От комедии про пионеров до самого жестокого фильма о войне: пять легендарных фильмов Элема Климова

10:33 09/07/2023
ФОТО : МТРК «Мир» / Елена Андреева

Если показать человеку, незнакомому с творчеством Элема Климова, хотя бы пять его работ, он вряд ли поверит, что все они созданы одним режиссером. Дебютировав с комедией о пионерах, Климов вошел в историю советского и мирового кинематографа как признанный мастер драмы. Его фильмы «Иди и смотри», «Агония», «Прощание» трогают за живое, вскрывая самые болезненные нарывы души. Кроме того, Климов – талантливый документалист: в фильмах «Агония», «Спорт, спорт, спорт», «И все-таки я верю…» и других лентах режиссера показаны сотни документальных хроник, достоверно передающих атмосферу эпохи и событий, которые автор запечатлел в кадре.

Не пропустите спецвыпуск программы «Наше кино. История большой любви», посвященный юбилею Элема Климова, 9 июля, в воскресенье, в 8:55. А в 10:10 смотрите главную комедию режиссера – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

К 90-летию со дня рождения Элема Климова MIR24.TV решил вспомнить пять его знаковых работ.

1. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Любимая миллионами советских зрителей комедия о лете и дружбе популярна и сегодня. А ведь этот фильм был для Климова дебютом! В 1964 году 31-летний Климов, на тот момент уже отучившийся в МАИ, оканчивал свою вторую alma mater – ВГИК. Элем рано ощутил в себе творческий потенциал и еще во времена работы на заводе инженером-конструктором понимал: это не для него. Благополучно сдав экзамены в институт кинематографии, он поступил на курс именитого режиссера и сценариста Ефима Львовича Дзигана.

Своей выпускной работой Климов решил сделать фильм о пионерском лагере. Однако картина оказалась с двойным дном: под невинной оберткой детской комедии о приключениях Кости Иночкина и его друзей цензоры усмотрели неприкрытую сатиру на советскую власть. И фильм действительно изобилует отсылками, которые невозможно не заметить. Взять хотя бы сцену, в которой Косте представляются похороны его бабушки: исполнительница роли Екатерина Мазурова на портрете подозрительно похожа на тогдашнего генсека Никиту Хрущева! К несчастью для Климова, это сходство подметили и в Госкино...

Оскорбил критиков картины и эпизод с откровенным высмеиванием кукурузы. Согласно сюжету, в один из дней в лагере проводится карнавал масок, и в разгар праздника в зал въезжает комбайн с маской-кукурузой – царицей полей. Ребята тут же понимают, что именно ей достанется первое место, ведь под маской кукурузы, по их мнению, прячется племянница «большого начальника» товарища Митрофанова.

Но несмотря на все эти нелестные отсылки самому Хрущеву фильм очень понравился – благо, с чувством юмора у Никиты Сергеевича проблем не было. В итоге фильм не лег на полку и имел огромный успех: картину посмотрели 13,4 миллиона зрителей. После этого Климова взяли в штат «Мосфильма», а за диплом поставили «отлично».

2. «Спорт, спорт, спорт» (1970)

Но на одном высмеивании советской действительности карьеру не построишь, да и сам Климов прекрасно понимал, что способен на большее. Его фильм «Спорт, спорт, спорт» можно смело назвать новаторским: это одна из первых советских картин, где так органично совмещены игровые сцены и документальные кадры. Над этим проектом Климов работал вместе со своим младшим братом Германом. Лучшего сценариста было не найти, ведь Герман Климов действительно разбирался в спорте: он был известным легкоатлетом, участвовал в соревнованиях по многоборью и прыжкам в длину (Владимир Высоцкий даже посвятил ему одну из своих песен).

Вопреки названию, картина братьев Климовых – далеко не только про спорт. Фильм охватывает огромный временной промежуток и даже заглядывает в будущее, которое на тот момент еще не наступило. Его действие разворачивается на стадионах Москвы, Филадельфии, Мехико и Стокгольма, а документальные кадры знаковых спортивных состязаний перемежаются повествованием рассказчика. Им оказывается старый спортивный массажист дядя Володя, из чьих баек мы узнаем, что он якобы тренировал знаменитого французского бегуна Жана Буэна еще до Первой мировой войны, а на чемпионате в Англии помог советскому боксеру-тяжеловесу сбросить 13 килограммов и перейти в другую весовую категорию.

Роль дяди Володи стала единственной главной ролью в карьере Георгия Светлани, которого много лет снимали исключительно в эпизодах. Также в ленте можно увидеть таких актеров, как Никита Михалков, Борис Романов, Игорь Класс, а еще самого Германа Климова и режиссера, по совместительству супругу Элема Германовича Ларису Шепитько.

