«Можно сравнить только с оспой»: вирусолог – о вспышке кори в России

16:39 13/04/2023
«Прививаться нужно каждые десять лет до 55»: вирусолог – об угрозе распространения кори в России

Заболеваемость корью в России продолжает расти. С начала года заразились более 750 человек, случаи заражения выявлены в Московской, Ленинградской и Самарской областях, Краснодарском и Алтайском краях, Башкортостане и других регионах. Новая вспышка взволновала жителей столицы: опасную болезнь обнаружили у нескольких студентов Губкинского университета. Сейчас весь вуз закрыт на карантин, ситуацию взяли на контроль в Роспотребнадзоре, сообщает MIR24.TV.

По имеющимся данным, заболевшие проживали в одном общежитии, а это значит, что еще десятки студентов могут быть заражены, включая всех, кто с ними контактировал.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в России усилены меры по борьбе с болезнью. С 3 апреля по 31 декабря 2023 года во всех регионах проводится так называемая подчищающая вакцинация от кори. Она необходима тем, кто никогда не прививался, не болел корью или не имеет сведений о том, что привит либо перенес болезнь.
Может ли вспышка кори перерасти в эпидемию, подобную коронавирусу? Сколько действует вакцина против кори? Чем эта инфекция похожа на оспу и к каким последствиям она может привести? Об этом мы поговорили с вирусологом, руководителем лаборатории особо опасных инфекций Центра фундаментальной и трансляционной медицины Александром Чепурновым.

По его словам, нынешней вспышкой кори мы во многом обязаны антипрививочникам – людям, которые наотрез отказываются прививаться сами и не вакцинируют своих детей, которые являются частыми разносчиками инфекций.

«Я думаю, что такая ситуация сложилась в первую очередь из-за значительного количества людей, которые не хотят или боятся вакцинировать своих детей и достаточно успешно в течение какого-то времени прятались за спинами коллективного иммунитета. Если большую часть детей в группе вакцинируют, то, в принципе, обстановка благополучная. Но тем не менее накапливается все больше невакцинированных детей. В советское время за этим очень сильно следили, по крайней мере, на уровне детства: в детском саду, в школе – словом, в периоды, когда этим занимаются участковые детские врачи. И дальше люди выходили во взрослую жизнь», – говорит Чепурнов.

Но даже если в детстве вам ставили прививку от кори, то сейчас она вас уже не защищает, обращает внимание вирусолог. «Корь – чрезвычайно заразная инфекция. Ее можно сопоставить разве что с натуральной оспой. Поэтому единственная защита – это вакцинация. Вакцина ставится один раз в десять лет. Долгое время в Российской Федерации была очень благополучная обстановка именно в связи с тем, что корь в целом была подавлена вакцинацией.

На самом деле это уже не первая волна кори, просто мы раньше все это меньше замечали, не были настолько насторожены. Нас в значительной степени перевоспитала, а может быть, даже запугала короновирусная эпопея. Тем не менее такие жесткие меры, как отпустить целый вуз на удаленку, понятны. Для того чтобы реально не допустить распространения инфекции, конечно, надо вычислять и изолировать все контакты заболевших. Не знаю, удастся ли это сделать, когда появится большее количество случаев заражения. Действительно, появилось много невакцинированных или тех, кто не привился в нужные сроки. А вот сегодня, когда встает вопрос о том, что надо срочно вакцинироваться, у нас, я думаю, такого запаса вакцины может и не быть», – говорит специалист.

Согласно национальному календарю профилактических прививок, детей от кори вакцинируют два раза: в 12 месяцев и в 6 лет. Кроме того, иммунизация необходима всем взрослым до 35 лет, которые не прививались ранее, не имеют сведений о прививках против кори и не болели корью. Прививают даже беременных, поскольку корь может стать причиной необратимых изменений плода и спровоцировать ранние роды.

Вакцины против кори бывают разными: от кори в чистом виде и комплексные, например, против кори и паротита, против кори, паротита и краснухи и т.д.

«Это живые вакцины, ослабленный штамм вируса. Они весьма эффективны, – говорит Александр Чепурнов. –Прививаться можно и нужно каждые десять лет до 55 лет. Побочки от вакцины в связи с ослаблением иммунного статуса у большинства людей, конечно, стали появляться. Но надо понимать, что медицина – это всегда статистика: уровень побочек от вакцинации и их количество несопоставимы с тем, что может произойти. Нет вакцин, в которых совсем не было бы проблем. Даже блестящая вакцина, с помощью которой в мировом масштабе удалось покончить с натуральной оспой, – самая реактогенная из всех имеющихся вакцин. Но это несопоставимо с тем, что творила сама по себе натуральная оспа».

Побочные эффекты, как и в случае с большинством живых вакцин, чаще всего связаны с белками в их составе – у некоторых людей могут возникать аллергические реакции. Но, опять же, эти риски не идут ни в какое сравнение с ущербом, который способна нанести корь.

«Эта болезнь – очень тяжелая. Страшно представить, какие сложности будут, если она останется неконтролируемой», – заключил ученый.