От самодельных коньков до Олимпийского золота: путь фигурного катания, рожденного в СССР

11:17 02/05/2023

Как зародилось советское фигурное катание, и благодаря чему спортсмены из СССР стали получать первые места на международных соревнованиях? В чем секрет мастерства тренеров в создании советской «машины» фигурного катания? Почему путь в спорт высших достижений был открыт практически каждому? Ответы на эти и другие вопросы о феномене отечественного фигурного катания – в программе «Рожденные в СССР» на телеканале «МИР 24».

На самодельных коньках и на привязи за машинами

Когда в конце 1940-х годов ребятня во дворах пыталась скользить по льду, кто на чем может, вряд ли кто-то думал, что происходит зарождение советского фигурного катания. Катков тогда было немного, но зимой в них превращались улицы, которые практически не чистили от снега.

Старшая сестра Алеши Мишина с первой стипендии купила ему коньки-снегурки. Мальчишка прикрутил их к валенкам веревками и уже так катался за машинами. Чудом не попал под колеса!

«Я жил в Ленинграде на улице Розовской. С Загородного проспекта заворачивали автомобили, мы цепляли крючки и за веревками исполняли голландские шаги», – делится воспоминаниями из детства Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР Алексей Мишин.

Будущего фигуриста оградил от опасного занятия его отец.

«Мой папа, офицер Военно-морского флота, шел как-то по Невскому проспекту мимо Дворца пионеров им. Жданова и увидел там клумбу, вокруг которой катались фигуристы. Он и сам немножко катался и подумал: «Это то, что нужно моему Алеше, чтобы он не гонялся за автомобилями». Так я стал фигуристом», – рассказал Алексей Мишин.

«У нас искусственных катков было очень мало – практически не было. Был маленький на стадионе юных пионеров, это потом они стали строиться. Вся зима была наша: коньки и мы», – вспоминает мастер спорта СССР международного класса, Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова.

Легенда фигурного катания:

Изобретательность советских спортсменов и тренеров не раз открывала им путь к победе. Первое олимпийское золото в копилке Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова – заслуга смекалки их тренера. У пары фигуристов была шикарная хореография. Как писали газеты – настоящий балет на льду. Но техника хромала: падение за падением. Главные конкуренты – Марика Килиус и Ханс-Юрген Бёймлер – работали как немецкая машина. На помощь позвали тренера Игоря Москвина, чтобы сделать из Белоусовой и Протопопова советскую машину.

Стоял 1963 год, до Олимпиады в Инсбруке оставался один год. На предыдущих Играх фигуристы стали лишь девятыми. Но у Игоря Москвина в запасе была одна хитрость. Он поставил пару на коньки собственного изобретения. Взял за основу английские лезвия и сконструировал так называемый «ленинградский конек». Наклоны при катании стали ниже, а выступления эффектнее.

В 1964 году на Олимпиаде в Инсбруке Людмила Белоусова и Олег Протопопов взяли золото. Через четыре года в Гренобле – второе золото. Игорь Москвин стал тренером, который воспитал первых в истории советских олимпийских чемпионов по фигурному катанию.

«Я хотел бы при жизни поставить памятник Игорю Москвину за его нестандартный и творческий подход!» – говорит чемпион Европы по фигурному катанию, Заслуженный тренер России Игорь Бобрин.

«Когда-то старший тренер нашей сборной команды Елена Чайковская сказала: «Ты же стал тренером олимпийского чемпиона!» Я тогда этого не понимал, что успех тренера, который воспитал олимпийского чемпиона, переводит его в другой ранг», – отмечает Алексей Мишин.

Шанс попасть на спортивный пьедестал был у каждого ребенка

Советская система спорта была уникальной в мире и позволила создать такую же уникальную школу фигурного катания. Уже 70 лет российские спортсмены – лидеры в парном катании и танцах на льду, а одиночники – регулярно на топовых позициях.

«На нас никто не давил, просто была конкуренция. Это естественно, потому что это спорт!» – заявила мастер спорта СССР международного класса, Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова.

У каждого одаренного советского ребенка был шанс попасть на спортивный пьедестал.

«Система советского спорта похожа на пирамиду. В широком основании – массовая физкультура. Дети в Советском Союзе в основном занимались в секциях при школе или в системе дополнительного образования – в спортивных школах. Как можно было попасть в ту или иную секцию? Тренеры приходили в школы и отсматривали детей нужного им возраста. Затем пирамида сужалась на этапе спортивного совершенствования, а когда спортсмен приобретал высокую квалификацию, становился членом сборной, чемпионом, – там оставалось совсем немного людей», – говорит директор Московского Музея спорта Елена Истягина-Елисеева.

Она утверждает, что система физического воспитания была частью социальной политики, и государство вкладывало деньги в массовый спорт и спорт высших достижений. Массовый спорт служил для того, чтобы граждане были физически крепкие, здоровые и гармонично развивались. Спорт высших достижений – чтобы был эталон, идеал, к которому можно было бы стремиться.

«В тот период, наверное, спортсмены были в большей степени героями, то есть людьми, на которых надо было равняться, на которых надо было быть похожим», – отмечает олимпийский чемпион в спортивных танцах на льду Александр Горшков.

Самой юной фигуристке-участнице Олимпийских игр за всю их историю было 12 лет. Это Елена Водорезова, в 1976 году выступившая на Олимпиаде в Инсбруке.

«Тогда не было ограничений. Потом после меня, спустя два года приняли ограничение, что на взрослых соревнованиях можно выступать с 15 лет», – говорит Елена Водорезова, мастер спорта СССР международного класса, Заслуженный тренер России.

В 1960-е годы чемпионом мог стать спортсмен, который впервые встал на лед в 15 лет. Как Станислав Жук, будущий тренер той самой Лены Водорезовой. В 1960 году с женой Ниной он занял шестое место на Олимпиаде в Скво-Велли. Тогда это было лучшее достижение советских спортсменов.

«Таких сложных и виртуозных поддержек никто в мире еще не делал. Необычайно смелый стиль», – так в 1958 году писали газеты о Нине и Станиславе Жук.

Именно эта пара впервые исполнила поддержки на прямых руках и на одной руке. В те годы подобное считалось опасным, и судьи занижали оценки. В итоге Станислав Жук ушел на тренерскую работу и не прогадал.

Самый именитый тренер СССР

Тренером чемпионов мира в парном катании Алексея Уланова и Ирины Родниной тоже был Станислав Жук. В середине 1960-х, когда абсолютными лидерами в парном катании были Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Жук поставил задачу: его ученики должны обойти эту успешную пару!

«Он нас вел и показывал все лучшее, что было в этой паре, а не просто говорил, как их обыграть, что они плохие, сякие. Наоборот, он очень четко оценивал то, что этими спортсменами было сделано, и говорил, чтобы их обыграть, надо было быть сильнее во много раз, просто так не переиграешь», – вспоминает фигуристка, трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина.

Первые успехи пришли не сразу – даже не на первенствах страны, где пара занимала лишь третьи места. Победа на Чемпионате Европы 1969 года стала сенсацией.

«Ни одной такой шумной, бурной пресс-конференции у меня не было, может быть, потому что мы были совершенно новенькие, никто про нас ничего не знал, а мы обыграли двукратных олимпийский чемпионов. Кроме цветов, я была задарена вся игрушками, такого в принципе никогда не было в СССР, и огромное количество шоколада, все почему-то считали, что я сластена. Может, потому что щеки были большие», – говорит Ирина Роднина.

Уже через три года – олимпийское золото в Саппоро. Потом второе в Инсбруке и третье в Лэйк-Плэсид, но уже без Жука. Роднина не выдержала его деспотизма.

«В принципе, он был достаточно одинокий человек. Он мог жить на катке и общаться в основном с заливщиками. Это его были друзья. Они очень много могли ночами обсуждать, как заливать лед. Он такой одиночка. Как правило, наверное, гениальные люди одиночки, они фанаты своего дела», – говорит Елена Водорезова.

