2 марта (19 февраля по старому стилю) исполняется 200 лет со дня рождения русского ученого, писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Его принято считать основателем научной педагогики, но сам он был убежден, что педагогика – не наука, а искусство. О том, почему система Ушинского остается фундаментальной основой воспитания в любых исторических и идеологических условиях, – в нашем материале.
Нынешний год в России – Год педагога и наставника. Именно предстоящее 200-летие Ушинского сыграло решающую роль в принятии решения посвятить 2023-й учителям и воспитателям.
«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – объяснил президент России Владимир Путин.
Ушинский прожил недолгую жизнь – всего 47 лет. Но, будучи высокоталантливым человеком с даром подвижничества, смог в отведенный ему срок создать и применить глубокое учение на основополагающую гуманистическую тему – нравственного и интеллектуального формирования личности.
Родина Ушинского – Тула, здесь он родился в 1823 году в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Рано лишился матери – она умерла, когда мальчику было 12 лет. Но мать успела дать Константину начальное образование – настолько основательное, что в 1835 году его зачислили сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии в Черниговской губернии, куда переехала семья. В 1840 году Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. Кандидатом юриспруденции окончил в 1844-м курс и был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию.
Кроме философии и юриспруденции Ушинского интересовали литература, театр. Он стал одним из тех, кого позднее стали называть представителями прогрессивных кругов русского общества. В отличие от многих из этих «кругов», ограничивших свою прогрессивность обличением общественных язв, Ушинский видел и предлагал конкретное дело – определение путей распространения грамотности и образованности в народе.
Началом собственного педагогического опыта для Ушинского стало его назначение в 1846 году исполняющим обязанности профессора камеральных наук ярославского Демидовского лицея. А свои общественные устремления он смог реализовывать, принимая участие в выпуске газеты «Ярославские губернские ведомости». Молодой профессор не скрывал своих либеральных взглядов, и, как следствие, возник конфликт с руководством лицея. Дошло до доноса в Министерство народного просвещения от начальника Ярославской губернии генерал-майора Бутурлина. Тот докладывал в Петербург, что Ушинский «подал слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея». «Большое влияние на студентов» критически отмечал в нем и почетный попечитель лицея Демидов.
Оставаться в лицее с такими характеристиками было невозможно, и Ушинский подал прошение об увольнении. Найти новую работу в Ярославле по специальности не получалось, заработков переводами и журнальными рецензиями на жизнь едва хватало, поэтому опальный профессор согласился на мелкую чиновничью должность столоначальника в Департаменте духовных дел и иностранных вероисповеданий МВД. Зато появилась возможность публиковаться в популярных журналах «Современник» и «Библиотека для чтения».
Переломным в судьбе будущего основателя отечественной педагогической школы можно считать1854 год, когда Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт. Это было особое учебное заведение, где занимались воспитанием «слуг царя и отечества». Царившие при этом в институте порядки не могли не поразить нового сотрудника.
«Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание – за дверьми здания», – так охарактеризовал увиденное Ушинский.
Формированию его как специалиста педагогической науки способствовали не только впечатления, накопленные в ярославском лицее и гатчинском институте, но и счастливая случайность. Став инспектором классов сиротского института, Ушинский разбирал архив одного из своих предшественников и обнаружил, по его словам, «полное собрание» педагогических книг. Это был кладезь педагогических знаний. Найденные книги оказали на Ушинского огромное интеллектуальное и эмоциональное воздействие. Он не только проштудировал их, но и сделал первую попытку научной систематизации в теоретической педагогике. Результатом осмысления изученного стала его знаменитая статья «О пользе педагогической литературы». Основанная на теории, она оказалась настолько близкой к насущным потребностям общества, что имела самый широкий успех. Так Ушинский стал постоянным автором «Журнала для воспитания», где нашел все возможности для формирования и развития своих взглядов на воспитание и образование.
Известность Ушинского росла, и 1859 году его пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Здесь ему удалось реализовать свой главный принцип – демократизации народного образования и народности воспитания: он ликвидировал разделение учащихся на «благородных» и «неблагородных». По его инициативе был открыт специальный педагогический класс, в котором учили будущих воспитательниц. Здесь же Ушинский первым ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, при нем воспитанницы Смольного получили право проводить каникулы и праздники дома.
Авторитет Ушинского стал настолько высоким, что ему доверили руководство «Журналом Министерства народного просвещения» – теперь уже никто не вспоминал о доносах на неблагонадежного профессора ярославского лицея. Ведомственный журнал стал серьезным педагогическим изданием, сосредоточенным на усовершенствовании народного образования.
Было бы странно, если бы в тогдашних условиях Ушинский продолжал беспрепятственно развивать и проводить в жизнь идеи воспитания свободной высокоразвитой личности. Первой не выдержала начальница Смольного института благородных девиц Леонтьева, статс-дама российского императорского двора. Она обвинила Ушинского во всех смертных грехах, включая вольнодумство, непочтительное отношение к начальству и атеизм. Его удалили из института в 1862 году под вполне благовидным предлогом – требовалось поехать за границу в практически бессрочную командировку для изучения школьного дела. «Заодно и подлечитесь», – доверительно добавила искушенная многолетней службой при дворе статс-дама. Ушинский понимал, что сопротивляться бесполезно, а здоровьем заняться действительно уже следовало.
В последующие годы он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, где изучал работу женских школ, детсадов, приютов. Свои наблюдения и выводы он изложил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир» – первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Для родителей и учителей к «Родному слову» было подготовлено особое руководство. Это обычное, по сегодняшним представлениям, пособие можно назвать уникальным в мировой педагогической литературе. Оно вышло далеко за рамки своего прямого предназначения, оказав огромное влияние на всю русскую народную школу. И сегодня, спустя более полутора веков, оно сохраняет свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка. Известно, что только до 1917 года эта работа выдержала 147 изданий.
Свой главный и последний научный труд Ушинский назвал «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 году, затем – второй. Третий том остался незавершенным. Это многоплановое фундаментальное произведение, которое легло в основу научной педагогики.
Естественным продолжением научных усилий Ушинского стала его общественная деятельность. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, в 1870 году принял участие в учительском съезде в Крыму. Этот год стал для него последним. По дороге в Крым из Киева, где он купил дом и куда планировал переехать с семьей, Ушинский простудился, остановился для лечения в Одессе, там и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года. Похоронили его в Киеве на кладбище Выдубицкого монастыря.
Учение Ушинского о воспитании человека разобрано на цитаты еще при его жизни. Вот один из оставленных им постулатов: «Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле, а только искусствами. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет».
Читайте также:
- Педагог из Подмосковья придумал способ увлекательно рассказать о географии
- Мишустин: Победители конкурса «Учитель года России» будут получать по 1 млн рублей
- «Как метеорит промчался по небу»: 75 лет назад родился футболист и тренер Георгий Ярцев
- «Педагогика – не наука, а искусство»: 10 самых ярких высказываний Константина Ушинского
- Думать, а не «зубрить»: пять педагогических идей Константина Ушинского
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания