Шахты «в небо» и забытый коридор: ученые рассказали о тайнах пирамиды Хеопса
18:24 03/03/2023В пирамиде Хеопса в Египте обнаружили новый коридор, сообщает издание «Аль-Ахрам». Открытие совершила международная группа ученых из Египта, США, Франции, Японии, Германии и Канады. Длина коридора – девять метров, ширина – 2,1 метра. Обнаружить его удалось в процессе сканирования монументов Гизы, которое было начато еще в 2015 году. Известный египетский историк и археолог Заки Хавас назвал это открытие «одним из самых важных, сделанных в пирамиде Хеопса в современную эпоху».
Пирамида Хеопса, или Хуфу, – самая большая (138 метров) и самая древняя из трех Великих египетских пирамид. Она является усыпальницей фараона Хуфу, правившего приблизительно в 2589–2566 годах до н.э. Пирамида Хеопса ценна не только тем, что это – единственное из сохранившихся до наших дней семи чудес света; именно в ней архитекторы просверлили наибольшее количество отверстий, чтобы изучить интерьер уникального сооружения. Эти исследования стали бесценным вкладом в изучение древней египетской цивилизации. Но до сих пор ученые не раскрыли и трети всех тайн великого наследия Хуфу.
Очередная полость внутри пирамиды, обнаруженная археологами накануне – что это, сенсация или очередная попытка привлечь внимание туристов? Каким образом ученые нашли коридор, не проникая внутрь сооружения? Эти и другие вопросы мы задали экспертам-египтологам.
Вездесущие мюоны и загадочный коридор
Когда мы слышим об очередном открытии археологов, то сразу представляем себе масштабные раскопки. Но с пирамидами все иначе: просто так забраться внутрь и все досконально исследовать не получится – повсюду либо каменные завалы, либо массивные двери, да и лишний раз тревожить седьмое чудо света вряд ли кто-то осмелится (с момента строительства пирамида Хеопса потеряла в росте порядка 8 метров).
Поэтому в последние годы главный символ Египта исследуют в основном снаружи – при помощи сканирования, радиолокации, 3D-моделирования и др. Особую роль в современных исследованиях пирамид играет такой метод, как мюонная радиография (мюография). Эта методика появилась еще в 1960-е годы. Она основана на использовании потока особых космических частиц – мюонов. Это неустойчивые элементарные частицы с отрицательным электрическим зарядом. Каждую минуту через один квадратный метр земной поверхности пролетает до 10 000 таких частиц – они зарождаются в земной атмосфере под воздействием космических лучей. С появлением оборудования, способного регистрировать мюоны, связан большой прорыв в науке, в частности – в археологии.
Рассказать об этом подробнее мы попросили ведущего научного сотрудника Центра египтологических исследований РАН, члена Междунарождной ассоциации египтологов Романа Орехова.
«Существуют определенные частицы, достаточно скоростные, которые проходят из космоса через все пространство, включая нас с вами, и они по-разному ведут себя в разной среде. Ученые ставят в разных местах пирамиды улавливатели этих частиц и смотрят, по какой траектории они движутся, как отклоняются», – объясняет ученый.
Через одни вещества эти частицы проходят легко, через другие – с трудом. По тому, как они отражаются в разных местах пирамиды, специалисты определили, что внутри находится пустотный коридор. В статье «Аль-Ахрам» его называют «шевроном», но это не совсем так, утверждает Орехов.
«Египтяне ставили над определенными пустотами – коридорами, камерами – специальные блоки в виде перевернутой римской цифры V. Это делалось для того, чтобы равномерно распределить нагрузку. Соответственно, все эти внутренние пустоты имеют определенное назначение. Например, погребальная камера, где находится саркофаг, камера царицы, коридор, который соединяет камеры друг с другом.
Но дело в том, что, когда строится такое сложное сооружение, как пирамида, [у архитекторов] возникают разные планы, они от чего-то отказываются. Поэтому вот эти коридоры, которые находятся внутри тела пирамиды, возможно, имели какое-то первоначальное назначение – допустим, должны были соединять с погребальной камерой. Но поскольку потом строители сделали другой ход, этот они просто заложили и оставили. То есть получается, что все эти пустоты – сугубо технологические и не несут ритуальной нагрузки. Они там просто есть, и я думаю, что их много», – считает египтолог.
