«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского

10:42 15/02/2023
«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского: «И без добра нет худа»
ФОТО : Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета \ Кристина Вануни

«Укрощение строптивой» – комедия Уильяма Шекспира, обработка анонимной пьесы «Забавно придуманная история, именуемая – укрощение одной строптивицы». В театре им. Моссовета ее поставил Андрей Кончаловский. Написано произведение в стиле фарса, и режиссер четко выдерживает его и на сцене.

Кстати, творение Шекспира от анонима практически полностью отличает текст (в точности повторяются лишь шесть строк), а вот последовательность эпизодов и развитие действия абсолютно идентичны. Кончаловский с артистами тоже позволяют себе немного отступить от оригинала текста, но эти вкрапления лишь эмоционально оживляют драматургию и заставляют зрителя смеяться, а не осуждать авторов сценической версии.

«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского
Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета \ Елена Лапина

Почему же мужчины и женщины часто не понимают друг друга и должны ли одни подчиняться другим?

Все происходящее на сцене похоже на легкий фарс. И нет никакой тяжести бытия и вечных вопросов вроде «быть или не быть». Невольно вспоминаются голливудские заставки к фильмам. То ли музыка, то ли декорации этому способствуют. А, может быть, и то, и другое. Легкость, обилие иронии. Начинается спектакль как комикс: бум, бум, бум, и вот палец двигает башни, фонтаны и – перед нами на экране площадь. Герои как куклы. А еще тут все играют не только роли, но и чувствами друг друга. Это словно театр в театре.

«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского
Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета \ Елена Лапина

«Укрощение строптивой» – первая часть шекспировской трилогии Андрея Кончаловского. Зрителя ждет погружение в мир великого драматурга с разных сторон: комедия, трагедия и фантазия. Известно, что и все творчество этого автора можно разделить на периоды. Первые литературные произведения Шекспира отличались легкостью, обилием иронии. Но с течением времени его пьесы стали серьезнее, глубже, содержательнее. Продолжением должны стать «Макбет» и «Буря».

Кончаловский уже обращался к этой пьесе в 2014 году. Тогда за основу были взяты традиции комедии дель арте. На этот раз – совмещение фарса, водевиля и эксцентрики.

«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского
Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета \ Елена Лапина

Итак, действие разворачивается в Италии, что уже само по себе обещает нам множество эмоций и страстей. В центре внимания оказываются две сестры – старшая Катарина (Юлия Высоцкая) и младшая Бьянка (Юлия Бурова, Ксения Комарова). И вот беда: у первой такой несносный характер, что пока ее не выдадут замуж, второй не видать своего счастья. А тут еще и завязывается любовная история. В красотку Бьянку влюбляется Лученцио (Ваня Пищулин, Павел Усачев). А дальше происходит интересная завязка, но только от Петручио (Алексей Розин) зависит счастье далеко не одного персонажа…

«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского
Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета \ Елена Лапина

Сама по себе история уже смешная, как самонадеянный муж перевоспитывает строптивую невесту. Но артисты добавили сюда еще красок – в свои образы. Кому-то, правда, в зале показалось их исполнение чрезмерно наигранным, но важно помнить, что здесь представлен все же не строго реалистический театр.

«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского
Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета \ Елена Лапина

Настоящий автомобиль, выезжающий на сцену в какой-то момент, фонтан, из которого бьет реальная вода (невольно, кстати, напоминает, что возле театра тоже есть великолепные фонтаны), видеопроекции и костюмы, которые вроде как отсылают ко временам Шекспира, но и в то же время очень даже современны. Сценография, кстати, тоже Андрея Кончаловского, а вот художник по костюмам – Тамара Эшба.

«Укрощение строптивой» в Театре им. Моссовета – первая часть трилогии Андрея Кончаловского
Фото: предоставлено пресс-службой Театра им. Моссовета \ Елена Лапина

Что же все-таки ждать зрителю? Легкости, юмора, энергии. Чего не будет?
Глубокой философии. Хотя какие-то мудрые мысли все же обязательно прозвучат со сцены, ведь настоящий театр без этого просто не мыслим. Да, но самое главный вопрос все же в том, можно ли укротить строптивую? Особенно сегодня, когда женщины так привыкли к самостоятельности, а общество не перестает рассуждать о феминизме. И Кончаловский дает хороший образный ответ, для многих, кстати, весьма неожиданный…