Георгий Бурков: от провинциального «самородка» до экранного алкогения

11:07 31/05/2023
Георгий Бурков: от провинциального «самородка» до экранного алкогения
ФОТО : Стужин Алексей/TASS

Человек поразительной органики, доброй души и неповторимого обаяния. Типичный пример «самородка» из провинции. Его всеобъемлющему таланту были подвластны любые жанры. Но, пока сам артист мечтал о глубоких и философских амплуа, миллионы зрителей воспринимали его как алкоголика, игравшего в комедиях самого себя. 31 мая, заслуженному артисту РСФСР, сценаристу и режиссеру Георгию Буркову могло бы исполниться 90 лет.

Его фильмографии позавидовали бы многие выпускники театральных вузов. Несмотря на отсутствие актерского образования, Бурков смог построить яркую карьеру и сыграть больше 80 ролей в кино. Баловень судьбы, никому не известный провинциал, вытянувший счастливый билет. Но таким ли безоблачным был его путь на самом деле? И почему к тонкому и ранимому интеллигенту навсегда приклеился ярлык экранного пьяницы?

Чудом спасенный

Будущий народный любимец появился на свет в Перми в простой рабочей семье. Отец трудился механиком на заводе, мать занималась домашним хозяйством. Оба родителя души не чаяли в единственном сыне, который рос обычным ребенком – гулял с друзьями, играл в футбол, читал книги. Однако в шестилетнем возрасте с Георгием произошел пугающий эпизод, который едва не стоил мальчику жизни.

Во время семейного путешествия на пароходе Жора подхватил брюшной тиф. После этого ребенок оказался в больнице, где ему диагностировали заражение крови и провели операцию. Но, увы, даже хирургическое вмешательство не повлияло на самочувствие маленького пациента.

Пока его лечением занимались лучшие врачи города, состояние Георгия только ухудшалось. Медики разводили руками и называли его случай «безнадежным». Тогда, вопреки страшным прогнозам, мама мальчика решилась на отчаянный шаг. Женщина забрала умирающего Гошу домой и начала отпаивать его травяными отварами. Как ни странно, постепенно он пошел на поправку, и вскоре болезнь окончательно отступила.

Юрист или писатель

Во время учебы в школе Георгий не проявлял особого рвения к знаниям. Единственным, что действительно увлекало мальчика, было чтение. Он с упоением «поглощал» русскую классику, читал советских и зарубежных писателей, изучал философию и историю. До ночи Жора пропадал в городской библиотеке. За широкий кругозор и эрудицию близкие даже стали называть его «ходячей энциклопедией».

А чуть позже Бурков и сам взялся «за перо» – до конца жизни артист вел дневниковые записи, в которых размышлял обо всем, что его окружало: о кино и театре, жизни общества и исторических событиях.

Георгий Бурков: от провинциального «самородка» до экранного алкогения
Фото: Алексей Стужин/ТАСС

Родные Буркова отмечали, что он всегда хотел быть писателем, а среди домашних рукописей сохранилось много его литературных набросков и рассказов.

Впрочем, с тягой к литературному ремеслу могла посоперничать лишь любовь к сцене. В военные годы в провинциальный городок были эвакуированы ленинградские театры – драматический, оперы и балета. Как только Гоша попал на первый спектакль, он страстно «заболел» этим искусством и сразу же записался в школьную самодеятельность.

После выпуска юноша решил поступать в театральное училище, но исполнить мечту помешал дефект речи – Бурков говорил немного невнятно. Все попытки получить актерское образование в Москве не увенчались успехом. Пришлось пойти учиться на юриста. В Пермский государственный университет его приняли благодаря выдающимся спортивным способностям. Георгий прекрасно играл в волейбол и мог представлять команду своего факультета на соревнованиях.

