Завет отца, лучшая роль и неравный брак: Станиславу Любшину – 90
6 апреля исполняется 90 лет одному из самых выдающихся отечественных актеров театра и кино, кинорежиссеру, народному артисту РСФСР Станиславу Любшину. Самые известные его фильмы – «Ксения, любимая жена Федора», «Щит и меч», «5 вечеров», «Кин-дза-дза!». Образы, созданные Станиславом Любшиным в кино и театре, до сих пор остаются острыми и актуальными. В честь юбилея актера рассказываем о его жизни, непростой дороге на сцену и лучших ролях в кино.
Мы с бабушкой вставали на колени и молились: военное детство и побег на фронт
Станислав Любшин родился 6 апреля 1933 года в подмосковном селе Владыкино. Сейчас это часть столичного района Отрадное, а в 30-х годах прошлого века село на берегу речки Лихоборки, к северу от построенной в конце XIX века железнодорожной станции Владыкино, было настоящей глухоманью. Многие дома в поселке были столь старинными, что вросли в землю. Да так, что зимой сугробы почти полностью закрывали окна и изнутри посмотреть в окно было нельзя. Впрочем, в селе были школа, библиотека и детский дом. В 30-х там появился совхоз «Отрадное», в котором работали родители Любшина – отец агрономом, а мать дояркой.
Любшин вспоминал, как в восьмилетнем возрасте он с приятелем совершил побег на фронт. Молодые танкисты даже взяли их в танк и прокатили несколько километров до Алтуфьевского шоссе. Но на этом дорога на фронт и окончилась.
«Левитан читал, что враг будет разбит, победа будет за нами. Мы с бабушкой вставали на колени перед иконой и молились. Но на всякий случай она сшила нам торбочки из ненужных тряпок, сухарик туда положила – если что», – говорил актер.
Когда война закончилась, Любшин был уже подростком. Свободное от школы время он проводил между теплицами и скотным двором и даже подрабатывал сторожем на совхозных полях.
«Вот говорят, что любовь опасное чувство, но еще страшнее – театр!»
Позже театр все же захватил юного Любшина. «У моего друга была возможность достать билеты в Большой, – рассказывал актер. – Так я впервые попал в оперу, на «Евгения Онегина». Пел Лемешев. Я был потрясен! Когда на сцене убивали Ленского, заплакал. И последнее, что меня погубило, – это «Три сестры» во МХАТе».
К тому времени Любшин уже окончил восемь классов и учился в Кислородно-сварочном техникуме. «В далеком 1952 году я случайно попал в Художественный театр, – рассказывал актер. – Когда Ангелина Степанова, стоя спиной к зрительному залу, произнесла: «В Москву!», я ощутил солнечный удар. Вот говорят, что любовь опасное чувство, но еще страшнее – театр! Я уже написал диплом. Но я забыл про свой диплом, меня куда-то понесло! Мог ли я себе тогда представить, что Степанова, пронзившая мне сердце, станет моей партнершей в «Тартюфе» Анатолия Эфроса?».
Правда, актером он стал еще не скоро. Окончив техникум, Любшин отслужил в армии и даже успел жениться. Свою будущую невесту Светлану он встретил, еще когда учился в техникуме и подрабатывал сторожем в деревне. Там он приметил милую студентку сельскохозяйственной академии, которая приехала на практику. После возвращения Славы из армии они поженились, а в 1955 году у них родился первый сын Юрий. Конечно, надо было работать, чтобы содержать семью, но к тому времени молодой мужчина окончательно утвердился в решимости связать свою жизнь со сценой.
«Если не сможешь стать, как Козловский, то не стоит и пытаться!»
Перед подачей документов в театральный вуз Станислав Любшин пришел к родителям. Они смотрели телевизор с линзой. На экране пел Иван Козловский, за его спиной стоял хор. Выслушав сына, мама от волнения расплакалась. А отец, ткнув пальцем в экран телевизора, сказал, мол, пусть идет, если сможет стать, как Козловский. А если будет стоять во втором ряду, то не стоит и пытаться. Это своеобразное благословение актер пронес через всю жизнь.
В том же году он поступил в Щепкинское театральное училище, которое окончил в 1959 году. Студенческие годы Станислав Любшин вспоминал как напряженную работу: занимались с утра до ночи, учили наизусть десятки, если не сотни текстов. Студенты оттачивали мастерство, учились произносить текст так, чтобы это был посыл к самому сердцу зрителей. Педагоги требовали от будущих актеров достоверности образов.
Высокий, статный, красивый, Любшин одинаково хорошо годился как для характерных, так и для героических ролей. Ему повезло: дипломный спектакль «Оптимистическая трагедия» увидел Олег Табаков, уже служивший в то время в «Современнике». Он порекомендовал молодого актера, и Станислава Любшина не только приняли на работу в «Современник», но и очень скоро доверили ему главные роли. В спектакле «Пять вечеров» они с Табаковым играли по очереди.
После «Современника» были Театр им. Ермоловой, Театр на Малой Бронной и, наконец, МХТ им. Чехова. Лучшие театры Москвы были готовы принять Станислава Любшина в свои труппы. А театральная публика буквально ломилась на спектакли с его участием.
Как роль Любшина в фильме «Щит и меч» подтолкнула будущего президента стать разведчиком?
Несмотря на то, что в театре Станислав Любшин был востребован сразу, его карьера как киноактера развивалась гораздо медленнее. Правда, его пригласили в кино вскоре после окончания Щепкинского училища. Актер играл студентов, военных, шоферов и даже однажды священника, но это были проходные роли, которые не принесли ему известности.