Помните ли вы знаменитые фильмы Станислава Говорухина?
Рассказы массажиста переплетаются с кадрами кинохроники. На них – самые знаковые спортивные события XX века: от триумфа афроамериканца Джесси Оуэнса, который на Олимпиаде 1936 года в Берлине взял четыре «золота», чем, как принято считать, оскорбил Адольфа Гитлера, до героизма американца Боба Сота, который в беге на дистанции 10 000 метров в 1959 году едва не погиб от обезвоживания, вызванного жарой, и невероятной силы духа советского прыгуна в высоту Валерия Брумеля, который после тяжелой травмы не сдался и продолжил ставить рекорды.

Но помимо непосредственно атлетов и их достижений, много внимания в фильме уделено каждой из эпох – духу общества, культуре, политике, искусству и наиболее видным деятелям. В картине звучат высказывания известных людей о спорте, в частности, Беллы Ахмадулиной, Даниэля Ольбрыхского, Вадима Синявского. И, конечно, зрителям запомнились выступления легендарных музыкантов – также, без сомнения, лиц эпохи. Так, Климов включил в ленту записи с концертов The Beatles. Для многих советских граждан это был первый раз, когда они увидели ливерпульскую четверку на экране.

3 «Агония» (1981)

В картине «Агония» Элем Климов раскрывает еще одну грань своего таланта – впервые берется за историческую драму. По совету коллеги, известного кинорежиссера Ивана Пырьева, Климов обратился к истории Григория Распутина – одной из самых неоднозначных фигур в истории царской России. Любопытно, что изначально эту картину должен был снимать Анатолий Эфрос, фильм планировали выпустить к 50-летию Октябрьской революции. Однако затем Пырьев, возглавлявший на тот момент объединение «Луч» (нынешний «Мосфильм»), решил поручить это дело Климову.

В основу двухсерийного фильма лег сценарий Семена Лунгина и Ильи Нусинова. Примечательно, что до того, как приступить к работе над этим проектом, Климов очень мало знал о Распутине, но, по его признанию, с удовольствием углубился в изучение исторических книг и документов.

Судьба картины оказалась непростой. Даже с названием долго не могли определиться: изначально утвердили вариант «Святой старец Гришка Распутин» («Мессия»), а затем совершенно противоположный по смыслу – «Антихрист».

«Фильм задумывался в фарсовом ключе. Причем у нас были сразу как бы два Распутина. Один – подлинный, поданный как бы в реалистическом ключе. Другой – Распутин фольклорный, Распутин легендарный. Образ этого фольклорного Распутина складывался из самых невероятных слухов и легенд, анекдотов, которые в свое время ходили про Распутина в народе. Тут все было преувеличено, шаржировано, гротескно».

Но в главной сценарно-редакционной коллегии задумку не оценили. Сценарий отказались утверждать, заявив, что в нем слишком много неприличных сцен, царизм слишком сильно раскритикован, а Распутин представлен «в богатырских тонах», «чуть ли не как Пугачев». Новый переработанный сценарий кое-как все же утвердили. Съемочный процесс начался, но продлился всего 10 дней – картину вновь забраковали. Зато у Климова появилось достаточно времени, чтобы переосмыслить образ своего героя. В итоге он решил отказаться от сатиры в пользу драмы. Для усиления эффекта подлинности Элем Германович снова прибег к документальной съемке – в картине то и дело мелькают кадры черно-белой кинохроники.

Ленту окончательно утвердили лишь с третьего раза. Чистовой вариант был завершен в 1975 году, но в прокат его тогда не пустили – отдали режиссеру на доработку. В 1981 году картину под названием «Агония» продали иностранным прокатчикам. Работу Климова показали во Франции, Штатах и многих других странах, она завоевала несколько престижных кинопремий – приз ФИПРЕССИ на фестивале в Венеции и Гран-при «Золотой орел» во Франции. На родине историческую драму Климова о Распутине показали лишь весной 1985 года.

4. «Прощание» (1981)

В том же 1981 году Климов закончил работу над еще одним знаковым фильмом – драмой «Прощание». Это экранизация повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». В основе сюжета – история небольшой деревни, которая находится на острове посреди Ангары и вот-вот уйдет под воду, так как рядом будут строить ГЭС.

Изначально за эту картину взялась супруга Климова, Лариса Шепитько. Она дала фильму другое рабочее название – «Матера». Снимать решили на озере Селигер. Но 2 июля 1979 года случилась трагедия: машина, в которой находились Шепитько и еще несколько членов съемочной группы, на полном ходу врезалась в грузовик, груженый кирпичами. Никто не выжил...

