К Иоанну Крестьянкину, Тихону Задонскому и святой Варваре: 10 мест для паломничества
16:50 09/08/2023Современный мир дает людям возможность путешествовать с комфортом – если раньше паломники, отправляясь в дальние монастыри, тратили недели и месяцы, проходя сотни километров пешком, лишенные всех удобств, то сегодня такая поездка может занимать несколько часов. По словам священников, прежде чем отправляться в паломничество, нужно твердо для себя ответить на вопрос: зачем я еду? Тогда получится сразу разграничить – речь идет о приятной турпоездке или все-таки духовном усилии, цель которого – служение Богу, ведь помолиться любому святому можно и не выходя из собственной квартиры. MIR24.TV составил для вас список из 10 важных мест для православного паломничества в России.
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Начнем с Троице-Сергиевой лавры – знаменитого монастыря, расположенного в древнем подмосковном городе Сергиев Посад. Для православных монастырь значит многое, ведь его основателем был святой Сергий Радонежский, который поселился в этих местах в конце 1330-х – начале 1340-х годов. После нескольких лет одинокого подвижничества к нему присоединились другие монахи, а в 1742 году, указом Елизаветы Петровны, обители был присвоен статус лавры.
История монастыря плотно переплетена с историей России: там Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, оттуда по благословению преподобного ушли на бой с войском Мамая иноки-воины Пересвет и Ослябя. В лавре Сергий Радонежский преставился, его мощи покоятся в древнем белокаменном Троицком соборе. Первый каменный собор монастыря – Троицкий – расписывали великие иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, именно для этого собора создавалась знаменитая рублевская «Троица». В 1552 году Иван Грозный совершал здесь молебен в честь успешного взятия Казани, монастырь был одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского, а во время Стрелецкого бунта 1682 года обитель послужила убежищем для царевны Софьи, царевичей Ивана и Петра – будущего Петра Первого.
Обитель называют «сердцем России», и сегодня реки паломников стекаются в монастырь, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского и выпить воды из источника. В Лавре хранятся две «моленные» иконы святого – Богоматери Одигитрии и святителя Николая, еще одна монастырская святыня – образ святого великомученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Раньше это была храмовая икона крейсера «Дмитрий Донский». Боевой корабль затонул во время русско-японской войны, а икону прибило к берегу. В 1970 годах ее вручили патриарху Алексию I, а тот передал в Троице-Сергиеву лавру.
Введенская Оптина пустынь
Неподалеку от города Козельск в Калужской области, в 200 километрах от Москвы, находится монастырь, известный как центр русского старчества, – Введенская Оптина пустынь. Согласно преданию, основан он был в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта, в иночестве ставшим Макарием, а в 1821 году в нем был устроен скит.
Оптина пустынь считается выдающимся явлением в жизни русского монашества, местом, где «Евангелие Христово осуществилось на земле в целом братстве». Говорят: понять Оптину пустынь – значит, понять старчество. К знаменитым оптинским старцам приезжали Гоголь, Аксаков, Тютчев, Тургенев, Лев и Алексей Толстые, Достоевский (прототипом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» был преподобный Амвросий Оптинский), Чайковский, основатель Московской консерватории Николай Рубинштейн, а также Есенин, Циолковский, будущий маршал Жуков и будущий председатель Совета министров СССР Маленков – продолжать этот список можно долго.
Дальнейшая история монастыря драматична. Известно, что в годы гонений до Великой Отечественной войны были расстреляны 39 человек из числа братии Оптиной пустыни, семеро погибли в лагерях и ссылках. 24 октября церковь чтит память Собора преподобных Оптинских старцев – 14 монахов, поклониться мощам которых и в наши дни стремятся паломники со всего мира.
Свято-Успенская Саровская пустынь
«Саров и Оптина – вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия», – писал философ Георгий Петрович Федотов. Свято-Успенская Саровская пустынь была основана в 1706 году в Сарове – том самом закрытом городе, который в середине ХХ века станет местом разработки ядерного оружия. Обитель известна, прежде всего, тем, что в ней с 1778 года и до смерти в 1833-м жил («подвизался») знаменитый старец, чудотворец преподобный Серафим Саровский. Над кельей святого к 1903 году построили храм, на торжества прославления Серафима Саровского в пустынь тогда прибыло более 100 тысяч паломников, в том числе император Николай II с супругой Александрой Федоровной.
