«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского
10:42 15/02/2023«Укрощение строптивой» – комедия Уильяма Шекспира, обработка анонимной пьесы «Забавно придуманная история, именуемая – укрощение одной строптивицы». В театре им. Моссовета ее поставил Андрей Кончаловский. Написано произведение в стиле фарса, и режиссер четко выдерживает его и на сцене.
Кстати, творение Шекспира от анонима практически полностью отличает текст (в точности повторяются лишь шесть строк), а вот последовательность эпизодов и развитие действия абсолютно идентичны. Кончаловский с артистами тоже позволяют себе немного отступить от оригинала текста, но эти вкрапления лишь эмоционально оживляют драматургию и заставляют зрителя смеяться, а не осуждать авторов сценической версии.
Почему же мужчины и женщины часто не понимают друг друга и должны ли одни подчиняться другим?
Все происходящее на сцене похоже на легкий фарс. И нет никакой тяжести бытия и вечных вопросов вроде «быть или не быть». Невольно вспоминаются голливудские заставки к фильмам. То ли музыка, то ли декорации этому способствуют. А, может быть, и то, и другое. Легкость, обилие иронии. Начинается спектакль как комикс: бум, бум, бум, и вот палец двигает башни, фонтаны и – перед нами на экране площадь. Герои как куклы. А еще тут все играют не только роли, но и чувствами друг друга. Это словно театр в театре.
«Укрощение строптивой» – первая часть шекспировской трилогии Андрея Кончаловского. Зрителя ждет погружение в мир великого драматурга с разных сторон: комедия, трагедия и фантазия. Известно, что и все творчество этого автора можно разделить на периоды. Первые литературные произведения Шекспира отличались легкостью, обилием иронии. Но с течением времени его пьесы стали серьезнее, глубже, содержательнее. Продолжением должны стать «Макбет» и «Буря».
Кончаловский уже обращался к этой пьесе в 2014 году. Тогда за основу были взяты традиции комедии дель арте. На этот раз – совмещение фарса, водевиля и эксцентрики.
Итак, действие разворачивается в Италии, что уже само по себе обещает нам множество эмоций и страстей. В центре внимания оказываются две сестры – старшая Катарина (Юлия Высоцкая) и младшая Бьянка (Юлия Бурова, Ксения Комарова). И вот беда: у первой такой несносный характер, что пока ее не выдадут замуж, второй не видать своего счастья. А тут еще и завязывается любовная история. В красотку Бьянку влюбляется Лученцио (Ваня Пищулин, Павел Усачев). А дальше происходит интересная завязка, но только от Петручио (Алексей Розин) зависит счастье далеко не одного персонажа…
Сама по себе история уже смешная, как самонадеянный муж перевоспитывает строптивую невесту. Но артисты добавили сюда еще красок – в свои образы. Кому-то, правда, в зале показалось их исполнение чрезмерно наигранным, но важно помнить, что здесь представлен все же не строго реалистический театр.
Настоящий автомобиль, выезжающий на сцену в какой-то момент, фонтан, из которого бьет реальная вода (невольно, кстати, напоминает, что возле театра тоже есть великолепные фонтаны), видеопроекции и костюмы, которые вроде как отсылают ко временам Шекспира, но и в то же время очень даже современны. Сценография, кстати, тоже Андрея Кончаловского, а вот художник по костюмам – Тамара Эшба.
Что же все-таки ждать зрителю? Легкости, юмора, энергии. Чего не будет?
Глубокой философии. Хотя какие-то мудрые мысли все же обязательно прозвучат со сцены, ведь настоящий театр без этого просто не мыслим. Да, но самое главный вопрос все же в том, можно ли укротить строптивую? Особенно сегодня, когда женщины так привыкли к самостоятельности, а общество не перестает рассуждать о феминизме. И Кончаловский дает хороший образный ответ, для многих, кстати, весьма неожиданный…
Читайте также:
- В Малом театре «Подснежники для королевы»: пять причин посмотреть новую постановку Анны Фекеты
- Преданность театру: в Москве вручили «Золотые маски»
- Премьера в Малом театре – «Горячее сердце» Островского: «Где это человек столько терпенья берет?»
- Легендарная сцена: Театру имени Моссовета исполнилось 100 лет
- «Урожай» в Театре на Таганке: «Такие красивые яблоки висят, а собрать не можем…»
Подробнее в сюжете: Театр