«Могилы рядом загорелись»: как мужчина из поселка Возрождение выжил после попадания молнии
13:31 26/07/2023С человеческим организмом при попадании небесного электрического разряда обычно происходит страшное. «Кровь закипает, полностью травмируются все сосуды, паренхиматозные органы все повреждаются (состоят из соединительно-тканного каркаса: печень, селезенка, легкие, поджелудочная железа и др. – ред.). И в точке выхода – тотальное обугливание сегмента. Выжить невозможно», – говорит заведующий ожоговым отделением Ленинградской областной клинической больницы Евгений Биктимиров.
Михаила Бескуделина спасло то, что в него прилетел только осколок молнии. От остальных разрядов вспыхнули деревья вокруг.
Скромный пациент
Он лежит на кушетке и спокойно читает детектив. Только левая пятка перебинтована.
В ожоговом отделении Ленинградской областной клинической больницы тихо. Желто-зеленые коридоры пустуют, пока по ним ведут съемочную группу.
«Так и до звездной болезни недолго. Советую ему, когда приезжает телевидение, кудри дыбом ставить. Так колоритнее для кадра», – смеется лечащий врач и открывает дверь в палату.
Михаил Феодосьевич к такому юмору относится спокойно. Даже услышав шутку, топорщит волосы руками: «Так?»
Все, кто зашел в палату, вежливо поглядывают на бинты – заметив это, Михаил Феодосьевич пытается чуть прикрыть ногу.
«Еще не был снова на улице при грозе, не знаю, есть ли фобия. Но до этого-то нравилось даже, когда сверкает и гремит. Красиво же! Что получится сейчас – не знаю…» – говорит мужчина.
С родными отправились на кладбище
Михаил Бескуделин годами грузил песок в карьере на экскаваторе. За все время – ни одного несчастного случая. Но вышел на пенсию – и стал жертвой стихии.
«Приехали родственники в гости, – вспоминает он. – Отправились с ними на кладбище. Уже собрались домой, подходили к машине. Я просто держал заднюю дверь, чтобы они сели. И первые капли только капнули – очнулся на земле, в трех метрах от машины».
Пока взволнованные родственники лили воду на руку, Михаил Феодосьевич чувствовал, что она как будто горит, а пошевелить конечностью вообще невозможно.
«Со слов близких получается, что, когда они садились в машину, молния ударила. Сосны вспыхнули, – говорит Михаил Бескуделин. – Сухая погода там была. Могилы рядом загорелись. Тушили их…».
Потом помчались всей семьей в больницу. Сначала районную. Но оттуда Михаила Феодосьевича перевезли уже в областную. С диагнозом «электротравма».
«У него, может, и сверхспособности появятся»
Михаил Феодосьевич медиков удивил сразу.
«Во-первых, потому, что уж очень красивый рисунок на теле молния оставила», – шутит заведующий ожоговым отделением Ленинградской областной клинической больницы Евгений Биктимиров.
Небесный заряд, действительно, прорисовал Михаила Феодосьевича с двух сторон – у него остались почти симметричные шрамы от подмышечных впадин до бедер: расходящиеся прожилки, как на цветочном листе. Это – из-за разрыва кровеносных сосудов под кожей.
На удивление – и радость врачебную, конечно, – после удара молнии ощущал мужчина себя… хорошо.
«Электрический ток прошел через человека. Вошел в руку – вышел через ногу. Но в таком случае он не должен был… к нам поступить. Потому что эта ситуация – с летальным исходом. Он же поступил в полном здравии. Наверное, какие-то у него сверхспособности откроются в ближайшем будущем», – говорит Евгений Биктимиров.
Не стой под стрелой
Но даже если повезло остаться в живых – удар молнии, объясняют врачи, всегда имеет последствия.
«Быстрое нагревание воздуха производит очень мощную взрывную волну, что откидывает человека на 3-5 метров. И это вызывает основные поражения: переломы, травмы черепно-мозговые», – говорит заведующий ожоговым отделением Ленинградской областной клинической больницы Евгений Биктимиров.
Пациенты, как правило, совершали ряд фатальных ошибок: прятались от ливня под деревом или даже за высоковольтной вышкой; держались в момент удара молнии за что-то металлическое; звонили по телефону.
«Не следует укрываться под высокими деревьями – лучше спуститься куда-то в низину и скрыться от грозы в низких кустах. Если, к примеру, вы находитесь у водоема или в водоеме, первое, что необходимо сделать – выйти из воды», – объясняет заместитель начальника главного управления МЧС России по Ленинградской области Александр Тихонов.
Молния всегда бьет по одиночным открытым объектам: самолетам, небоскребам и памятникам. Поэтому во время грозы нужно соблюдать особые меры безопасности. Дома – отключить электроприборы и не подходить к окнам. В машине на трассе – остановиться, закрыть двери и не выходить. Если ничего рядом нет – то лучше всего… просто лечь на землю или заползти в яму.
Это тот случай, когда быть ниже травы, тише воды – критически важно.
Ахиллесова пята
…Молния прошла через тело Михаила Феодосьевича и вышла через пятку. Он пока старается не наступать на нее лишний раз. Болит сильно.
Когда вспоминает эту фантастическую историю – расстраивается, что семейный вечер был испорчен: «Просто как-то было… немножко обидно, что ли. Такое ощущение, что молния случайно попала. Вроде ничто не предвещало, гости приехали, настроение хорошее, а тут – ба-бах! И лежу. Не очень хорошо».
Лечить обожженную ногу придется еще месяц. Впрочем, мазать ее заживляющими гелями Михаил Феодосьевич уже будет, скорее всего, дома.
В родном поселке с символичным названием Возрождение.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет