В этом году исполняется 79 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Это была страшная, кровопролитная и разрушительная война, оставившая глубокий след в судьбах миллионов людей. Мрачные реалии Великой Отечественной нашли отражение и в искусстве. Трагическим событиям посвящены сотни пронзительных стихотворений и литературных произведений, десятки художников изображали на своих полотнах военные сюжеты. Не обошла стороной эта болезненная тема и кинематограф. MIR24.TV вспоминает пять советских фильмов о войне, которые сегодня считаются незабвенной классикой.
Иваново детство (1962)
Война украла счастливое детство у миллионов советских детей. Вместо улыбок, игр и веселья она принесла им страшные воспоминания. Об этом подробно рассказывает первый полнометражный фильм Андрея Тарковского. По сюжету 12-летний Иван, потерявший всю свою семью, приходит в воинскую часть и просится добровольцем в разведку. Впереди его ждет много ответственных и очень опасных заданий.
Первоначально снять фильм по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» руководство «Мосфильма» доверило другому режиссеру. Однако результат его работы вызвал негодование. Сцены, в которых военные отправляли на смерть маленького мальчика, выглядели гнетуще и бесчеловечно. Когда же за работу взялся Тарковский, то первым делом переработал сценарий и полностью сменил актерский состав.
Талантливый режиссер предложил совершенно новое видение будущей картины. Оно состояло в том, чтобы маленький Ваня видел сны о том счастливом детстве, которого он был лишен. А уже просыпаясь, мальчик сталкивался со страшной реальностью, которой никогда не должно быть в жизни ребенка. Таким контрастом Тарковский хотел передать всю противоестественность войны, и у него это получилось.
Готовой картине была присвоена первая категория, и за первый год проката ее посмотрело почти 17 миллионов зрителей. Публика хорошо приняла фильм, а имя Тарковского узнала вся страна. Позже «Иваново детство» отправили на кинофестиваль в Венецию, где лента завоевала «Золотого льва».
Летят журавли (1957)
Когда военная драма Михаила Калатозова только вышла на экраны, она вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Публика моментально разделилась на тех, кто сразу полюбил этот фильм, и тех, кто его возненавидел. К лагерю критикующих присоединился и генсек Никита Хрущев, который назвал главную героиню девушкой низкой социальной ответственности.
Однако это не помешало киноленте собрать 28 миллионов зрителей у экранов и стать по-настоящему культовым шедевром и единственной советской лентой, удостоенной главного приза Каннского фестиваля. При этом мало кто знает, что в свое время знаменитое полотно подверглось жесткой цензуре и рисковало и вовсе не увидеть свет.
Трагическую историю двух влюбленных, которых разлучила война, изложил в своей пьесе «Вечно живые» Виктор Розов еще в 1943 году. Но тогда работу драматурга запретили из-за морального облика героини, которая изменила ушедшему на фронт солдату. Произведение было опубликовано лишь спустя 13 лет, и в том же году по нему поставили спектакль «Вечно живые» на сцене «Современника». Оценив постановку, режиссер Калатозов попросил автора написать сценарий для своей будущей кинокартины.
Большим испытанием обернулись съемки легендарной драмы для исполнительницы главной роли. В момент работы над фильмом Татьяна Самойлова была больна туберкулезом. Актрисе ставили уколы каждые три часа в перерывах между дублями. Из-за изнурительного графика девушка даже упала в обморок прямо на съемочной площадке. Тем не менее болезнь не сломила ее. Все труды оказались не напрасны. После выхода фильма Самойлова стала суперзвездой советского кино и была признана одной из самых красивых актрис в мире.
А зори здесь тихие… (1972)
Картина о пяти девушках, отправившихся на войну и отдавших свои жизни за Родину, вышла на экраны больше 50 лет назад. Однако эта история по сей день считается одной из самых пронзительных и любимых в истории отечественного кино. В основе сюжета – одноименная повесть Бориса Васильева, опубликованная в 1969 году. А вот идея перенести произведение на экран принадлежит режиссеру Станиславу Ростоцкому. И это желание родилось у него не случайно.
За плечами у кинематографиста – тяжелое военное прошлое. Будучи на фронте, он был сильно ранен и даже лишился ноги. Жизнь ему спасла медсестра, которая вытащила его с поля боя и выходила. «Фильм – благодарность ей и всем женщинам, ушедшим на войну», – признавался позже режиссер.
После выхода на экраны ленту показали на Венецианском кинофестивале и даже номинировали на «Оскар» как лучшую картину на иностранном языке. Правда, статуэтку она так и не получила. Зато картина шла в советских кинотеатрах целый месяц и собрала рекордную прибыль в 1972 году.
В бой идут одни старики (1973)
Режиссер фильма про «поющую эскадрилью» Леонид Быков на самом деле мечтал стать летчиком. Однако в летное училище его не приняли из-за маленького роста. Тем не менее любовь к небу и самолетам продолжала жить в душе несостоявшегося пилота. Тогда он решил посвятить несбыточной мечте зрелищную кинокартину. Чтобы это сделать, ему пришлось самому выступить одновременно в роли сценариста, режиссера и исполнителя главной роли.
Перед съемками фильма Леонид Быков много общался с ветеранами и записывал их воспоминания. Они-то и легли в основу этой картины. И хотя главные герои – образы собирательные, некоторые имели реальных прототипов. Например, капитан Титаренко совместил истории Героев Советского Союза Виталия Попкова и Ивана Лавейкина, а в главном женском персонаже по имени Зоя можно узнать заместителя командира эскадрильи «ночных ведьм» Надежда Попову.
Да и сама «поющая эскадрилья» существовала на самом деле. Она была в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку. В эскадрилье имелся собственный хор. Во время войны оркестр Утесова подарил бойцам два самолета. На одном из них красовалась надпись «Веселые ребята».
На просмотр готового фильма в Госкино пригласили летчиков-фронтовиков, именно они и решили дальнейшую судьбу ленты. Пока чиновники возмущенно брюзжали, мол, советским летчикам не пристало отвлекаться от героических подвигов на какое-то пение, сами ветераны отзывались о ленте с восторгом. В итоге картина попала к широкому зрителю, а руководство даже поощрило создателей драмы государственными премиями.
Они сражались за Родину (1975)
В 1974 году кинематографисты получили важный госзаказ – снять к 30-летию Победы новую военную ленту. Раздумывать о том, кому доверить такое ответственное поручение, долго не пришлось. К тому моменту Сергей Бондарчук успел зарекомендовать себя лучшим баталистом среди всех режиссеров. В качестве основы для будущего кинохита он выбрал незаконченный роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».
Будучи сам бывшим фронтовиком, Бондарчук понимал, что хорошо исполнить главные роли смогут только те, кто сам прошел войну. Поэтому он сразу же, без проб, пригласил на съемки Юрия Никулина, Василия Шукшина, Вячеслава Тихонова, Георгия Буркова и Иннокентия Смоктуновского.
Для пущей реалистичности режиссер безжалостно погружал артистов в обстановку военных реалий. Они целыми днями ходили в солдатских гимнастерках, рыли окопы и снимались в опасных сценах без дублеров. Так, молодому Андрею Ростоцкому пришлось бросаться под танк без страховки, а Вячеслав Тихонов едва не лишился слуха, стоя рядом со стреляющими орудиями в одной из сцен.
К счастью, все риски оправдались, когда картину выпустили в прокат. Драма собрала у экранов более 40 миллионов зрителей и попала в программу Каннского кинофестиваля. И хотя тогда завоевать главный приз в конкурсе не удалось, режиссера Сергея Бондарчука заслуженно отметили госпремией СССР. А исполнитель одной из ролей Василий Шукшин получил звание лучшего актера года по результатам опроса журнала «Советский экран».
Подробнее в сюжете: День памяти и скорби