Элем Германович посчитал своим долгом закончить дело жены, только название повести сократил уже совсем по-другому: «Прощание»... Позднее в интервью Климов не раз признавался, что работа над этой картиной помогла ему пережить утрату. Ощущение великого, неизбывного горя и при этом острого осознания того, что прощание неизбежно – эти эмоции пронизывают весь фильм так же, как, вероятно, они пронизывали душу его создателя.

«Произведение, проникнутое глубокой болью за утрату в людях человеческого, за страдания Природы, над которой совершается насилие. Фильм-память. Горький и печальный… Его нелегко смотреть, потому что он говорит Правду, не смягчая, не сглаживая острых углов», – напишет после просмотра «Прощания» кинокритик Александр Федоров. Впрочем, и боль, и ужас, и невыносимость правды достигнут своего апогея совсем в другом фильме Климова.

5. «Иди и смотри» (1985)

Самый важный, страшный и тяжелый фильм Элема Климова, после которого он завершил свою режиссерскую деятельность. Любопытно проследить, как развивалась его карьера – от вызывающей улыбку детской комедии до одной из самых жутких хроник Великой Отечественной войны. В работе над сценарием Климову помогал Алесь Адамович – известный белорусский писатель и литературовед, прошедший всю войну в партизанских отрядах. Да и сам Климов не понаслышке знал, что такое война: рожденный в 1933 году в Сталинграде, в детстве он вдоволь насмотрелся на бороздящие небо немецкие истребители и пылающие дома вдоль берега Волги, по которой они с мамой и братом эвакуировались из родного города. Картина горящего Сталинграда так сильно отпечаталась в его сознании, что Климов твердо решил однажды снять об этом фильм.

Огромную роль в составлении сценария сыграли рассказы очевидцев, которые Алесь Адамович включил в свою книгу «Я из огненной деревни». Отдельные мотивы для будущей картины Климов взял из «Хатынской повести», романа «Партизаны» и притчи «Каратели» авторства Адамовича. Но решающую роль в составлении сценария сыграла книга «Я из огненной деревни». В ней Адамович собрал свидетельства реальных людей, переживших оккупацию Беларуси. То, что Климов прочел в этой книге, произвело на него неизгладимое впечатление.

«Никогда не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из зондеркоманды предложил: «Кто без детей, выходи». И он не выдержал, вышел, оставив внутри жену и маленьких детишек… Как сожгли, например, другую деревню: взрослых всех согнали в амбар, а детей оставили. А потом, пьяные, окружили их с овчарками и позволили собакам рвать детей».

Впрочем, сам Климов настаивал, что фильм получился «сдержанным»: «Там можно было такого наворотить... Но это точно уже никто не стал бы смотреть». Многие сцены, которые изначально были в сценарии, действительно оказались забракованы. Так, цензоры заставили Климова убрать финальный эпизод, который по замыслу должен был изобразить войну как апокалипсис.

«Это апокалипсическая сцена на гигантском торфяном болоте с лесом, чудом сохранившимся на нем, вокруг которого идет бой равных сил: немцев и партизан, – никуда в сторону нельзя шагнуть, уйти, ускакать, потому что провалишься в горящий торф, как в ад, и нет этому бою конца, бой идет до полного уничтожения. Солнце как бы остановилось над лесом и ждет, когда люди добьют друг друга. А тут же мирные жители, и коровы, и дети, и раненые – одним словом, конец света», – так описывал неснятый эпизод режиссер.

Климов очень сожалел, что ему не дали воплотить задуманное, так как в этой сцене он стремился показать, что война заставляет людей терять человеческий облик, превращает их в зверей. И перестать быть человеком может любой – и офицер рейха, и советский партизан. Но цензорам, конечно, такие идеи были глубоко чужды, как и любое проявление сочувствия к нацистам. Это же стало причиной того, что от Климова долго требовали убрать из фильма сцену, где главный герой Флера целится в портрет Гитлера-младенца, но не решается выстрелить – это расценили как «всепрощенчество» и «абстрактный гуманизм».

Но вопреки всем препонам, в 1985 году картина вышла в прокат, успев аккурат к 40-летию Великой Победы. Картина была отмечена крупными наградами на зарубежных кинофестивалях и признана лучшим фильмом 1986 года по версии журнала «Советский экран». В общей сложности картину посмотрели почти 30 миллионов человек в 11 странах, преимущественно европейских, а также в США и Азии. Как рассказывал Климов, иностранцев фильм настолько шокировал, что возле кинотеатров дежурили кареты «скорой помощи», увозившие слишком впечатлительных зрителей. А как-то раз на обсуждение картины пришел пожилой немец, который сказал: «Я солдат вермахта. Больше того – офицер вермахта. Я прошел всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: все рассказанное в этом фильме – правда. И самое страшное и стыдное для меня – что этот фильм увидят мои дети и внуки».