Станислав Жук – самый именитый тренер СССР. В активе его учеников – 67 золотых, 34 серебряных и 35 бронзовых медалей Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

Если шоу – то на самом высоком уровне

Начало 1950-х, Ленинград. Группа юных фигуристок из Москвы ждала просмотра у именитого тренера. Маленький каток, в теплых шубках жарко. Наконец, открылись двери раздевалки, и на улицу выкатили кресло с пожилым дяденькой, закутанным в плед. Это была легенда – первый и единственный олимпийский чемпион по фигурному катанию из царской России. Николай Панин выиграл свою медаль еще в 1908 году в Лондоне. Лена Осипова запомнила эту встречу на всю жизнь. Сколько еще таких же волнующихся девчонок будут приходить на просмотр уже к ней.

Первая поездка в Чехословакию стала для 16-летней Лены шоком: за границей все не так, как в СССР. Еще через пару лет в Москве гастролировало американское ледовое ревю «Холидей он айс». Было к чему присмотреться. Когда фигуристка Лена Осипова стала уже тренером Еленой Чайковской, помогла своим ученикам переиграть западных звезд.
Елена Чайковская поступила в ГИТИС на балетмейстерское отделение. Случай небывалый, ведь туда принимали только выпускников хореографических училищ. И стала первым в СССР балетмейстером на льду. Под ее началом фигуристы сборной России уже на первой Олимпиаде завоевали три золотые медали, три из трех. Дело в том, что Елена Чайковская сделала шоу, но по-советски, – на самом высоком уровне. Первой ученицей Елены Чайковской стала Таня Тарасова.

«Спортсмена делает тренер. Он его выбирает. Он знает, что он выбирает, и дальше он с ним работает», – уверена мастер спорта СССР международного класса, Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова.

Людмила Пахомова и Александр Горшков – золото Инсбрука-1976. Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов – золото Лэйк-Плэсид-1980. Все это ученики Елены Чайковской.

«Для западной системы спорт – это часть шоу. Даже в системе менеджмента это относится к индустрии развлечений. О Елене Чайковской часто говорят, как о том человеке, который привнес хореографию и артистизм в фигурное катание. Именно наши тренеры и Елена Чайковская обращались к преподавателям театральных и хореографических училищ для того, чтобы помочь поставить номера. Эта синергия творчества и спорта дала те уникальные результаты, которые потом сделали наших тренеров лидерами в международном сообществе, а наших спортсменов вывели на пьедестал», – говорит Елена Истягина-Елисеева.

Разницу между социализмом и капитализмом Алексей Мишин впервые увидел во время рабочей поездки в США.

«Что было характерно для фигурного катания Запада? Смотрю, Дороти Хэмилл, замечательная фигуристка, катается-катается, прыгает, падает. Я говорю американскому тренеру Карло Фасси: «Карло, ты чего разрешаешь ей, да выгони ее!» Он говорит: «Так если я ее выгоню, кто же мне будет талончики носить?» Потом я потихонечку узнал, что каждый спортсмен, который приходил на каток, шел в кассу, покупал билетик «урок Карло Фасси» и давал этот билетик по окончании урока Карло. Карло шел в кассу и брал деньги», – вспоминает Алексей Мишин.

Считается, что спорт в СССР был бесплатным. На самом деле, он был доступным.

«Это большой стимул, видимо, когда тебе дают лед, когда ты можешь тренироваться у тренера, какого ты хочешь, и ничего за это не платить, когда тебе дают ботинки и коньки, если ты уже что-то показывал на своих, купленных мамой и папой. Дают тренировочный костюм. Это все государство», – отмечает Татьяна Тарасова.

«За все кто-то платит. В советской системе спорт был частью социальной политики. За эту социальную политику платило государство: тренерам, за лед, за экипировку, за инвентарь, за электричество, воду», – добавляет Елена Истягина-Елисеева.

Правда, первую экипировку для спортсменов добывали, как могли.

«Первое время нам давали покатанные ботиночки старших товарищей, конечки тоже, но постепенно с возрастом и придя в сборную мы получали свой личный инвентарь. Ткани были не те, которые сейчас мы видим, не той яркости, не того качества, они совершенно не тянулись, и девичьи платья были таких пастельных, каких-то непонятных тонов. Не хочу обижать, потому что в основном они шились родителями или даже кто-то вязал себе какие-то платья. Мальчики должны были кататься во фраках, которые шились из какого-то легкого сукна или шерсти, которые естественно не тянулись, поэтому чувствовали себя как в скафандрах», – рассказывает чемпион СССР по фигурному катанию Юрий Овчинников.

