезрителей СССР. Рассказываем о жизни человека-эпохи Николая Озерова, о его театральной, спортивной и комментаторской карьере.
Нынешнему поколению сложно представить, насколько значима была личность Озерова в 50-80-е годы прошлого века. Спорт был очень важной частью советской жизни. Основой советской спортивной пирамиды были дворовые футбольные и хоккейные команды, серединой – профсоюзные спортивные общества. Венчали пирамиду отечественные олимпийцы, а еще выше сиял рассказывавший о них миллионам советских людей Николай Озеров. Он не просто комментировал, а создавал драматургию и магию того зрелища, которое происходило на экранах. «Он был почти такой же популярный в то время, как Гагарин», – вспоминал комментатор Геннадий Орлов.
Детские мечты об оперной сцене и увлечение теннисом
Фото: Батанов Александр/ТАСС
Будущий звездный комментатор родился в Москве, в актерской семье. Его отец был известным оперным певцом, лирико-драматическим тенором Большого театра. Более 35 лет он исполнял ведущие партии в Большом театре: Отелло, Герман, Садко и многие другие. Мама была студенткой театрального факультета Государственного института кинематографии, но так и не окончила его, целиком погрузившись в заботы о маленьких сыновьях (за год до Николая в семье родился сын Юрий, ставший впоследствии кинорежиссером).
Интересны корни этого семейства. Дед Николая Озерова по отцу – священник. А прадед – известный русский духовный композитор, протоиерей Михаил Виноградов. Мама Николая Озерова происходила из рода Сахаровых-Левицких, ее дед был действительным статским советником и кавалером орденов св. Анны и св. Владимира. Неудивительно, что домашнее воспитание и образование Николай и Юрий Озеровы получили самое лучшее. Про семейную атмосферу многое может сказать тот факт, что частыми гостями родителей были режиссер Константин Станиславский, оперный певец Леонид Собинов, актер Иван Москвин и многие другие выдающиеся деятели культуры того времени.
В детстве Николай Озеров мечтал стать знаменитым оперным певцом, как отец. Но вокального таланта у него не обнаружилось. Зато обнаружился драматический. После окончания школы Николай Озеров поступил на актерский факультет ГИТИСа.
Кроме того, еще в школьные годы он горячо увлекся спортом. Николай Озеров пробовал себя во множестве видов спорта, от бокса до хоккея, а особой его любовью был футбол. Также в возрасте девяти лет он всерьез занялся большим теннисом, и уже в двенадцать стал чемпионом Москвы среди мальчиков. А 1939 году – абсолютным победителем Всесоюзных юношеских соревнований по теннису.
Как Николай Озеров изумил бельгийцев
Осенью 1941 года, когда враг подошел близко к Москве, Николай Озеров участвовал в серии показательных теннисных поединков на московских стадионах, чтобы продемонстрировать высокий боевой дух столицы. Спортсменов было всего четверо – их перевозили на мотоциклах с одного стадиона на другой и широко освещали все матчи по радио.
Но даже будучи прославленным теннисистом, Озеров не оставлял занятий футболом. Уже став 24-кратным чемпионом СССР по теннису и совмещая спортивную и актерскую карьеру, он и в начале 50-х продолжал играть в футбол – в дублирующем составе «Спартака».
В связи с этим был даже один курьезный случай, о котором рассказывал ветеран «Спартака» Алексей Парамонов:
«Однажды наша команда проводила товарищеский матч в Бельгии. Мы шли с тренировки в гостиницу мимо теннисных кортов, где играли бельгийские теннисисты. Естественно, Озеров не смог пройти мимо. Он подошел к бельгийцам и попросил разрешения ударить несколько раз по мячу. Люди явно не ожидали от него ничего особенного – футболист же. А Николай как начал выдавать выкрутасы, там все обалдели. А потом один из бельгийцев растерянно сказал: «Если у вас так футболисты в теннис играют, как же тогда играют ваши теннисисты?»
Всего за теннисную карьеру Озеров собрал 170 чемпионских титулов. В августе 1953 года он ушел из большого тенниса – как и полагается спортсмену, на пике славы.
От театральной сцены до рубки спортивного комментатора
Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС
После окончания ГИТИСа Николай Озеров совмещал спортивную карьеру со службой во МХАТе. И, хотя Озеров-комментатор намного известнее, чем Озеров-актер, тем не менее он выходил на театральную сцену целых 30 лет и сыграл больше 20 ролей, в том числе в спектаклях «Победители», «Хлеб наш насущный», «Двенадцатая ночь», «Пиквикский клуб», «Синяя птица», «Школа злословия», «Вторая любовь», «Домби и сын» и многих других.
Параллельно Николай Озеров снимался в фильмах, причем часто играл в них самого себя. Ведь начиная с середины 50-х он стал настолько знаменитым, что его присутствие в кадре – даже мимолетное – делало все происходящее на экране абсолютно достоверным.
Предложение попробовать себя в качестве спортивного комментатора Николай Озеров получил от Радиокомитета СССР в 1950 году. В то время спорт на советском радио занимал важную часть эфира, хотя первая прямая телетрансляция футбольного матча в СССР состоялась только в 1949 году. Идея Радиокомитета состояла в том, чтобы голос комментатора стал неизменной частью любого спортивного шоу и вывел его на качественно новый уровень. Вот где пригодились и харизма Николая Озерова, и его актерские способности, и знание спорта изнутри!
