«Три плюс два»: что не поделили Кустинская и Фатеева и в кого влюбился Миронов?

17:49 05/04/2023
«И отдохнуть, и поплакать»: какие фильмы покажут в Душанбе в рамках вручения премии «Тожди Сомон»

Наталью Кустинскую знал весь Советский Союз, хотя за свою жизнь она сыграла всего около 20 ролей, а главных среди них вообще почти не было. Многие считают, что единственным достоинством актрисы являлась только красота, но вряд ли это было так – Наталья окончила музыкальную школу при училище имени Гнесиных, ВГИК, прекрасно играла на рояле, была темпераментным и ярким человеком. А внешность сыграла с ней злую шутку: Наталье Николаевне казалось, что красота и популярность будут вечными, она меняла мужчин как перчатки, только официальных мужей в ее жизни было шестеро. В советское время это просто не могло не отразиться на репутации актрисы. Закат жизни и вовсе оказался печальным: смерть внука и сына, алкоголь, нищета, неспособность принять свой возраст, бесконечные проблемы со здоровьем и смерть в одиночестве в возрасте 74 лет.

«Три плюс два»: что не поделили Кустинская и Фатеева и в кого влюбился Миронов?

Страна запомнила ее эффектной зеленоглазой блондинкой с фигурой, подобной песочным часам. «Алло, Анюта? Ты себе не представляешь, я сейчас улетаю в Гагры с самим Якиным! Галочка? Ты сейчас умрешь, потрясающая новость! Якин бросил свою кикимору, ну и уговорил меня лететь с ним в Гагры. Алло, Шурочка? Представь себе, Якин влюбился в меня, как мальчишка, сделал мне предложение, и мы сейчас улетаем с ним в свадебное путешествие. Целую!» – крошечный монолог Кустинской в комедии Леонида Гайдая в XXI веке разошелся на мемы.

«Три плюс два»: что не поделили Кустинская и Фатеева и в кого влюбился Миронов?
Александр Катков/Фотохроника ТАСС

Всего же в карьере актрисы было 24 фильма, считая озвучку, среди них – Алена в «Королевской регате», Тоня Малютина в «После свадьбы», Полина Лахновская в сериале «Вечный зов». Самой известной для нее стала роль в комедии Генриха Оганесяна «Три плюс два». В день 85-летия со дня рождения Натальи Кустинской рассказываем, как снимали этот фильм, что не поделили Кустинская и Фатеева и в кого влюбился Миронов.

«И происходит волшебство»: актриса Нина Усатова на сцене и на экране

Итак, 1963 год, на советский киноэкран выходит комедия «Три плюс два», снятая на основе пьесы Сергея Михалкова «Дикари». Картина стала результатом совместного производства киностудии имени Горького и Рижской киностудии. По сюжету три молодых человека отправляются в отпуск на Черное море, традиционно дикарями – жить в палатке, купаться, ловить рыбу, отдыхать в сугубо мужской компании, даже бритье здесь под запретом. Все планы рушатся, когда на место, которое они облюбовали, претендуют две привлекательные и непростые девушки: одна из них милиционер, а вторая – укротительница тигров. Конфликт оборачивается двумя историями любви…

Осенью 1958 года пьеса «Дикари» была поставлена в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой, мужские роли в ней играли Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников. Режиссер Генрих Оганесян в фильме решил омолодить персонажей и пригласил тогда еще неизвестного Андрея Миронова (это был его третий фильм), Евгения Жарикова, ранее сыгравшего лейтенанта Гальцева у Тарковского в «Ивановом детстве», и Геннадия Нилова – самого опытного киноактера из этой троицы. Из множества кандидаток на женские роли он выбрал известных красоток – блондинку Наталью Кустинскую и брюнетку Наталью Фатееву.

Съемки шли преимущественно в Крыму с конца августа до начала ноября 1962 года. Для Кустинской эта роль стала испытанием на прочность, актрисе пришлось совмещать ее с работой в картине «После свадьбы». В некоторые дни ее график строился следующим образом: с пяти до шести утра – грим, с шести утра до четырех часов дня съемки, затем самолет в Ленинград и съемки в другом фильме, ранним утром самолет обратно. Не прохлаждались и остальные актеры, условия жизни были спартанскими.

Съемочную группу поселили во дворце князя Голицына на территории завода шампанских вин в Новом Свете, никаких удобств не было – туалет на улице, мытье в тазике, воду грели на электроплитках.

«Нам привозили ужасную еду из столовой из Судака. Дороги нормальной не было. И пока довезут по жаре, еда превращалась непонятно во что – смотреть жутко! Но баловали и виноградом, и потрясающим белым хлебом с корочкой. Я опрометчиво ела виноград с хлебом и заметно прибавляла в весе», – вспоминала Фатеева.

