«Главное, чтобы не только хорошие филологи, а хорошие люди вышли». Интервью с деканом факультета русской филологии ГУП

08:00 06/03/2023
«Главное, чтобы не только хорошие филологи, а хорошие люди вышли». Интервью с деканом факультета русской филологии ГУП
ФОТО : Из личного архива

2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Эти люди часто остаются «за кадром», но именно они открывают «дверь» в мир знаний и замечают все успехи и неудачи.

Как воспитать хорошего учителя, стоит ли отказываться от Болонской системы образования и как привить любовь к чтению, рассказала декан факультета русской филологии Государственного университета просвещения, профессор, доктор филологических наук Ольга Викторовна Шаталова.

- Каким Вы видите институт будущего?

- Сделали бакалавров, магистров – абсолютно никчемная система, ненужная. Насколько быстро все вернется обратно? Да, хотелось бы специалитет, как мы учились, обычное образование, нормальное, фундаментальное. Что значит фундаментальное, мы знаем, это когда в тебя закладывают все, все, все то, что должно быть: уж русский, так русский от и до, литература от устного до 21 века, и у тебя все в голове это находится.

Да, со всеми изменениями будущее неизвестно, но я считаю, например, что у нас прекрасный преподавательский состав и, как говорится, иногда лучше не трогать хорошее. Сколько у нас ученых прекрасных, которые выучились на нашей системе. Вот не трогайте, с ног на голову не переставляйте.

Мы стараемся сохранить бумажные книги и рукописные тексты, мы позиционируем это нашим студентам, которые работают в школах сейчас. Они это несут своим ученикам. И это позволяет, в том числе сохранить и хорошее образование, и хороший коллектив, и хороший университет.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим педагогом?

- Я своим всем выпускникам всегда что-то желаю, желаю, желаю на будущее, потому что в большинстве они все равно педагоги. Но всегда им говорю: руководствуйся чувством любви, любовь ставь на первое место, не будь принципиальным, если ученику можно поставить три, а не два, пять, а не три, и ты дашь ему крылья, чтобы взлететь. Нужно не уничтожать, а просто понять этого маленького пусть, но человека. Или даже большого. Вот я для себя ставлю любовь на первое место. Она спасет и мир, и нас.

- Как же воспитать по-настоящему хорошего учителя?

- Учитель – это тот же артист. Всегда немного волнуешься, но прилагаешь очень много сил, которых не видно. Всегда важно что-то важное не упустить, сказать нужное, чтобы после обучения не только хорошие филологи, но и хорошие люди вышли. Бывает, конечно, и наоборот. Что-то такое в человеке надорвалось, особенно это бывает, когда в слишком активную деятельность сразу включается, это плохо заканчивается. Сколько у нас таких полегло – не дошли до выпуска или еле-еле потом дошли, а начинали и в студсовете, и здесь, и там…

Приятно смотреть на тех, кто как-то тихо и спокойно пришел, а потом вдруг видишь, что на пятом курсе перед тобой совершенно другие люди. Это так приятно. Ты понимаешь, что все не зря, что ты сделал, все в них вложилось.

– С чего начинался Ваш педагогический путь?

- Профессия однозначно была выбрана мной уже в детском саду, потому что у меня мама учитель русского языка и литературы в школе и, я знала абсолютно точно, что буду учителем в школе. Но в школе не сложилось, я туда так и не попала. А почему выбрала этот институт? Наверное, это просто судьба. У нас и многие студенты так говорят «волею судьбы оказался». И вот так вышло, что что-то привело сюда, и это стало моим домом и моей жизнью. На факультете русской филологии меня воспитали, вырастили, и я себя просто не мыслю без этого дела.

Начинала я работать в должности лаборанта, потом стала преподавателем, затем ассистентом, доцентом, профессором и, наконец, деканом. Вот, собственно, до этой точки весь путь мой проложил учитель Клавдия Анатольевна Войлова.

- Наверняка на Вашем пути встречались какие-то трудности. Что самое сложное в работе?

