Дельта, омикрон, кракен: кто и как дает названия коронавирусу?
Вот уже четвертый год подряд со всех новостных лент в мире не сходит один термин – COVID-19. Сегодня название вируса, захватившего всю планету, знают все от мала до велика. При этом с каждым годом у него появляются все новые и новые «прозвища». Бета, гамма, омикрон, цербер, кентавр, кракен – откуда у одного заболевания столько названий и кто их придумывает? MIR24.TV разобрался в этих вопросах.
Сначала был коронавирус
Прежде всего стоит отметить разницу между понятиями «коронавирус», «коронавирусная инфекция» и COVID-19. С термином коронавирус ученые знакомы уже давно. Под ним подразумевают большое семейство вирусов, которые поражают дыхательную систему и желудочно-кишечный тракт. Их человечество открыло еще в первой половине прошлого века, а такое название эта группа инфекций получила из-за своей формы. При рассмотрении через микроскоп они выглядят, как сферы с характерными шипами или ворсинками, что придает им схожесть с короной.
В конце 2019 года в китайском городе Ухань была зафиксирована вспышка неизвестной пневмонии. За пару месяцев болезнь распространилась по всей стране и начала свое стремительное шествие по миру. К этому моменту инфекционисты уже знали, что имеют дело с одним из малоизученных штаммов коронавируса.
Через пару месяцев новой опасной инфекции дали «имя» – SARS-CoV-2, что в переводе означает «тяжелый острый респираторный синдром». Попадая в организм человека, она вызывает заболевание, которое получило название COrona VIrus Disease-2019. Дословно оно переводится как – коронавирусная болезнь 2019 года или сокращенно COVID-19.
Штаммы и греческий алфавит
Спустя некоторое время стало понятно, что характерной особенностью ковида является его непрерывная мутация. На сегодняшний день ученые говорят о нескольких десятках тысяч разновидностей вируса.
Большинство изменений практически не затрагивают основные свойства «короны». Однако некоторые мутации могут влиять на отдельные ее качества. Например, на способность вируса к распространению и связанный с этим уровень контагиозности, а также эффективность вакцин, терапевтических препаратов, средств диагностики или иных медико-санитарных и социальных мер.
- Так британский штамм, выявленный в 2020 году, получил название «альфа». Особенностью вируса считалось распространение в полтора раза быстрее оригинального SARS-CoV-2. А по уровню летальности «альфа» оказался на 59% выше, чем китайский первоисточник. На сегодняшний день случаев данного варианта заболевания уже не наблюдается.
- В том же 2020 году был обнаружен и южноафриканский штамм, получивший название «бета». Эта разновидность инфекции приводила к госпитализации почти вдвое чаще, чем исходный коронавирус. Вдобавок, болезнь оказалась особенно заразной для молодых и исходно здоровых людей.
- Бразильский штамм – «гамма» – также прогремел в новостях в 2020 году. Среди других разновидностей он отличается повышенным риском повторного заболевания. Кроме того, гамма-штамм приводит к смертельному исходу в среднем на 50% чаще, чем исходный коронавирус.
- Самым опасным долгое время считался индийский вариант вируса, выявленный осенью 2020 года и получивший название «дельта». Инфекция проявила себя на 97% заразнее первоначальной версии «короны» и оказалась способной передаваться 5–6 людям сразу от одного носителя. Летальность «дельты» достигает 137%, если сравнивать с уханьским вариантом.
Непредсказуемый и плодовитый «Омикрон»
В 2021 году под наблюдение ученых попали эта-, йота-, каппа- и лямбда-штаммы. Однако наиболее запоминающимся оказался «омикрон». Его впервые обнаружили в ноябре того же года в Южно-Африканской Республике и Ботсване. Для него характерна самая высокая заразность по сравнению со всеми предшественниками, но смертность от него пропорционально ниже.
Из-за высокого содержания мутаций «омикрон» обладает большим потенциалом ухода от иммунного ответа. Ему практически не могут противостоять известные антитела и вакцины, поэтому данный вариант обнаруживают у 70% вновь заболевших. Опираясь на эти показатели, многие специалисты выдвинули вдохновляющую теорию: заразный, но низколетальный «омикрон» способен положить конец коронавирусной цепочке превращений. Но ситуация приняла совсем другое развитие.
Так появились «кентавр», «тифон», «цербер» «рыбы» и, наконец, «кракен». Кстати, всего в международных геномных базах можно найти уже несколько сотен субвариантов «омикрона».
Великий и ужасный «Кракен»
Сейчас мировые коронавирусные сводки стремительно штурмует «кракен». Свое громкое шествие по планете он начал осенью прошлого года и уже на этой неделе Роспотребнадзор подтвердил первый случай заболевания новым омикрон-штаммом в России.
Грозное название вируса отсылает к пугающим фантазиям о гигантском чудовище-моллюске, которое, по преданиям исландских моряков, топило пиратские корабли. Несмотря на эти ассоциации, подобной разрушительной силой новый подвид «омикрона» не обладает, уверяют специалисты.
Кстати, прямо сейчас в НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи уже ведутся разработки вакцины от нового вируса. А в Роспотребнадзоре заверяют, что никаких ограничений в связи с выявлением «кракена» в стране вводить не планируют.