Сорванный дебют

В основы юриспруденции Буркову пришлось углубляться недолго. Уже через два года он бросил институт и перешел учиться в вечернюю студию при Пермском драматическом театре. Первые шаги в актерской профессии будущей звезде довелось сделать на подмостках областных сцен – в Перми, Кемерово, Березниках.

На одном из таких выступлений талантливого артиста заприметил известный столичный критик, который рассказал о самобытном даровании своему знакомому – главному режиссеру Театра имени Станиславского Борису Львову-Анохину. Тот заинтересовался Бурковым и пригласил его на прослушивание. Спустя несколько дней 32-летний актер уже блистал перед худсоветом. Его приняли в московский театр, поселили в общежитии и дали роль в готовящейся постановке. Все складывалось как нельзя удачно для начинающего исполнителя.

Однако в день премьеры на сцене он так и не появился – накануне к Жоре приехал друг, и они до утра отмечали радость встречи. Смягчить гнев директора и уговорить оставить подающего надежды актера в театре удалось Львову-Анохину. Ради этого режиссер несколько месяцев выплачивал из своего кармана зарплату Буркову, пока тот не доказал, что прекрасно справляется с работой, а роковой «загул» был случайностью.

Стремительный взлет

В 60-е годы актерская карьера Георгия Буркова набирает обороты. Над каждой своей ролью он работает с невероятным усердием, буквально «создает самого себя» и пытается добиться репутации профессионала своего дела, а не просто «самородка из провинции». В этот же период Бурков дебютирует и в кино – несколько эпизодических ролей приносят актеру бесценный опыт, но не славу.

Настоящее признание артист получил после выхода рязановской комедии «Зигзаг удачи». В кадре он сыграл заметную роль выпивохи-ретушера, который из-за пристрастия к «зеленому змию» растерял свой художественный дар. С этой работы началась многолетняя дружба знаменитого режиссера и незаурядного актера. Впоследствии Эльдар Рязанов признавался, что всегда старался приглашать Буркова в свои фильмы, если подворачивалась такая возможность.

«Он способен сыграть заведомую чушь, а зритель ему поверит...» – говорил об артисте прославленный кинематографист.

Вскоре Георгий Бурков стал одним из наиболее востребованных актеров советского кинематографа. Он участвовал в создании таких известных киношедевров, как «Случай с Полыниным», «Калина красная», «Они сражались за Родину», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж» и многих других. И хотя чаще всего артисту доставались второстепенные роли, он каждый раз с неизменной гениальностью умудрялся превращать их в запоминающихся персонажей, без которых сегодня эти легендарные полотна уже невозможно представить.

Георгий Бурков: от провинциального «самородка» до экранного алкогения
Фото: Строков Михаил/ТАСС

Любовь вопреки

Театр имени Станиславского подарил Георгию Буркову не только успешный старт в карьере, но и любовь всей его жизни. Именно здесь начинающий артист повстречал свою будущую супругу – актрису Татьяну Ухарову. Молодые люди познакомились, стоя у распределительной доски. Они вместе должны были играть в одном спектакле. Девушке на тот момент было 19 лет, а приезжему пермяку уже перевалило за 30.

«Не заметить его было невозможно. Высокий, волосы зачесаны назад коком и намазаны бриллиантином, клетчатый пиджак, который, как позже выяснилось, ему сшила мама, суконные матросские брюки с тяжеленными клешами», – вспоминала их встречу Ухарова.

Их отношения развивались стремительно, спустя три месяца после знакомства влюбленные решили подать заявление в ЗАГС. Против этого брака выступали родители с обеих сторон. Танины близкие называли Буркова аферистом, считали, что он с девушкой только из-за московской прописки. А мать Георгия, увидев маленькую и щуплую невесту сына, решила, что та не сможет родить ребенка.

Несмотря на возражения родственников, пара поженилась, а спустя несколько месяцев у них родилась дочка Маша. Вместе с Татьяной Ухаровой актер счастливо прожил всю свою жизнь, которая внезапно оборвалась на 58-м году из-за тромбоэмболии.