- Самое сложное, когда сталкиваешься извне с каким-то, ну, мягко скажем, непониманием. Но не со стороны студентов и преподавателей. У нас просто необыкновенная атмосфера царит внутри факультета. И самое, конечно, неприятное, когда сталкиваешься с таким отношением, которое мы в своем коллективе не приемлем. Это различные административные вопросы. Но мы их решаем, благодаря тому, что я, например, как декан знаю, что за мной мощная преподавательская сила, профессорско-преподавательский состав.

У нас как-то всегда «один за всех и все за одного», студенты хорошие, мощнейшая армия выпускников. Мы это прочувствовали, когда нужно было помочь, все встали. Даже трудно себе представить, что такое еще в наше время бывает.

- Чем же преподаватели живут вне лекций? Как удается так всех объединить и сплотить?

- Есть ряд таких событий, их даже не назвать мероприятиями, язык не поворачивается, потому что мероприятия – это что-то обыденное такое, то, что нужно провести, а есть несколько таких встреч, которые являются знаковыми, традиционными. На словах мне трудно передать, что происходит.

«Главное, чтобы не только хорошие филологи, а хорошие люди вышли». Интервью с деканом факультета русской филологии ГУП
Фото из личного архива

Вот в понедельник прошла конференция, посвященная памяти Клавдии Анатольевны Войловой. 80 лет ей бы исполнилось, 10 лет со дня смерти. Студенты ее не знают, но мы рассказываем им о ней как о знаковой личности и с научной точки зрения, и просто по-человечески. И это настолько проникновенно, до слез.

День славянской письменности, например, отмечаем. Когда весь факультет готовится, и на славянских языках (на чешском, на словацком, на болгарском) поем песни, ставим сказки – вот на этом объединяемся. И это что-то такое невообразимо общее. Вечер встречи выпускников тоже. Младшие курсы, которые выступают там, они просто в шоковом состоянии, когда первый раз видят эти встречи и проникаются этой обстановкой.

- Кем из выпускников Вы гордитесь сегодня?

- Многими. Я даже не возьмусь перечислять. Есть писатели известные и в Союзе писателей состоят. Причем это не те, кто старше меня – Поляков тот же, Крупин Владимир Николаевич (частый гость у нас), а это молодые наши студенты, которые недавно выпустились. В школах работают учителями и это замечательные педагоги, которыми мы гордимся, это точно.

- А поддерживаете лично связь с выпускниками?

- Конечно. В телефоне не скажу, что все есть номера. Если раньше были маленькие выпуски по 30 человек, по 20, мы поименно всегда знали всех и с ними связь держали, то сейчас в выпуске 300 человек. Понятно, что в телефоне у меня не может быть столько номеров, но обязательно какой-то актив, который дальше распространяет информацию, есть.

Например, сейчас мы уже нацелены на 25 марта. Последняя суббота месяца, это все знают, встреча выпускников, и каждый год все больше и больше нас. Уже в прошлом году все не помещались в самой большой аудитории. Мы решили это поддерживать и, чтобы все были вместе, вот сейчас готовимся.

- Повлияла ли Ваша профессия на личную жизнь и на Ваших детей? Как?

- Младшая дочь выросла на факультете, но она не пошла в филологи. Проходя мимо моего кабинета, каждый преподаватель заходил и с ней о чем-то беседовал: о литературе, о русском языке. Она говорит: «Мам, я уже все здесь знаю». Но все это, конечно, повлияло на ее кругозор: она очень любит стихи и музыку, обе дочери играют на флейте.

- А помните свой первый рабочий день?

- Помню 1 сентября, когда у меня была первая лекция, и этот курс помню. Сейчас они часто приезжают, одна выпускница моего первого курса – директор школы на Яузе, где училась моя дочь, но я только потом об этом узнала. Помню, я очень боялась, что у меня останется время, и я не буду знать, что в оставшееся время говорить. У меня была вроде рассчитана лекция, но, я думаю, а вдруг я быстрее скажу, и оно у меня осталось, конечно… И я рассказала о факультете, поскольку это был первый курс, они еще не знали ничего, это меня спасло.