Все изменилось после выхода на экран фильма Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), снятого в 1963 году. Образ молодого отца Славки Костикова в исполнении Станислава Любшина получился настоящим: достоверным и глубоким. А кинокритики отметили мастерскую, «интеллигентную» игру Любшина. Фильм стал одним из символов эпохи «оттепели» в культурной жизни страны и получил премию Венецианского фестиваля.
Популярность актера после выхода этого фильма возросла многократно. Намного позже Любшин узнал, что главный герой шпионской саги стал любимым персонажем и для Владимира Путина, который в то время был еще школьником. Именно после просмотра этого фильма будущий президент России всерьез задумался о деятельности разведчика.
Интересно, что Станислав Любшин после роли в фильме «Щит и меч» некоторое время наотрез отказывался от киноролей, которые ему предлагали режиссеры. «Главное, что мне стали предлагать такие же роли – разведчики, офицеры, – говорит в интервью актер. – А это конец всему. Я понимаю, что мне надо как-то опрокинуть о себе представление – я не герой, а характерный актер, могу разные роли играть. И я все отказывался и ждал чего-то другого. Потом сыграл в «Ксении, любимой жене Федора» такого полублатного, который все ворует и тащит, но не из дому, а в дом: такие мужья женам нравятся. Потом у Авербаха в «Монологе» снялся, стал в разряд характерных ролей переходить. Когда «Не стреляйте в белых лебедей» вышел, то это уже все – направление пошло. А то был опасный очень момент».
Всего Станислав Любшин снялся более чем в ста фильмах. В их числе, помимо картин «Застава Ильича» и «Щит и меч», также киноленты «Альпийская баллада», «Пять вечеров», «Моя жизнь», «Не стреляйте в белых лебедей», «Кин-дза-дза», «Вечный муж», «Черный монах» и многие другие. Ни в одной роли актер не повторил себя. Его герои не похожи друг на друга, а этого могут добиться далеко не все актеры, даже самые успешные и знаменитые.
«Дай Бог каждому сохранить столько жизни, радости, любви»: две жены Станислава Любшина
На частную жизнь актера его невероятная популярность не могла не оказывать влияния. «Украшением нашей компании был Слава, он был настоящей душой этого маленького сообщества людей. Поражало противоречие между его невероятной скромностью и грандиозной популярностью. Народ его обожал. Все буфетчицы, посетители и официанты кафе, куда мы ходили, приходили в восторг, когда там оказывался Слава. Прекрасные дамы к нему бросались! А он всегда оставался достаточно закрытым и сдержанным», – рассказывал художник Борис Мессерер, в молодости друживший с Любшиным.
Галина Данелия, супруга режиссера Георгия Данелии, рассказывала, что на съемках картины «Кин-дза-дза!» работала вторым режиссером, а еще сыграла жену героя Любшина. «Он женщинам нравился, – вспоминала Галина. – А как могло быть иначе: красавец, великолепный артист, герой. Хотя он немного вредный, упрямый, чуточку самовлюбленный, капризный, но при этом – замечательный!».
Неудивительно, что семейная жизнь актера постоянно испытывала проверки на прочность. Его первой жене Светлане трудно было привыкнуть к роли жены публичного человека, который к тому же очень нравился женщинам. Сама она работала корректором в «Большой Советской Энциклопедии» и была далека от театральной среды. Впрочем, она часто приходила в театр на спектакли с участием супруга, иногда вместе со своей матерью, тещей Станислава. Позже бывали на спектаклях и сыновья – Юрий 1955 года рождения и Вадим, родившийся в 1964 году. Оба они потом связали свою жизнь с кино и театром: старший стал кинооператором, а младший окончил Школу-студию МХАТ и стал актером.
Светлане Любшиной пришлось нелегко: когда ее муж стал много сниматься в кино, молва приписывала ему отношения почти со всеми красавицами-партнершами. А когда на большие экраны вышел фильм «Щит и меч», поклонницы, завидев Станислава на улице, окружали своего героя плотным кольцом, не обращая внимание на то, что с ним жена и двое сыновей.
«Но, несмотря на мою ревность, у нас была крепкая семья, – рассказывала позже Светлана. – Измены с его стороны, может, и случались, но они не были частыми и регулярными». Супруги прожили вместе целых 44 года.
Однако потом Станислав Любшин встретил на кинофестивале в Польше молоденькую журналистку Ирину Корнееву и решился круто изменить свою жизнь. Он развелся со Светланой и женился во второй раз. То, что избранница младше его почти на 40 лет и фактически годится ему во внучки, актера не остановило. Впрочем, по словам сына Юрия, актер был в отличной форме: «Отец всегда отличался спортивностью. Когда был помоложе, обожал играть в футбол и волейбол, катался на лыжах. А еще у него золотые руки, любовь к строительству преследует его уже много лет. К тому же он очень организованный, педантичный, никуда не опаздывает».
Конечно, многие не верили в прочность союза актера с молодой журналисткой, но Станиславу Любшину удалось доказать всем, что для настоящих чувств не важны преграды и условности. Его второй брак оказался крепким и счастливым на протяжении почти трех десятков лет. Друг Любшина актер Николай Чиндяйкин как-то сказал: «Я внутренне радуюсь за эту пару, любуюсь на них, они оба потрясающие. Дай Бог каждому сохранить столько жизни, радости, любви. Хотя без Ирины Любшину однозначно трудно, поскольку сам Слава не пользуется ни мобильным телефоном, ни Интернетом. Если мне хочется ему что-то передать, помогает его жена. Уверен, что ей, театральной журналистке, с ним интересно, ведь Слава – ходячая энциклопедия сценической жизни. В его голове столько событий, фамилий, имен! Он наполнен живыми, увлекательными, пронизанными юмором воспоминаниями. Прожил огромную жизнь. Дай бог и дальше ему крепкого здоровья!».