После прихода к власти большевиков монастырь ожидало осквернение и разрушение. Пещеры были замурованы, родник засыпан, семь из девяти храмов уничтожили, через территорию монастыря проложили городскую дорогу. А в храме Серафима Саровского в 1949 году открыли театр. Восстановление обители началось в самом конце существования СССР, однако здание храма Серафима Саровского было возвращено церкви только в 2002 году. Во время реставрации удалось обнаружить основание разрушенной келии преподобного.
Главными святынями монастыря, привлекающими паломников к месту молитвенного служения святого, являются келья Серафима Саровского, часовня над местом погребения святого Серафима, место молитвенного подвига столпничества, а также Ближняя и Дальняя пустынки (кельи) старца Серафима.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Неподалеку от Саровской пустыни находится еще одна обитель, неразрывно связанная с именем Серафима Саровского. Это Серафимо-Дивеевский женский монастырь в селе Дивеево Нижегородской области. Согласно церковному преданию, место монастыря указала монахине Александре (в миру – Агафье Мельгуновой, бывшей богатой помещице) сама Богородица, чтобы появилась там такая обитель, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». Серафимо-Дивеевский монастырь называют четвертым уделом Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры. Основан он был во второй половине XVIII века.
Серафим Саровский пророчил монастырю великую судьбу. Приводятся такие слова старца, обращенные к одной из монахинь Дивеева: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!».
В 1927 году на праздник Рождества Богородицы монастырь был закрыт. Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме, она сохраняла часть дивеевских святынь и главную из них − икону Божией Матери «Умиление», принадлежавшую преподобному Серафиму. Монахини рассеялись по окрестным деревням, тайно совершая богослужения и сохраняя святыни, среди которых были вещи Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской. Многие прошли через годы лагерей, но потом снова возвратились к монастырю – молитвенная монашеская жизнь не прекращалась в эти годы ни на один день. Возрождение обители началось в 1988 году, а в 1991-м в нее из Музея истории религии в Ленинграде вернулись вывезенные большевиками мощи святого чудотворца. Так исполнилось предсказание Серафима Саровского, озвученное незадолго до смерти, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Северный Афон, Северная Фиваида – так называют Соловецкий архипелаг в юго-западной части Белого моря – единственного внутреннего моря Северного Ледовитого океана. История монастыря берет свое начало в 1429 году, когда на Большой Соловецкий остров прибыли преподобные Савватий и Герман, «воздрузиша крест и келью себе поставиша». Они уединенно прожили шесть лет, после чего покинули Соловки. Савватий умер, а Герман в 1236-м вернулся вместе с монахом Зосимой, к которому прибыли 22 ученика – к XVII веку это был уже крупный монастырь, который дважды посещал Петр Первый и который славился своей хозяйственной деятельностью: монахи варили соль, ловили и разводили рыбу, выращивали овощи. Потом появился железоделательный оружейный завод, а в XIX веке при монастыре открылась биологическая станция с гидробиологической лабораторией. При архимандрите Мелетии, который отличался интересом к природе и науке, были созданы также метеорологическая станция и геофизическая обсерватория, а к ХХ веку – собственная гидроэлектростанция.
У монастыря необычная история, он выдержал несколько нападений шведов и атаку двух английских фрегатов в 1854 году, а после прихода к власти большевиков обитель закрыли. В 1923 году на ее территории заработал Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), который в 1937 году превратился в Соловецкую тюрьму особого назначения – СТОН, расформированную в 1939-м. Мощи преподобных Германа, Савватия и Зосимы Соловецких были вывезены и оказались сначала в Центральном антирелигиозном музее в Москве, а затем в Музее истории религии в Ленинграде.
Монастырь снова открылся в 1990 году, а в 1992-м мощи соловецких святых вернули в обитель. Торжества возглавил патриарх Алексий II, а 22 августа стало праздноваться как Собор Соловецких святых.
Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь
В городе Задонске в Липецкой области находится Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Его история началась около 1610 года, когда старцы-схимонахи Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег Дона с Владимирской иконой Божией Матери и основали обитель. В 1692 году выросший и окрепший монастырь дотла уничтожил пожар, единственное, что сохранилось, это та самая Владимирская икона, которая отныне стала почитаться как чудотворная – весть о ней разнеслась по России, и к монастырю начали стекаться паломники.
В 1769 году в монастырь переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон – «российский Златоуст», крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Со всей округи к нему шли люди, чтобы получить совет, утешение и благословение – он ходатайствовал перед помещиками за угнетенных крестьян, выступал миротворцем в спорах между окрестными дворянами, помогал нуждающимся деньгами. Считается, что именно в этот период Тихон Задонский написал свои главные духовные произведения: «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве». Святой прожил в обители до своей кончины в 1783 году, а после его смерти началось паломничество к гробнице, люди обращаются к Тихону Задонскому за исцелением, особенно душевных недугов: депрессии, алкоголизма и наркомании, беснования.
В начале советской власти монастырь закрыли, мощи Тихона Задонского вывезли, а братию разогнали. С 1988 года началось его восстановление, а в 1991-м возобновилась монашеская жизнь. Сегодня паломники прибывают в Задонский монастырь, чтобы помолиться перед Владимирской иконой Богоматери, мощами святого Тихона Задонского, а также мощами 11 праведников, подвизавшихся в обители.
Покровский монастырь в Москве
Покровский монастырь в Москве, может, и не самый древний, но точно один из самых посещаемых. Когда-то на этом месте находился убогий дом, или божедомка – место, куда свозили неопознанные трупы бездомных и странников, застигнутых внезапной смертью. Тела лежали без погребения в ямниках до праздника Покрова Богородицы или Семика, когда их массово хоронили, а до этого времени родственники могли поискать пропавшего человека. Поэтому изначально обитель называлась Божедомским Покровским монастырем. Основан он был в 1635 году первым царем из династии Романовых – Михаилом Федоровичем, а достроен при Алексее Михайловиче. Причем до революции это был мужской монастырь.
Судьба обители витиевата: 25 лет в ней располагалась Крутицкая духовная семинария, в 1812 году монастырь был разорен французами, в конце XIX века он превратился в Покровский миссионерский монастырь – в нем открыли институт для подготовки священнослужителей и монахов, желающих направиться в Сибирь. При монастыре действовали мужские и женские богадельни, школа для мальчиков, проводились Московские пастырские курсы. Во время Первой мировой войны в нем работал лазарет на 500 раненных воинов.
После прихода советской власти в монастыре разместили общежития для работников трамвайного депо, а на месте монастырского кладбища разбили парк культуры и отдыха Ждановского района – теперь это Таганский парк. Только в 1994 году монастырь вернулся на свое место в качестве женской обители. А в 1998 году из могилы на Даниловском кладбище в него перенесли мощи блаженной Матроны Московской, за помощью к которой без остановки идут и идут паломники с цветами в руках. В монастыре также хранится икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона святого благоверного князя Александра Невского и святого великомученика Георгия Победоносца с частичками мощей, икона Киево-Печерских святых с частицами мощей и много других святынь.
Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь
Датой основания Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная преподобным Ионой в песчаном холме у ручья Каменца Успенская церковь. Преподобный Иона был священником в Георгиевском храме Юрьева‑Ливонского (ныне Тарту), «происходил он из московских пределов, а в Ливонию пришел как миссионер». «В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев‑латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове», – повествуется на сайте обители. В XVI веке монастырь, основанный преподобным Ионой, превратился в сильную крепость – были выстроены каменные стены и надвратная церковь во имя Николая Чудотворца.
