К барьеру, господа! Как проводили дуэли и по каким правилам дрались Пушкин и Дантес?
Пушкин успел стать величайшим русским поэтом, прожив всего 37 лет, и, чем старше становится человек, тем лучше понимает то, о чем он писал в «Евгении Онегине», «Маленьких трагедиях», «Капитанской дочке», «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»… В его произведениях мало морализаторства, но много мудрости, удивительно точных психологических наблюдений, страсти и прекрасного юмора. Таков был Александр Сергеевич: благородный хулиган и страстный мудрец, который, будучи человеком далеко не ангельской репутации, превыше всего ставил честь, верность, служение Отечеству. А понятие дворянской чести предполагало, что жизнь – не главная ценность благородного человека, с этим была сопряжена и мода на дуэли. В день рождения Пушкина рассказываем, откуда в России взялись дуэли, какую роль исполняли секунданты и по каким правилам дрались Пушкин и Дантес.
До сих пор точно не известна подоплека дуэли Пушкина с Жоржем Шарлем Дантесом, бароном Геккерном. Некоторые исследователи считают, что истинные причины были не в сердечных делах, а в политической интриге, жертвой которой стал Пушкин – Дантес был приемным сыном голландского дипломата Луи Геккерна. Так или иначе, в недолгой жизни Александра Сергеевича историки насчитали 29 состоявшихся и несостоявшихся дуэлей. Поэт был подростком во время Отечественной войны, когда воинская смелость и отвага приобрели характер культа. Отчасти с этим и связывают его любовь к риску.
В Россию дуэльные обычаи проникли вместе с западноевропейскими офицерами, которые с середины XVII века стали селиться в особой Иноземной слободе за пределами Москвы. Первая дуэль была документально зафиксирована в 1637 году, когда в Бронной слободе на шпагах выясняли отношения два сержанта-иностранца, пишет историк Сергей Шокарев в книге «Тайны российской аристократии». И до эпохи Петра Великого дуэль оставалась прерогативой узкого круга офицеров-иноземцев. Более широкое распространение этот обычай получил в начале XVIII века, однако расцвет был связан с Манифестом о вольности дворянства, принятым Петром III в 1762 году, и формированием понятия дворянской чести.
Участвовать в дуэли могли только дворяне, таким способом решались исключительно вопросы защиты чести от оскорблений – без участия государства. При этом были свои исключения, например, не могли стреляться начальник и подчиненный, должник и заимодавец, если долг был значительным.
Литературовед Ю.М. Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре» объясняет многочисленные дуэли Пушкина в кишиневский период его жизни тем, что поэту необходимо было самоутвердиться в окружении военных, многие из которых были ветеранами Отечественной войны: «…Пушкин оказался в обидном для его самолюбия положении штатского молодого человека в окружении людей в офицерских мундирах, уже доказавших на войне свое несомненное мужество. Так объясняется преувеличенная щепетильность его в этот период в вопросах чести и почти бретерское поведение».
Период расцвета дуэлей в России длился со времени правления Екатерины II до Николая I. В большинстве случаев причиной становились женщины, но далеко не только: причиной могло стать неаккуратно сказанное слово, грубая шутка, проявление неуважения и просто недоразумение. Существовало даже такое понятие, как бретер – «профессиональный» дуэлянт, готовый спровоцировать поединок даже по ничтожному поводу. Бретеры в отсутствие единого принятого в России дуэльного кодекса считались хранителями дуэльных традиций.
Как правило, дуэльные условия не оговаривали очередность. По команде «Сходитесь!» или по счету «Раз! Два! Три!» противники начинали медленно шагать навстречу друг другу к барьеру. Тут были свои психологические хитрости. Опытные дуэлянты старались побыстрее дойти до барьера и ожидать, провоцируя противника на первый выстрел. Например, начинали целиться: часто у противника не выдерживали нервы, он поспешно стрелял на ходу – и промахивался. Тогда второй дуэлянт имел право пригласить противника к барьеру и спокойно застрелить неподвижную мишень. В некоторых случаях, выдержав выстрел противника, дуэлянт примирительно стрелял «на воздух», безопасно для репутации так мог действовать только второй стрелявший. Так не раз поступал и Александр Сергеевич. Шокарев пишет:
За строгим соблюдением правил дуэли должны были следить секунданты, в противном случае дуэль могла превратиться в банальное убийство или посмешище. После боя составлялся протокол дуэли.
В начале XIX века дуэли стали настолько распространены, что известны даже факты женских поединков. Самый кровавый из описанных случаев произошел в провинции. Летом 1829 года две орловские помещицы, Екатерина Полесова и Ольга Заварова, разругались и решили выяснить отношения на саблях. Секунданток взяли из прислуги и гувернанток, в качестве места дуэли выбрали березовую рощу. В большинстве случаев женские дуэли оканчивались царапинами, но в этот раз Заварова умерла на месте от тяжелой раны головы, Полесова скончалась на следующий день в результате ранения в живот. Через пять лет в поединке на саблях сошлись дочери женщин. Дочь Полесовой Анна погибла, а дочь Заваровой Александра описала произошедшее в своем дневнике.
Дуэльная традиция стала затухать в 1830-е годы – сказалось появление в свете большого количества разночинцев, что размывало принципы дворянской чести, и преследование дуэлей со стороны Николая I. Известно высказывание императора: «Я ненавижу дуэли; это – варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского». Дуэль была уголовным преступлением и для противников, и для их секундантов.
На это время пришлась и последняя дуэль Александра Сергеевича Пушкина. Условия были жестокими, рассчитанными на смертельный исход. Лотман приводит перевод с французского условий, подписанных секундантами Пушкина и Дантеса:
«1. Противники становятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и пяти шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
2. Вооруженные пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьеры, могут стрелять.
3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
6. Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий».
Поединок состоялся 8 февраля 1837 года на окраине Петербурга, в районе Черной речки. Секундантом Дантеса был секретарь французского посольства виконт д’Аршиак, который и передал поэту вызов с требованием провести дуэль в кратчайший срок ввиду тяжести оскорбления. Условия дуэли составил д’Аршиак, и Пушкин без обсуждения принял их. Его секундантом стал лицейский товарищ Данзас.
Стрелялись к вечеру, после 16:30, снега в тот день было по колено. Барьер отметили шинелями, первым, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил Дантес. Пуля ранила Пушкина, он упал, но нашел в себе силы ответить – выстрелить, опираясь на руку. Дантес в этот момент держал руку поднятой – пуля прошла сквозь нее навылет и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира.
Ранение Пушкина оказалось смертельным, спустя 46 часов, 10 февраля, он умер. За эти два дня Пушкин успел написать письмо императору с просьбой о помиловании Данзаса. После смерти поэта Николай I распорядился заплатить его долги, очистить от долга заложенное имение его отца, выделить вдове и дочери пенсион до замужества, сыновей направить в пажи и выплатить по 1500 рублей на воспитание каждого до вступления на службу, издать сочинение на казенный счет в пользу вдовы и детей, а также единовременно выплатить 10 тысяч рублей.
Данзас в итоге отделался двумя месяцами тюрьмы, а Дантеса, как подданного другой страны, выслали за границу. Он прожил 83 года и сделал во Франции успешную политическую карьеру.