Война компроматов, или «Ответочка пришла»: как секретные документы из офиса Байдена стали знаком раскола в США?

18:22 11/01/2023

В США очередной скандал с секретными документами, только на этот раз в его центре – не бывший президент, а действующий. В аналитическом центре в Вашингтоне, который Джо Байден занимал, будучи вице-президентом, были обнаружены десять засекреченных документов. Примечательно, что документы, датированные 2013-2016 годами, обнаружили адвокаты самого Байдена, когда покидали офис. В Белом доме уже подтвердили, что Байден пользовался помещением Центра дипломатии и глобального взаимодействия, где были найдены документы, в бытность вице-президентом, а также незадолго до предвыборной кампании 2020 года.

Напомним, что фигурантом похожего инцидента в августе прошлого года стал экс-президент США Дональд Трамп, в чьей резиденции также были обнаружены засекреченные архивы. Тогда в Мар-а-Лаго прошли обыски, а дело было передано в спецпрокуратуру. Что касается документов, обнаруженных в бывшем офисе Байдена, то они были сразу же переданы в национальный архив. Сейчас Минюст выясняет, как бумаги могли попасть в частный офис.

Сможет ли этот инцидент подмочить репутацию Джо Байдена, придут ли к нему с обыском и чему радуются республиканцы – в интервью MIR24.TV рассказали эксперты.

«Он же не сам их в эти папки складывал!»

В ближайшее время Байдену вряд ли стоит ждать серьезных проблем с ФБР, уверен директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ, доктор исторических наук Юрий Рогулев.

«Здесь можно вспомнить древнюю поговорку: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Байден все-таки пока что действующий президент, а Трамп – простой гражданин, поэтому в этом смысле они находятся в разных ситуациях. Байден как президент является главой исполнительной власти, и все ведомства, которые будут заниматься этим расследованием, ему подотчетны. Это создает для него несколько иную ситуацию, чем для Трампа. Второе, что важно понимать в случае со всеми этими документами, в том числе и трамповскими: представьте, что вы – президент Соединенных Штатов, и у вас на столе документы. Я думаю, что там редко какой документ не будет секретным или, по крайней мере, для служебного пользования. Таков характер руководителей и вопросов, которые они решают. Это в любом случае непубличные документы. Он же не сам их в эти папки складывал – у него есть своя канцелярия, делопроизводство», – говорит Юрий Рогулев.

Как пояснил ученый, президент в данном случае считается собственником документов и в праве сам решать, где стоит их размещать после того, как он оставит должность. Он же в дальнейшем определяет доступ к этим документам.

«Это общепринятая практика, когда человек, заканчивая работу на каком-то высоком уровне, забирает документы, относящиеся к его деятельности, с собой. Некоторые документы хранятся в Национальном архиве, у каждого есть своя степень секретности: какие-то со рассекречиваются, какие-то – нет. Все зависит от характера документов. Каждый человек, занимающий высокий пост, потом сам решает, где размещать эти документы. Начиная с Рузвельта, после каждого президента США создавалась президентская библиотека – и, соответственно, архив. Так, Байден может любые документы, относящиеся к его деятельности, решить передать или в свою alma mater, или в историческое общество, или в Национальный архив, или в Библиотеку Конгресса США, в отдел рукописей», – объясняет эксперт.

Однако в определенной мере Байден, конечно, несет ответственность за секретную документацию, которая по той или иной причине оказалась в открытом доступе, даже если он работал с ней, не будучи главой государства. Однако он вполне мог не знать, какой срок давности имели эти бумаги, уточняет Рогулев.

«Большая сложность для всех, кто занимается изучением других стран и их истории через такие документы, в том, что они все децентрализованы, – пояснил он. – Нет единого места, куда можно было бы просто приехать и все получить. Нет! Вы приезжаете в Америку и еще вынуждены там шастать по разным городам и весям, чтобы в разных местах посмотреть эти бумаги».

«Напоминает борьбу сталинистов с троцкистами»

Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности ИМИ МГИМО Виктор Мизин считает, что сейчас происходит своего рода «советизация Америки» с выделением двух ярких полюсов, из-за чего идеальный образ американской демократии рискует быть разрушен.

«В Америке сейчас идет страшная поляризация общества. Республиканцы все время сдвигаются куда-то вправо, Демократическая партия – все больше влево, – говорит Мизин. – И между ними идет борьба, которая мне как историку напоминает борьбу сталинистов с троцкистами в конце 1920-х годов. И поэтому [у демократов возникает] страшная боязнь и ненависть к Трампу. Значительная часть американского общества, особенно рабочий класс, или, как их называют, реднеки его поддерживают. Хотя говорят, что в партии его авторитет падает, и все больше ставят на Десантиса [губернатор штата Флорида, республиканец]. И поэтому идет такая борьба компроматов – так же, как это было в борьбе сталинистов с троцкистами. Трампа пытаются чуть ли не за решетку упрятать. Трамписты, естественно, отвечают и пытаются нарыть компромат на команду Байдена».

По мере приближения к выборам 2024 года «война компроматов» будет только нарастать, уверен политолог. И вполне вероятно, что в скором времени фокус в прессе и медиа сместится со скандалов вокруг Трампа на «грязные» дела действующего хозяина Белого дома.

«Мы видим, что практически только очень радикально консервативная пресса или блогосфера отмечают вопиющие на самом деле скандалы, связанные с Хантером Байденом, которые годах в 70-х привели бы чуть ли не к отставке президента [сын действующего президента США не раз становился фигурантом коррупционных скандалов, подозревался в иностранном лоббировании, налоговом мошенничестве, подделке документов, распространении наркотиков и незаконной покупке оружия – прим. ред.] при покупке пистолета! Сейчас это просто проходит незамеченным. В то же время, если поднимать американскую прессу, мы увидим, что там буквально каждый день пытаются начать какие-то расследования в отношении Трампа. Ну вот, как говорят, «ответочка пришла». И я думаю, что она не последняя, потому что «скелетов в шкафу» у Демократической партии достаточно», – считает Виктор Мизин.

В заключение эксперт подчеркнул, что такая война компроматов не слишком лестно характеризует демократические институты США, а говорит скорее о том, что «американская политика всегда была очень грязным делом».