«Эби пашта», или «добрая бабушка-царица». Так ласково императрицу Екатерину II называли мусульмане Казани. 250 лет назад, 30 июня 1773 года (17 июня по старому стилю), она издала указ «О терпимости всех вероисповеданий», в соответствии с которым ислам стал религией, официально признанной в Российской империи. Рассказываем, как это произошло и какие последствия имело.
Кнут и пряник: как обращали в православие иноверцев?
Екатерина II была первой русской правительницей, даровавшей многочисленному мусульманскому населению России права и возможности для культурного и религиозного развития и образования. До нее – сразу после покорения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств при Иване Грозном – на Руси был взят курс на обращение местного мусульманского населения в христианство. И хотя принудительные меры для их крещения не применялись, но строительство новых мечетей было практически запрещено, а старые разрушались.
Русское правительство использовало поощрительные меры для обращения в православие: крещеных крепостных отписывали от их некрещеных помещиков. А с 1720 года всем новообращенным предоставлялось трехлетнее освобождение от податей и рекрутства. Кроме того, каждому новокрестившемуся полагался большой список подарков – одежды и обуви, в зависимости от сословия. А также денежные подарки. Юноши от 10 до 15 лет, а также девушки старше 12 лет и взрослые женщины получала по рублю. Все остальные категории крестившихся, включая взрослых мужчин – по 50 копеек.
Также поддерживалась работа православных миссионерских структур, активно издавались «антимагметанские» сочинения, критикующие учение Мухаммеда. Особую активность в борьбе с исламом проявила созданная в Казани в 1740 году Новокрещенская миссионерская контора, в деятельности которой большую роль играл епископ Лука (Конашевич). Он был инициатором указа Сената от 19 ноября 1742 года «О недопущении в Казанской губернии строить мечети». Указ предусматривал «новопостроенные мечети сломать и впредь строить не допущать». Уже через год после этого указа только в Казанской провинции из 536 имевшихся на тот момент мечетей были уничтожены 418. Все это вызвало бурный протест верхов мусульманской общины России, которые ранее были в целом лояльными по отношению к монархии.
В этих условиях реформы Екатерины II, затрагивавшие интересы мусульман, были более чем своевременными. Они ознаменовали разрыв с религиозной политикой предыдущих русских правителей.
Почему императрица запретила ограничивать высоту минаретов?
Историческому указу Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий» предшествовало ее путешествие по Волге. В него императрица отправилась на пятом году своего царствования – для того, чтобы познакомиться с отдаленными губерниями.
Для путешествия подготовили флотилию из галер «Волга», «Тверь», «Ярославль» и «Казань». Флотилия отправилась в путь 2 мая 1767 года из Твери. Вечером 26 мая правительница прибыла в Казань, где гостила пять дней. Позже она писала в письме: «В этом городе 20 различных народов, вовсе не похожих друг на друга. Найти для них общие правила – это почти все равно, что создать целый мир».
В Казани местные мусульмане пожаловались императрице на то, что в городе осталась всего одна мечеть – деревянная, весьма малая, к тому же очень ветхая. И получили высочайшее позволение на возведение двух каменных мечетей. Строительство первой из них, которая сохранилась до наших дней и носит название соборной мечети Аль-Марджани, началось немедленно. Эта мечеть долгое время была самой большой в Казани. Она и сейчас остается историческим центром мусульманской духовности в Татарстане.
Интересно, что православные городские власти, видя масштабы стройки, отправили императрице письмо. Они жаловались на то, что мусульмане строят слишком высокий минарет. На это Екатерина II ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».
Именно впечатления, полученные в путешествии по Поволжью, убедили Екатерину II в необходимости воспринимать ислам как объективную данность и начать воплощать в жизнь политику религиозного многообразия народов России. Уже в июле 1767 года прозвучали слова екатерининских наказов, в которых подчеркивалась необходимость веротерпимости – для спокойствия и безопасности граждан Российской империи.
При чем тут Вольтер?
Историки единодушны во мнении, что решение Екатерины II дать широкие права мусульманам было продиктовано также и ее увлечением идеями эпохи Просвещения. Она читала труды Дидро, Монтескье, д’Аламбера и других философов. А также находилась в личной переписке с Вольтером, который горячо проповедовал веротерпимость. Целый ряд прогрессивных реформ в России императрица провела под влиянием его идей. Вольтер писал в «Трактате о веротерпимости»: «Старайтесь не совершать насилия над сердцами людей и все сердца будут ваши».
Принципы веротерпимости были продиктованы и множеством политических событий – первым разделом Речи Посполитой и русско-турецкой войной. Империя расширялась: надо было обеспечить и защиту интересов православного населения на территории католической Польши, и спокойствие мусульманского населения Крыма, занятого русскими войсками.
Политика веротерпимости позволила Екатерине II одновременно решить несколько задач. Кроме того, что императрица обеспечила себе популярность среди просвещенного европейского общества и лояльность российских мусульман, она добилась и других практических целей.
Вслед за указом «О терпимости всех вероисповеданий» Екатерина II создала единый орган, объединявший всех мусульман Внутренней России и Сибири, – Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). Это событие произошло в 1788 году и дало возможность сочетать интересы как имперской светской власти, так и мусульман. Верховный муфтий был фигурой назначаемой, а остальные члены ОМДС избирались на местах и представляли интересы татар из разных регионов России. Создание мусульманских религиозных организаций, помогало установить государственный контроль в разных сферах жизни мусульманского общества.
ОМДС также служило проводником российских интересов в Средней Азии. Как писал востоковед Григорий Косач, татары «становились полезны русским с точки зрения контактов с иными мусульманскими народами. И в силу этого, укрепления российских возможностей на Южном Урале, в казахских степях и Средней Азии». Это был надежный способ мирного распространения российского влияния на все народы региона
Екатерина II способствовала и развитию образования и культуры мусульман. В 1787 году в типографии Академии наук был издан первый в России полный текст Корана на арабском языке. В конце XVIII века в Российской империи начали открываться первые медресе (мусульманские школы). Все это позволило мусульманскому населению империи развивать свою культуру, религию и образование в рамках государственной системы, и не конфликтуя с ней. Можно сказать, что именно Екатериной II были заложены основы тех межконфессиональных отношений, которые действуют в современной России в наше время.