«Когда спортсмены уже достигали уровня сборной команды – то, конечно, на такие соревнования федерация помогала. Были в Москве специальные фабрики, где шились эти коньки. Эти коньки шились в основном для членов сборной», – дополнила Елена Водорезова.

«Мы не выглядели плохо. У нас всегда были художники, было ателье. Я бы сказала, что мы выглядели лучше всех», – заключила Татьяна Тарасова.

«Советский спортсмен жил в целом хорошо. Спортсмен был полностью обеспечен во время своей спортивной карьеры едой, передвижениями, экипировкой, инвентарем, местом для тренировок, системой реабилитации. Призовые иногда были в виде премий, не всегда, но было такое принято. Из-за рубежа денег не разрешали привозить, то есть все, что зарабатывали, сдавали в Спорткомитет. Потом уже, если принималось решение, – поощрялись дополнительно», – рассказывает Елена Истягина-Елисеева.

«Если ты достиг какого-то серьезного уровня, помогали с улучшением жилищных условий, давали квартиры», – отмечает олимпийский чемпион в спортивных танцах на льду Александр Горшков.

К примеру, трехкомнатную квартиру Ирине Родниной и Александру Зайцеву предоставили по приказу самого министра обороны Андрея Гречко – пара состояла в клубе ЦСКА и имела звания. К тому времени они уже исполнили мечту своих поклонников – поженились. На свадьбу даже приезжала телегруппа из США. Советские спортсмены быстро стали мировыми звездами. Людмила Белоусова и Олег Протопопов и вовсе во время очередных гастролей остались за границей. Чем подставили многих своих коллег.

«О-о-о, Мишин, опасно. Что-то он растет. Наверное, это будет «ван вэй тикет». И мне закрыли выезд. Это одна из тоже характерных страниц», – говорит Алексей Мишин.

Симбиоз искусства, науки и требовательного подхода

Начало 1960-х, Ленинград, первый в городе каток с искусственным льдом – 15 на 15 метров льда, низкие потолки. Чтобы сделать поддержку, разбегались по деревянному помосту и только потом прыгали на лед. Именно там, в бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы, начинал профессионально тренироваться Алексей Мишин.

«Иногда прошу дежурных по церкви разрешить мне спуститься в подвал, где были толстые стены и своды. Там, помню, еще занимался тяжелой атлетикой, поднимал штангу, а потолки были такие низкие, что штанга поднималась почти до самого потолка. Там же стоял стол для настольного тенниса, и мы со Станиславом Жуком и его супругой играли в пинг-понг», – вспоминает Алексей Мишин.

Олимпиада-80, трагедия на футболе и последний концерт «Кино»

Алексей Мишин начинал карьеру в паре с Тамарой Москвиной. Они взяли серебро на чемпионате мира. Но только кататься Мишину было не интересно. Скольжение, вращение, прыжки… А как это все работает? У него всегда был научный склад ума. Мишин закончил факультет автоматики и вычислительной техники Ленинградского электротехнического института.

«Это меня так поглотило, что я ночами буквально сидел думал какие-то идеи, на утро прихожу на каток и проверяю их на детях. Мною создана методика, которой занимаются не только в России. Я сейчас прихожу на каток, другой тренер занимается, смотрю упражнения: это Мишин, это Мишин и это Мишин. Я вместе с моим соратником, старшим научным сотрудником Виктором Шапиро изобрел много различных устройств, тренажеров, есть вертушка нашего имени. Она сейчас используется во всем мире», – рассказал Алексей Мишин.

Если Жук – это самоотдача, Чайковская – хореография, то Мишин – это наука. Она привела российских мужчин-одиночников к легендарным победам уже нового времени. Алексей Урманов – золото Лиллехаммера-1994, Евгений Плющенко – золото Турина-2006 и Сочи-2014. Алексей Ягудин получил золото Солт-Лейк-Сити-2002 уже под руководством Татьяны Тарасовой, но он тоже – воспитанник Мишина.