В 1967 году и до своей смерти в 2006-м в монастыре подвизался Иоанн Крестьянкин – один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ – начале XXI вв. Все свободное время старец уделял людям, приехавшим к нему за духовной помощью, а таких было множество. Как и все печорские монахи, архимандрит Иоанн был погребен в пещерах монастыря – могила прозорливого старца по сей день привлекает паломников. Среди святынь монастыря также – десница святой мученицы Татианы, покровительницы студентов, и чудотворная икона «Умиление», спасшая Псков от разорения войском Наполеона. Вскоре после крестного хода вокруг города войска графа Петра Витгенштейна освободили Полоцк, избавив от опасности Псков. Имена командиров и число воинов корпуса Витгенштейна выбиты на позолоченных досках, установленных в Михайловском соборе монастыря.
А еще с 2014 года игуменом монастыря является митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) – автор православного бестселлера «Несвятые святые» и другие рассказы». Многие сюжеты в книге связаны с Псково-Печерским монастырем и Иоанном Крестьянкиным.
Богородице-Успенский Свияжский мужской монастырь
Свияжск – одно из самых живописных мест Татарстана. Это село на острове, расположенном при впадении реки Свияги в Волгу, и главная местная достопримечательность – это Свияжский Успенский мужской монастырь, основанный в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии и ставший значимым духовным центром Поволжья. Основателем обители и первым настоятелем был архимандрит Герман, известный в православном мире как святитель Герман, Казанский чудотворец. С 1592 года его цельбоносные мощи являются главной святыней Свияжского Успенского монастыря.
В XIX веке некогда процветавший монастырь обеднел, а после революции был закрыт и разграблен. Настоятеля обители епископа Свияжского Амвросия убили в 1918 году, а раку с мощами святителя Германа вскрыли – святыня вернулась в Свияжск только в 2000 году. Советская власть устроила в монастыре психиатрическую больницу, которая действовала до 1994 года.
Стоит отметить, что, помимо мощей святителя Германа, паломников в монастырь привлекают и необычные фрески внутри Трапезного храма Святителя Николая Чудотворца. В нем сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Бориса Годунова, а также можно увидеть редкое апокрифическое изображение святого Христофора – с лошадиной головой. На западной стене храма вопреки традиции отсутствует изображение геенны огненной, изображен только Рай.
Николо-Сольбинский монастырь
На реке Сольбе в Ярославской области стоит красивый, необычный по своей архитектуре женский монастырь – Николо-Сольбинский. Известно, что появился он в конце XV – начале XVI веков, находился в нескольких километрах от нынешнего места расположения и был мужским. К XIX веку обитель пришла в упадок, и монастырь преобразовали в женский. Настоятельницей была назначена игумения Макария, при которой обитель расцвела, но покой был недолгим – в конце 1918 года вышел мандат о ликвидации монастыря.
Как и в случае с Дивеевским монастырем, сестры продолжили монашескую жизнь в миру и расселились по близлежащим селениям, многие зарабатывали на жизнь стеганием одеял. Окормлявший тайный монастырь игумен Игнатий (Савочкин) был расстрелян вместе с иеромонахом Паисием (Елисеевым). Позже расстреляли единственного священника и духовника Николо-Сольбинского монастыря протоиерея Леонида Гиляревского. На территории монастыря сначала открыли детский дом (причем туалет сделали в алтаре), затем интернат для инвалидов Великой Отечественной войны, а в начале 1960-х им на смену пришла психиатрическая больница, которая работала до 1992 года. Потом разоренный монастырь вернули церкви.
Большие изменения наступили при игумении Еротииде: в обитель провели коммуникации, сделали дороги, построено и строится 12 храмов, часовня, купальня на источнике, рукодельные мастерские, медицинский центр. При монастыре появились приют для девочек, общеобразовательная школа, колледж, детский сад и ясли. Однако главное достояние обители – икона святителя Николая с частицей его мощей, башмачок святителя Спиридона и его частица мощей, почитаемые мощи Глинских старцев. А еще покровительницей монастыря с древних времен считается великомученица Варвара, защитница от внезапной и насильственной смерти, покровительница военных, пожарных, шахтеров. Когда-то в монастырском храме святителя Николая был придел в честь нее, и в 2006 году в монастыре заложили храм, посвященный этой святой.
Читайте также: