«Чиполлино» на сцене, а не на экране: Чувашский государственный театр оперы и балета открыл XXII Летние балетные сезоны в РАМТе
13:25 11/07/2023Знаком ли вам проказник Чиполлино? Знаменитый сказочник Джанни Родари сочинил некогда историю о неунывающем мальчике-луковке. Позже по сюжету произведения поставили балетный спектакль.
Чувашский государственный театр оперы и балета открыл XXII Летние балетные сезоны в РАМТе. Иначе этот коллектив еще называют «Волга Опера». Труппой руководит заслуженный работник культуры Чувашской Республики Данил Салимбаев. Он же и написал либретто к балету «Чиполлино». Всего же коллектив, помимо вышеназванного, привез в Москву еще пять постановок: «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящую красавицу» и «Ромео и Джульетту».
Творческая жизнь театра началась в 1960 году премьерой национальной оперы Ф.Васильева «Шывармань». На счету коллектива сегодня более 160 постановок опер, балетов, оперетт, мюзиклов, музыкальных комедий и детских спектаклей.
Нельзя мириться с несправедливостью, с ней нужно бороться – основная идея сказки «Приключения Чиполлино». А что насчет балета? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Обаятельный, добрый и честный – так можно сказать не только о главном герое постановки, но и, образно выражаясь, о самом балете тоже. Здесь все понятно и детям, и взрослым: кто против кого и с кем; кто добрый, а кто злой; где правда, а где ложь.
Чиполлино любят все, потому что он не терпит несправедливости. Принц Лимон и Синьор Помидор, властвующие в деревушке, за любую провинность сажают в тюрьму. Тогда Чиполлино берется защищать, но ему не удается помочь куму Тыкве, а потом и старик Чиполлоне попадает в тюрьму, да и сам луковый герой в итоге оказывается там же. Но Магнолия, Редиска и Гусенички приходят на помощь. И в маленькой итальянской деревушке вновь наступают покой и радость.
Главную партию Чиполлино исполняет Дмитрий Поляков – выпускник Пермского государственного хореографического колледжа, дипломант Таллинского международного балетного конкурса, I Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет», Международного конкурса артистов балета им. Е.Максимовой «Арабеск». Артист виртуозно владеет классическим танцем. И по нему видно, что он физически вынослив. Темпераментный герой с легкими прыжками, зрелищными вращениями и завораживающей пластикой. Уже в самом его теле заложена сила, мощь, свойственные победителям и героям. А легкий, почти прозрачный ярко-желтый костюм только подчеркивает это.
Особо хочется отметить исполнительницу роли Редиски. Ульяна Альпидовская буквально покорила зрителей своим обаянием, легкостью и хрупкостью. Она прекрасно владеет своим телом и исполняет свои партии, а еще это юное очаровательное создание заставляет переживать сильнее, если что-то идет не так. Но в целом все равно веришь, что обязательно все получится, и добро победит зло.
У Магнолии (Марианна Субботина) и Графа Вишенки (Карим Мубаракшин) сложные партии. И иногда даже гадаешь: то ли Графу с трудом даются па, то ли образ у него такой, что все в этой жизни ему приходится преодолевать. Но артистизма хватает обоим, поэтому смотришь балет с удовольствием.
Больше всех при этом запоминается Синьор Помидор (Ростислав Десницкий). Образ этого персонажа доведен до гротеска. Но злодей оказался безмерно обаятельным. Появляясь на сцене, он все время обостряет конфликт и придает динамику действию, чем вызывает улыбку у зрителя. А что еще нужно для детской сказки?
Вот только за простым и понятным сюжетом скрывается нечто большее. Богатые не должны угнетать бедных, а с друзьями можно преодолеть любые трудности. Это история о неравенстве в обществе, о социальной борьбе. Это пародия на политическое и экономическое устройство государств.
Спектакль идет 2 часа 20 минут с одним антрактом, но время пролетает очень быстро даже для самых юных непосед. Мировая премьера состоялась 8 ноября 1974 года. Композитор Карэн Хачатурян создал музыку, которая держит внимание зрителя с первых и до последних минут. Примечательно, что у этого человека учились почти все композиторы-авангардисты, а сам он брал уроки у Шостаковича, переписывался с Карлом Орфом, гастролировал с Ростроповичем. Он был сторонником академической музыки, но нередко использовал и армянский фольклор. Вот и в «Чиполлино» слышны отголоски кавказской культуры. И все это делает эту постановку простой и захватывающей одновременно. Она очень похожа на мультфильм, только на сцене, а не на экране.
12 августа на Летних балетных сезонах свою версию «Чиполлино» покажет Воронежский театр оперы и балета. А 13 августа коллектив представит свой хит – современного сказочного «Продавца игрушек», которого балетные критики уже назвали достойной альтернативой легендарному «Щелкунчику».
Читайте также:
- «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски» театра имени Сац на XXII Летних балетных сезонах в РАМТе
- Театр «Открытое пространство» в Петербурге получил собственную сцену
- Театр «На Литейном» пообещал напугать и рассмешить
- Экспериментальное представление по Шекспиру показали уличные актеры в Петербурге
- Международный фестиваль «Опера – всем» открылся в Петербурге
Подробнее в сюжете: Театр
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет
- «Манюня» в РАМТе: «Чем старше становишься, тем больше мечтаешь увидеть себя маленькой…»