1960 год, чемпионат Европы в немецком Гармиш-Партенкирхене. Советская спортсменка Тамара Братусь заняла последнее 27-е место, хотя именно она первой придумала и реализовала сложнейший элемент бильман – вращение с захватом ноги обеими руками. В одиночном катании у Тамары не сложилось, и тогда муж, тренер Игорь Москвин, поставил ее в пару с Алексеем Мишиным. Позже и сама Тамара стала тренером.

Елена Валова и Олег Васильев – золото Сараево-1984. Наталья Мишкутёнок и Артур Дмитриев – золото Альбервилля-1992. Оксана Казакова и Артур Дмитриев – золото Нагано-1998. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе – золото Солт-Лейк-Сити-2002. Анастасия Мишина и Александр Галлямов – золото Пекина-2022. Тамара Москвина – самый успешный тренер в парном катании в мире, к 2022 году ее пары завоевали 65 медалей чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.

«Советский спорт достаточно жесткий и требовательный. Еще 25 лет назад, когда я студенткой попала в Международную олимпийскую академию в Грецию, меня очень удивили высказывания моих коллег, других студентов о том, что спорт высших достижений – это just for fun, для удовольствия. Я смотрела на них удивленно: продукт советской системы спортивного воспитания, какое удовольствие? Потом, когда ты уже в мастерстве – да, это твоя судьба. Любопытен факт: наши дамы от фигурного катания, например, Тарасова, говорила о том, что многие термины, жесткие термины нельзя использовать среди американских фигуристов. Нельзя сказать фигуристу: «У тебя лишний вес». Нужно было посоветовать обратиться к диетологу и обратить внимание на недостаточные кондиции. У наших честных тренеров такой проблемы не было», – заявила Елена Истягина-Елисеева.

Татьяна Тарасова никогда не ставила своих учеников на весы – определяла лишние граммы на глаз. Находила слабые места. Отпускала едкие замечания. Но именно ей удавалось вытащить на первые места спортсменов, которые уже почти сдались. Например, как Ирину Роднину после сильнейшей травмы и разногласий со Станиславом Жуком – на второе и третье золото. Или Наталью Бестемьянову после неудач в одиночном катании.

«Трудно это было. Плакала и казалось, что все – карьера в одиночном катании закончилась. Было очень трудно переходить в танцы, когда Татьяна Анатольевна пригласила меня в танцы к Андрею в партнерши, я очень долго не могла решиться на это. Очень хотела, но боялась бросить то, что уже сделано. Когда я только пришла, и мы начали с Андреем кататься, когда я почувствовала вкус этого, то около года у меня был дикий страх, что я тренируюсь в такой группе, у такого гениального тренера, с таким замечательным партнером! Что я здесь делаю? Меня сейчас заменят! Я не достойна всего этого!» – признается олимпийская чемпионка в спортивных танцах на льду Наталья Бестемьянова.

Наталья Бестемьянова и Андрей Букин взяли золото Калгари-1988. Марина Климова и Сергей Пономаренко – золото Альбервилля-1992. Оксана Грищук и Евгений Платов в паре и одиночник Илья Кулик – золото Нагано-1998. Алексей Ягудин – золото Солт-Лейк-Сити-2002. И конечно, два золота Ирины Родниной и Александра Зайцева – вклад Татьяны Тарасовой.

«У тебя жизнь есть только на льду… Это самое главное. Ты 24 часа думаешь о том, как тебе провести тренировку, как провести эти 15 минут, полчаса, как доехать до соревнований, не можешь жить без этого. Иначе ничего не получится», – говорит Татьяна Тарасова.

«Когда ты берешь детей, которые были для группы здоровья, а они стали показывать результат, когда дети, которые были, как говорят, неликвид, стали превращаться в спортсменов, я поняла, что, наверное, у меня что-то получается», – отмечает Елена Водорезова.

Легендарная советская школа фигурного катания до сих пор выпускает чемпионов. Это достижение и отдельных гениев, и целой системы, которая когда-то позволила этим гениям работать и выбирать лучших из лучших. Не за деньги, а на совесть. Потому что изначальная цель советского фигурного катания – сделать здоровыми и гармоничными как можно больше людей.