Семь уровней «Аруры» Алима Пашт-Хана: российскому скульптору и художнику – 50
Пятьдесят лет – это очень хорошо! Значит, наступил такой период, когда можно посмотреть на себя со стороны. Выставки в родном Нальчике – это еще, кроме огромной радости, возможность самому увидеть разные этапы собственного творчества, пообщаться со зрителем: Алим Пашт-Хан – скульптор, народный художник Кабардино-Балкарской Республики.
Юбилейная выставка народного художника Кабардино-Балкарии Алима Пашт-Хана проходит сразу в двух музеях Нальчика. Но даже они не смогли вместить все работы мастера. Дело в том, что кроме цветных и черно-белых литографий, живописи и графики автор создает необычные скульптуры из фарфора. Из-за сложностей транспортировки они на выставке представлены в виде фотографий.
Художник признается, что любит пробовать новое. Как правило, идею диктует материал, будь то фарфор, камень или бумага. Целая стена с живописными работами посвящена насекомым. Да-да! Причем огромных размеров. Двухметрового богомола мастер словно писал под самым большим увеличительным стеклом в мире.
«Насекомые меня интересовали с детства. Сам не знаю, почему. Видимо, потому что они очень своеобразные по структуре, по своей форме и привлекают своей необычностью – они тоже словно в доспехах. Если увеличить их, то они превращаются в каких-то инопланетных существ», – объясняет художник.
Алим Пашт-Хан предпочтение отдает крупным формам. Он автор самой большой фарфоровой вазы в мире. По задумке художника, ваза-скульптура – это своего рода капсула с информацией об эволюции на планете. Произведение искусства теперь в постоянной экспозиции музея фарфора в замке Лойхтенбург в Германии. Из-за огромных размеров объекта (высота вазы – почти восемь метров) музей даже построил для скульптуры Пашт-Хана специальное помещение. «Арура» – так назвал свою скульптуру художник – состоит из 360 фарфоровых модулей в виде сот. Каждый шестигранник мастер отливал и расписывал собственноручно. На это ушел почти год. Фильм о создании вазы можно посмотреть прямо на выставке.
Не то метеорит, не то философский камень – автор арт-объекта в центре Нальчика – тоже Алим Пашт-Хан. Называется он «Звездный камень». Мастер увидел многотонную глыбу в одном из ущелий республики и потерял покой. Самое трудное было – доставить его к месту обработки. Кусок гранита весом в 47 тонн везли на специальном транспорте, задействовали несколько кранов. Больше всего Алим переживал за сохранность минерала: чтобы не было никаких трещин и даже царапин, ведь подходящий для задумки камень он искал в горах полгода. Еще год скульптор дышал гранитной пылью. Ровно столько ушло на огранку, шлифовку камня и установку звезд. Их по эскизам художника отливали из бронзы в Германии. Символ мира и дружбы народов не должен был выглядеть пафосно и банально.
В работе над литографской серией «Танец» художник не выписывал тщательно деталей, важно было другое: не вдаваться в реалистические подробности, эмоционально передать движение и пластику фигур в танце. Работая над папкой работ «Фоглиано», автор таже дал полную свободу вдохновению. Причем он придумал не только дизайн самой папки, но и напечатал ее на станке. Более того, все свои литографские листы Пашт-Хан печатает сам.
«Мой печатник мне сказал: «Алим, это невозможно сделать. Но если ты хочешь, можешь попробовать. Я сказал: «Я буду это делать». Фоглиано при осаде Сиены в 1428 году взял ее. Это граф, огромная фреска которого находится в Сиене. Мне так понравился сюжет, что я решил сделать на эту тему работу», – делится секретом сюжета скульптор.
Главная цель художника – шаг за шагом, в жизненном потоке показать историю Фоглиано. Это еще одно доказательство тому, как неподвижное изобразительное искусство может верно отразить движение жизни. Сложность работы заключается в том, что вся серия рисовалась на одном камне, с которого рисунок не сошлифовывался и не снимался. Художник только дорисовывал его.
В свои 50 мастер в прекрасной форме. Говорит, в творчестве важно делать только то, что интересно самому, но и задумывается над тем, для кого это делается. Так создается волшебная связь между искусством и зрителем.
Фото: Дмитрий Демьяненко и Евгений Шогенов