Саудовская Аравия с Китаем призывают стабилизировать мировой рынок нефти. Пекин и Эр-Рияд идут на сближение. И это, похоже, очень не нравится Вашингтону. В этом убедилась и политический обозреватель «МИР 24» Анна Деркач.
30 миллиардов долларов в общее светлое будущее. Производство, транспорт, энергетика – всего 34 документа. Росчерк шариковой ручки – тут не просто подпись лидеров, а новая эра в отношениях двух стран.
«Китай ставит развитие отношений с Саудовской Аравией на приоритетное место в своей дипломатии на Ближнем Востоке. Готов вместе с Саудовской Аравией двигаться по пути национального возрождения, укреплять стратегические связи, направленные на развитие», – заявил председатель КНР Си Цзиньпин.
Из Пекина Эр-Рияду все самые передовые технологии: интернет 5G, алюминиевый завод под ключ, фабрику по производству водорода и участие в строительстве футуристического города Неом.
Облачными технологиями займется Huawei. Компания, как и все китайские IT, в американском черном списке. А дочь основателя за продажу оборудования Ирану даже отсидела в канадской тюрьме полтора года. В дни китайско-саудовской встречи все внимание вовсе не к контрактам, а к тектоническим сдвигам в мировой политике.
«Арабский мир отходит от этой гегемонистской линии Вашингтона. Такое сближение Китая с арабским миром и странами Персидского залива – это безусловное усиление Китая в пику Соединенным Штатам», – отметил ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
В прессе заголовки: «Вашингтон теряет Эр-Рияд». Саудиты в новых долгосрочных отношениях, и там, похоже, все серьезно. Америка больше не любимая жена Саудовской Аравии. Это даже хронология приемов подтверждает.
«Если выстроить такую временную картинку, то мы видим, как все холоднее и жестче становились эти приемы», – сказал директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.
- 2008 год – Буш-младший и король Абдалла целуются почти как Брежнев с Хонеккером. Нежно держат друг друга за руки и пританцовывают с саблей.
- 2016 год – Барака Обаму после «арабской весны» уже не встречают поцелуями.
- 2017 год – Во время визита Трампа все тот же танец с саблями, как и при Буше, но выражение лиц уже не то.
- 2022 год – И вишенка на торте – июльский прилет Байдена. Ему наследный принц Саудовской Аравии даже руки не протянул.
Мухаммеду Байден сразу не понравился. Не успел присягу принести, как начал учить принца жизни. Намекал на причастность к убийству журналиста Хашогги. Требовал увеличить добычу нефти, чтобы сбить цены. Да пусть саудитам невыгодно, главное – наказать Россию.
Дружба Вашингтона с Эр-Риядом была своего рода симбиозом. Саудиты обеспечивали удобные Америке нефтяные цены, американцы – защиту от внешних угроз. Отношения испортились, когда Белый дом стал позволять себе вольности: вмешательство во внутренние дела королевства, обвинения в нарушении прав человека и шантаж. Вот Китай – совсем другое дело.
«Никогда в жизни он не влезает в идеологию стран. Он не обсуждает, кто с кем воюет, какие есть противоречия в мусульманском мире. Он не влезает и тем более не устраивает никаких переворотов внутри стран. Китай – про экономику», – отметил Алексей Маслов.
Вот и встречали товарища Си прямо как родного. В небе – цвета флага саудитов, затем китайского. На земле – артиллерийские залпы, музыканты, а у трапа – вся королевская семья. До дворца кортеж дорогого гостя провожали всадники. Там официальная церемония приветствия. Внутри дворца – долгие, в американском стиле рукопожатия. Только без нравоучений и нарушения границ.
«Саудовская Аравия твердо придерживается принципа «одного Китая», поддерживает Китай в защите его суверенитета, безопасности и территориальной целостности, а также поддерживает меры и усилия Китая по дерадикализации, решительно выступает против вмешательства внешних сил во внутренние дела Китая под предлогом защиты прав человека», – сказал наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман.
Эту встречу уже назвали эпохальной. Официально китайско-саудовской дружбе всего-то 30 лет и три года. В 70-х саудиты не признавали Китай как государство. И не спешили устанавливать дипломатические отношения. Верительные грамоты послу из поднебесной Эр-Рияд вручил в 89-м. Последним из всех арабских стран.
«Американцы довольно хорошо поработали с эр-риядовскими лидерами, объясняя, что Китай – это страшный призрак коммунизма, который спит и видит, как завоевать экономику страны. Китай это прекрасно понимал. Он понимал тот имидж, который ему испортили, и действовал очень медленно и очень плавно», – сказал Алексей Маслов.
Сегодня Пекин – крупнейший в мире покупатель сырой нефти. Саудиты – крупнейшие экспортеры. Четверть всей добычи Эр-Рияд продает Китаю. Во всем китайском импорте это одна пятая. И эти объемы не предел.
«Китай будет продолжать импортировать большое количество сырой нефти из стран Персидского залива, расширять импорт сжиженного природного газа, укреплять инженерные услуги в области разведки и добычи нефти и газа и сотрудничество в области хранения, транспортировки и переработки», – заявил Си Цзиньпин.
Ближневосточный интерес Китая одной страной не ограничивается. К визиту Си Цзиньпина приурочили два саммита – лидеров арабских государств и стран Персидского залива. На повестке – создание зоны свободной торговли и переход на расчеты в нацвалютах. Больной для стран, зависящих от доллара, вопрос.
«Во-первых, это значительная дедолларизация собственного торгового оборота. Что в нынешних условиях крайне важно. Во-вторых, это продвижение юаня как международной валюты, это закрепление за Саудовской Аравией собственного места в структуре импорта китайской продукции. Если у саудитов появляется значительное количество юаней, то они должны закупать у Китая равносильное количество продукции», – сказал кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Вахрушин.
Зона свободной торговли – вопрос ближайшего будущего и для двух крупнейших альянсов планеты: БРИКС и ШОС. Туда Эр-Рияд стремится тоже. Король уже заручился поддержкой Си Цзиньпина и получил приглашение посетить Пекин.
Это еще пророк Мухаммед завещал: «Ищи знание, даже если за ним придется отправиться в Китай».
Читайте также:
- Китай не вернется к плановой экономике, а будет развивать ее частный сектор
- Рост импорта нефти и инвестиционный совет: Си Цзиньпин рассказал о сотрудничестве КНР с арабскими странами
- Си Цзиньпин прибыл с трехдневным визитом в Саудовскую Аравию
- Си Цзиньпин назвал Тайвань главной красной линией в отношениях с США
- Си Цзиньпин: Победы Китая за последнее десятилетие окажут влияние на мир
Подробнее в сюжете: Программа Вместе