Несмотря на это, открытие коридора в пирамиде Хеопса Орехов назвал важным для понимания механизма строительства пирамид. Каждое подобное открытие приближает нас к разгадке этой великой тайны человечества, уверяет ученый.
С ним соглашается и кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Томашевич. Хотя, по ее словам, история (и совсем не такая давняя) знает множество куда более значимых открытий, связанных с исследованиями в Гизе.
«В 2000-х годах на Красном море была совершенно сумасшедшая находка: нашли дневник человека, который отвечал за поставку камня к пирамиде Хуфу. Письменное свидетельство, папирус – абсолютно на сто процентов не фальшивка. Вот это был просто восторг! Для египтологов это очень важно. А здесь пока нет конкретной привязки – что это за коридор, для чего он? Конечно, это значимо просто потому, что сама пирамида очень значима. Но она ведь только одна из очень многих. Да, она самая большая, поэтому она привлекает внимание. Но рядом стоит пирамида Хафра, которая немногим ниже.
Археологи, конечно, заинтересованы в том, чтобы подать это получше, чтобы получить грант на следующие раскопки. Понимаете, они ведь на туризм работают. И, в общем, они правы в том, что Египту есть что показать миру. Сама цивилизация просто фантастическая. Поэтому в рекламу идет все», – отмечает она.
Впрочем, для понимания строительства пирамид это может быть очень полезной находкой, продолжает Томашевич: «С этой точки зрения любое открытие, связанное с пирамидами, – очень значимое. Современным людям трудно представить, как древние с такими скромными орудиями труда это сделали».
Как измерили высоту пирамиды Хуфу и куда ведут шахты из комнат царей?
Одной из главных загадок пирамиды Хеопса, что будоражит умы ученых всего мира, по-прежнему остаются две большие камеры, известные как комнаты царя и царицы. Из каждой камеры наверх ведут две шахты, точное назначение которых до сих пор неизвестно. По догадкам ученых, это были своеобразные «лифты» для душ усопших правителей, которые должны были доставить их в царство мертвых. В 1992 и 2002 годах к шахтам отправляли роботов с видеокамерами – те должны были просверлить отверстия в массивных дверях, закрывавших проход. Но машины потерпели фиаско. Поэтому теперь – вся надежда на сканирование.
«Вы говорите про так называемые вентиляционные ходы, – поясняет Ольга Томашевич. – К сожалению, это исследование не было доведено до конца. Ученые использовали робот по типу маленького лунохода, и в одном из маленьких коридорчиков он все-таки уперся в стенку. Потом ее все же удалось просверлить, и стало ясно, что за ней есть еще какая-то пустота.
Древние, в отличие от нас, гораздо больше смотрели на небо. И сами их сооружения сориентированы определенным образом, очень точно, потому что для них это все было важно. С этой точки зрения, конечно, хочется думать, что они хотя бы мысленно вели душу царя куда-то к незаходящим звездам».
По словам Ольги Томашевич, методы исследования пирамид за последние годы очень сильно продвинулись, а работы в этой сфере ведутся непрерывно.
«Очень много дал такой метод, как фотограмметрия. Это когда создается с дронов огромное количество снимков. Именно с помощью этой методики впервые абсолютно точно измерили высоту пирамиды Хеопса. И с точки зрения технологии строительства фотограмметрия тоже кое-что нам дала, потому что этот метод позволяет построить 3D-модель пирамиды, причем не только ее надземной, но и подземной структуры. Это совершенно удивительная технология», – рассказывает она.
Методики 3D-моделирования и сканирования в свою очередь позволили совершить прорыв в изучении древних мумий. Сегодня в этой области применяют исключительно неинвазивные методики, такие как компьютерная томография (КТ) и т.п. Это очень важно сразу по нескольким причинам. Во-первых, мумия сама по себе невероятно хрупкая: стоит развернуть ее – и она разрушается. Да и этическую сторону вопроса никто не отменял: все-таки речь идет не просто о ценных артефактах, но о человеческих останках, к которым нужно относиться с уважением.