Всесоюзный сокол: песня жизни Вахтанга Кикабидзе

22:00 15/01/2023
Всесоюзный сокол: песня жизни Вахтанга Кикабидзе
ФОТО : ТАСС

С песней по жизни... 15 января ушел из жизни Вахтанг Кикабидзе – «Мимино». Свою первую музыкальную награду Вахтанг Кикабидзе получил в далеком 1967-м как барабанщик. С тех пор настукивает ритмы пальцами всегда и везде. Всему Союзу он стал известен как певец вокального инструментального ансамбля «Орэра». Это слово непереводимое, это радостный припев, веселое восклицание. Именно радость и улыбку принес в коллектив Вахтанг Кикабидзе.

«У нас на сцене все стояли какие-то строгие, а он первый показал нам, что на сцене можно двигаться. Он был очень пластичный, он там танцевал. Это было так просто. Он с самого начала, как только появился, сразу занял свое место», – рассказывает певица, народная артистка СССР Нани Брегвадзе.

Вокал Кикабидзе удивлял и привлекал своей хрипотцой. Хрипловатый голос – последствие холодных зим военного времени. Отец ушел на фронт, когда сыну было три года, хотя мог и не воевать: у него было плохое зрение.

«Мое поколение все без отцов выросли. Мамы вкалывали с утра до вечера, чтобы какие-то деньги заработать на хлеб и похлебку. Мы росли на улице. Но улица тогда была другая. Улица учила нас всему. Если что-то хорошее есть во мне – это все с улицы. Я жил в большом и очень многонациональном дворе. В 1943-1944 годах ребята создали военный штаб, чтобы, если немцы придут, защищать Тбилиси. Штаб у нас находился на чердаке, на крыше большого четырехэтажного дома. Мы там собирались проводить военные советы», – вспоминал Вахтанг Кикабидзе.

Импровизации Мкртчяна, зажигательные танцы и крашеная корова

Три раза оставался в школе на второй год. Не давалась математика. Так и не закончил два института. Какая из него будущая гордость всей страны? Но Кикабидзе упорно шел к своей цели.

- Знакомьтесь, Мимино. Вместе воронежское училище кончали.
- А Мимино – это фамилия?
- Мимино – это сокол.
- Похож, да.

За роль в фильме «Мимино» Вахтанг Кикабидзе получил Государственную премию СССР – это сродни «Оскару». В команде – режиссер Георгий Данелия, композитор Гия Канчели и сценарист Резо Габриадзе. Именно он решил рассказать историю о сельском пилоте, который привязывал на ночь вертолет. Мимино – абсолютный и законченный образ грузина в СССР.

«Так весело снималась эта картина, что мы не понимали, что делаем. Мы знали лишь, что делаем очень добрую и веселую картину. Когда был первый просмотр на «Мосфильме», я увидел, что люди со стульев падают, потому что было необычно смешно», – рассказывал Вахтанг Кикабидзе.

«Мимино – человек, который должен быть на своем месте. Он должен летать на ржавом вертолете, а он захотел на лайнер, но все равно возвращается. Вот о чем фильм», – пояснял актер.

После премьеры «Мимино» в 1977-м, что означает на грузинском «чито-гврито» – знали чуть ли не в каждом городе СССР. Песня о маленькой птичке, которая радуется весеннему теплу, завоевала сердца миллионов людей.

«Мы собрались на даче у Данелии. Его жена готовила плов. И вот, Гия говорит Георгию Канчели, что ему нужна музыка как «Yesterday». Через два дня появляется «Чито-Гврито», – вспоминал Вахтанг Кикабидзе.

А ведь «Мимино» могло и не быть, если бы в 1969 году Кикабидзе не утвердили на роль врача Бенжамена Глонти в фильме «Не горюй». Данелия взял его на свой страх и риск. Зрители первых фильмов с его участием удивлялись – почему в титрах пишут не «Вахтанг Кикабидзе», а «Буба Кикабидзе», что за Буба такой, от чего так фамильярно.

Бубой его называла мама. Потому что первые слова были «бу-бу-бу». Так шуточное домашнее прозвище стало официальным. С конца 1960-х Буба – новое имя в советском кинематографе. Казалось, актерская карьера должна пойти в гору, предложения режиссеров сыпались как из рога изобилия. Но Кикабидзе решил вернуться к любимому делу всей жизни – к музыке.

«Я пою и чувствую, что постепенно подкрадывается старость, вспоминаю свое детство. Становится очень грустно. Но я все равно пою», – говорил артист перед исполнением песни «Мои года – мое богатство».

К тому моменту на его висках уже появилась седина. Но Кикабидзе не скрывал возраста. Его года и творчество стали богатством миллионов почитателей его творчества.

«Построить дом, положить кирпич, посадить дерево – это общепринятая аксиома, так и должно быть. Воспитать детей. Но нигде не написано самое главное – любить Родину. Вот это, наверное… Если человек любит Родину, он и дерево посадит, и дом построит, и сына родит, который должен воевать или, или строить, или математикой заниматься. Надо быть человеком, тогда все будет нормально. Человек», – говорил Вахтанг Кикабидзе.