За свою жизнь Андрей Мягков успел поработать со многими именитыми режиссерами. Стоит вспомнить «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева, «Дни Турбиных» Владимира Басова, «Послесловие» Марлена Хуциева. Однако всесоюзную популярность ему принесли роли у Эльдара Рязанова: Хвостов, Новосельцев, Лукашин, Карандышев. В книге «Неподведенные итоги» Рязанов писал, что это был актер, «в равной степени владеющий как органичным, мягким (так и хочется скаламбурить – «мягковским») юмором, так и подлинной драматичностью».
Эту черту разглядел в нем и знаменитый советский комедиограф Леонид Гайдай. Он пригласил Андрея Васильевича сниматься в сатирической комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» – к сожалению, последней и не самой удачной его картине. Тем не менее для Мягкова эта работа стала особенной: в одном фильме ему удалось изобразить одиннадцать исторических личностей.
Смотрите фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» в пятницу, 25 августа, в 23:25 и в воскресенье, 27 августа, в 15:30 на телеканале «МИР». Режиссер: Леонид Гайдай. В ролях: Дмитрий Мягков, Михаил Кокшенов, Юрий Волынцев и др.
По сюжету, «холодная война» кончилась, президенты СССР и США готовятся к важной встрече. В преддверии переговоров КГБ и ЦРУ объединяются, чтобы поймать главаря русской мафии в США – неуловимого Артиста. У Артиста свой стиль, по сути, это такой перестроечный Джокер или Фантомас – без грима его никто не видел, он постоянно в кого-то перевоплощается, и образы эти более чем экстравагантны: тут и Наполеон, и Гитлер, и Отелло, и Саддам Хусейн, и Петр Великий, и главные советские вожди – половину из них мы видим на фотографиях, которыми делятся друг с другом спецслужбы. В повседневной жизни Артист пребывает в образе курчавого одессита дяди Миши – еврея-эмигранта из СССР. Лишь в самом конце картины бандит предстает в свой настоящем обличии – в виде Андрея Мягкова.
«Да! Я Артист! Я приехал сюда не за паршивой колбасой и джинсами! Я приехал за высоким искусством! Что мне давали играть эти жалкие бездари-режиссеры в Одессе? «Кушать подано»? А здесь? О, здесь я создал свой театр! Здесь мой талант творит королей и безумцев! Гениев и негодяев!» – произносит пафосную речь гайдаевский Джокер.
Любопытно, что в сценарии было предусмотрено еще больше образов: мы могли бы увидеть Мягкова в виде Юлия Цезаря, Шарля де Голля, Джона Кеннеди, Мартина Лютера Кинга и Мао Цзэдуна, но Гайдай, видимо, посчитал эти трудозатраты излишними. Мягков рассказывал, что во время съемок «Дерибасовской» на грим уходило по шесть-восемь часов в день, но, несмотря на сложности, работать над таким количеством образов было очень интересно: «Здесь элемент комедии, можно было позволить себе все что угодно, подурачиться, поэтому особенно трудно не было».
Если Ленина Андрею Васильевичу играть уже приходилось в фильме «Надежда» Марка Донского (1973), то Сталина, Брежнева и Хрущева довелось впервые. Для большей достоверности Иосифа Виссарионовича озвучил другой актер – Артем Карапетян. Правда, в абсурдистской комедии позднего Гайдая эти роли напоминают скорее советские политические анекдоты, в которых Хрущев стучит туфлей по трибуне ООН или предлагает отдать «товарищам неграм всесоюзную здравницу Крым».
За свою жизнь Андрей Васильевич сыграл примерно в 60 картинах. Зачастую его, химика-технолога с тонкими, «интеллигентными» чертами лица, приглашали на роли врача, журналиста, ученого, директора школы – в таком амплуа он предстает, к примеру, в фильмах «Похождения зубного врача», «Гроссмейстер», «Летаргия», «Ваш специальный корреспондент», «Послесловие», «4:0 в пользу Танечки». Рязанов отмечал, что Мягков обладал природной деликатностью и чутьем, которые позволяли ему играть неоднозначных персонажей, не скатываясь в крайности – как трудно было сыграть Алешу в «Братьях Карамазовых» так, чтобы он вышел святым, а не ханжой, или Карандышева в «Жестоком романсе», чтобы он вызывал не только отвращение или жалость.
На экране Мягков мог быть белогвардейским офицером Алексеем Турбиным («Дни Турбиных») и невыдающимся сотрудником советского статистического ведомства («Служебный роман»), легкомысленным гулякой («Ирония судьбы, или С легким паром!») и дотошным следователем («Гонки по вертикали») – одним словом, это был действительно многогранный актер, и прежде всего театральный. Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», конечно, не рассказала зрителю ничего нового об актерском диапазоне Андрея Мягкова, но стала необычным приключением в его карьере. Сам Гайдай, вопреки критике, называл ее чуть ли не лучшим своим фильмом со времен «Бриллиантовой руки».
К сожалению, с 2008 года и до своей смерти в 2021-м актер вообще не снимался: он считал, что российское кино стало бездумно копировать западное и потеряло глубину и индивидуальность. «Мы так бесстыдно подражаем американцам! – говорил актер. – Боевики, драки, бесконечный экшн. Кино стало бесчувственное, бессердечное. Это не русское искусство. Его мы забросили совершенно».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Новости кино