Даже в наши дни спортивные комментаторы остаются представителями эксклюзивной, «штучной» профессии: поэтому они всегда на виду, их работу обсуждают не меньше, чем действия спортсменов, решения тренеров или ошибки судей. Что же говорить о 50-х!
Николаю Озерову и его наставнику Вадиму Синявскому – первым отечественным спортивным комментаторам – выпала историческая роль первопроходцев спортивного репортажа. В то время им пришлось закладывать основы профессии, формировать представления об эталонах мастерства, задавать стандарты качества, на которые спортивные журналисты ориентируются до сих пор. А потом – заниматься трансформацией жанра при переходе от радио к телевизионным трансляциям.
Спортивный репортаж как театр одного актера
Можно сказать, что именно эта новая работа позволила Николаю Озерову без особых потерь оставить собственную спортивную карьеру, ведь он остался в спорте, но на новом уровне – теперь уже над спортивной схваткой. Гениальный комментатор превращал свои репортажи в театр одного актера.
У микрофона он не только комментировал спортивное событие, но и делал его понятным для тех, кто не в теме. А также был своеобразным спортивным конферансье, оформлявшим зрелище. Прекрасное знание футбола и хоккея сочеталось в нем с языковой свободой. «Речь у него была безупречная, просто образец русского языка», – вспоминал его коллега и ученик, известный футбольный телекомментатор Геннадий Орлов.
Каждый матч Николай Озеров начинал словами, которые стали его фирменным «позывным»: «Говорит и показывает Москва» (или другой город, в зависимости от того, откуда велась трансляция). «Эта его фраза завораживала людей, заставляла бежать к экранам телевизора или радиоприемникам, – вспоминал Геннадий Орлов. – Николай Николаевич приучил меня к тому, что всегда нужно быть наполненным новостями. Он всегда говорил, что комментатор должен быть информирован немного больше, чем все вокруг. Первые его слова были: «Геночка, какие новости?» Он был в курсе всех событий. Я старался ему подражать всю жизнь».
Без его эмоций в эфире матчи стали бы тусклее. Чего стоит только громогласное: «Удар, еще удар! Го-о-ол!» Озерову принадлежит и целая серия узнаваемых афоризмов. Вот только некоторые:
- Такой хоккей нам не нужен!
- Хваленые канадские профессионалы.
- Бросок по воротам. А там Третьяк!
- Сейчас последует удаление.
- Вратарь был бессилен что-либо сделать.
Кто слышал эти фразы в эфире, тот и сейчас помнит интонации и тембр Николая Озерова.
«При вылете за рубеж у него не проверяли паспорт»
Фото: Булдаков Олег/ТАСС
Николай Озеров был невероятно популярным. К примеру, известна история о том, как однажды он подвозил бывшего наркома, а в то время уже министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, и тот сказал: «Мне дома не поверят, что меня вез сам Озеров!» Дочь Озерова Надежда рассказывала об отце, что его фамилия позволяла открывать любые двери: «Мама говорила, что при вылете за границу у папы никогда не проверяли паспорт. Или идет прием в Кремле. Маму «рассматривали под лупой», а папе говорили: «Николай Николаевич, здравствуйте, проходите, пожалуйста». Такая была популярность».
«Его репортажи были фантастически красивые, очень внятные. Он позволял понять происходящее на арене тем, кто не понимает. И он делал даже еще больше, чем комментатор, – он возвеличивал. Своим величием многие спортивные имена обязаны этому человеку», – вспоминал знаменитый оперный певец, народный артист СССР Зураб Соткилава.
Озеров воспитал целую плеяду спортивных комментаторов: Геннадий Орлов, Владимир Маслаченко, Анна Дмитриева, Владимир Писаревский, Евгений Майоров. Его ученики и коллеги вспоминали, что он их очень поддерживал и на людях много хвалил, а вот наедине мог и пожурить, указать на ошибки. Но всегда делал это с большим уважением и любовью и обязательно подбадривал в конце. Коллеги и многие спортсмены звали его ласково и уважительно «дядя Коля».
Озеров побывал вместе со сборными нашей страны в 49 странах мира. Он провел репортажи с пятнадцати Олимпийских игр, тринадцати чемпионатов мира по хоккею, восьми чемпионатов мира по футболу и стал поистине легендой советского спорта!
После окончания карьеры спортивного комментатора Николай Озеров некоторое время ездил по стране с творческими встречами. Это его и спасло: зрители встречали своего кумира очень тепло. А потом, после развала СССР, Озеров взялся за восстановление родного общества «Спартак», в котором тренировался, еще будучи спортсменом.
Его дочь рассказывала: «В этом деле папа нашел себя по-настоящему. Помню, к нам домой приходил олимпийский чемпион Петр Болотников, академик Станислав Шаталин, и они обсуждали идею возрождения общества. Папа погрузился в эту работу с головой. Ходил по «высоким» кабинетам – к Лужкову, Черномырдину. Теперь я понимаю, что такие общества должны держаться на сильных личностях. И могу сказать, что до последних секунд жизни папа думал о своем «Спартаке»!»