Поначалу спасали посылки родителей Миронова с колбасой, балыком и прочими деликатесами. А потом к съемочной группе присоединились жены Жарикова и Нилова – Валентина и Галина, которые готовили для всей киногруппы.

«Жены нас здорово выручали, постоянно придумывали что-нибудь вкусное. Трудности были с пресной водой. Ее привозили цистернами. И мы ее очень экономно расходовали. Мылись в общественной бане в Судаке. В свободное время с Жариковым ловили рыбу. Нашу дружбу мы пронесли через всю жизнь. Евгений даже стал крестным моего сына Алексея», – рассказывал в интервью Нилов.

Надя из «Девчат» и Люба из «Молодой гвардии»:

Перед началом съемок Оганесян дал мужчинам-актерам две недели, чтобы загореть и отпустить бороды – с этим проблем не возникло, хотя у Жарикова борода расти никак не хотела. Импортные платья, плавки, купальники искали где только можно, в итоге их добыли у местных фарцовщиков, а один купальный костюм одолжила жена Оганесяна.

В конце октября и ноябре в Крыму стало совсем не жарко, но актерам приходилось по-прежнему создавать иллюзию летнего зноя. Режиссером было принято решение в случае необходимости выдавать членам съемочной группы коньяк для «обогрева», однако «обогревались» алкоголем артисты не только в моменты заплывов в холодной воде.

Очевидцы тех съемок рассказывали, что веселая компания любила выпить и девушки часто с утра чувствовали себя плохо. Кустинская, на тот момент жена режиссера Юрия Чулюкина, откровенно флиртовала с Жариковым, а Андрей Миронов влюбился в Наталью Фатееву. Ему было 22 года, ей – 29. На тот момент актриса считалась одной из первых красавиц советского кинематографа и была замужем за актером Владимиром Басовым. Миронов клялся в любви, ухаживал за Натальей и даже звал ее замуж, но сама Фатеева называла Миронова неуверенным в себе, «маменькиным сынком».

«Насколько я знаю, Андрей собирался жениться на Фатеевой, – расказывал друг актрисы Алексей Филиппов. – Вот только все его мечты разбились в пух и прах, когда они вернулись домой. Наташа вспоминала: «Андрюша нас привел домой к себе, а Мария Владимировна с Менакером была где-то на гастролях… Ну, сидим за столом, разговариваем. И тут – на пороге мама Андрея! Посмотрела недобро на Фатееву и говорит: «А эта что тут делает? Ну-ка, пошла вон!» Андрюша был у матери под каблуком, он и пикнуть не посмел. Фатеева вскочила, Кустинская тоже хотела уйти за компанию, но Мария Владимировна остановила ее: «А ты, Наташа, оставайся». Так у Фатеевой все и распалось с Андреем, хотя кто-то потом говорил: из-за Кустинской. На самом деле – из-за властной матери, которую Андрей не смел ослушаться».

Фатеева рассталась с Мироновым и заодно познакомила его с начинающей актрисой Ларисой Голубкиной, которая через несколько лет стала его женой. Актриса не раз в интервью говорила, что очень благодарна Андрею Александровичу – в том году Фатеева переживала болезненный развод с Басовым, и внимание Миронова помогло ей пережить трудный период.

А вот отношения Кустинской и Фатеевой были чистой воды соперничеством: на съемках Фатеева постоянно делала напарнице замечания, считала себя во всем умнее и открыто заявляла, что ее гонорар должен быть больше. Несколько лет спустя Кустинская увела у Фатеевой мужа, космонавта Бориса Егорова, после пяти лет брака. Надо сказать, что с Егоровым, который стал ее третьим мужем, Кустинская прожила рекордно долго – 19 лет. В старости Наталья Николаевна говорила, что ее личная жизнь не сложилась, потому что ее прокляла Фатеева.

Несмотря на бурные личные переживания некоторых актеров, комедия получилось легкой и динамичной. После сдачи фильму сначала присвоили вторую категорию, подразумевающую небольшие гонорары для актеров и средние кинотеатры для премьеры, но картина имела такой успех, что во время проката категорию заменили на первую. Актерам выплатили премию в 300 рублей. За 1963 года комедию «Три плюс два» посмотрели 35 миллионов человек, она даже вызвала моду на «дикий» туризм. Ну а актеры получили свою минуту славы.

К сожалению, эта работа стала последней в фильмографии Генриха Оганесяна. Во время съемок он уже был тяжело болен – у него обнаружили рак желудка. Спустя несколько месяцев после премьеры режиссер скончался. Мало кто знает, что в комедии есть его камео – Оганесян сыграл официанта в ресторане, где обедают Наташа и Вадим.