Бунт Шакурова, «отмена» Высоцкого и пьянство Даля: как снимали «Землю Санникова»
19:18 28/08/2023В 1974 году картину «Земля Санникова» посмотрел 41 миллион человек – она понравилась зрителю, несмотря на то, что процесс съемок сопровождали многочисленные скандалы. Из списка актеров вычеркнули Высоцкого, который к тому моменту успел написать несколько песен для фильма, Сергей Шакуров восстал против режиссерского дуэта Альберта Мкртчяна и Леонида Попова и был заменен другим актером, а Олег Даль неприлично много пил. Тем не менее актерский состав подобрался впечатляющий, виды природы завораживали, сюжет захватывал, а песня «Есть только миг», написанная Александром Зацепиным и Леонидом Дербеневым, стала хитом. Но обо всем по порядку.
Смотрите фильм «Земля Санникова» (приключения, СССР, 1973) во вторник, 29 августа, в 11:05 и 23:05 на телеканале «МИР». Режиссеры: Альберт С. Мкртчян, Леонид Попов. В ролях: Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Юрий Назаров, Георгий Вицин, Махмуд Эсамбаев и др.
Рождение замысла и съемки в Долине гейзеров
Ссыльный поселенец Александр Ильин уговаривает золотопромышленника Трифона Перфильева снарядить экспедицию на поиски некоего обитаемого острова с теплым климатом в Северном Ледовитом океане. Экспедиция находит таинственную землю, населенную племенем онкилонов, однако далеко не все рады появлению чужеземцев. Путешественники становятся свидетелями природной катастрофы на острове, и экспедиция заканчивается трагически. Сюжет фильма лишь в общих чертах напоминает одноименный роман В. А. Обручева, написанный в 1924 году. А идея принадлежала Леониду Попову, пришедшему в кино из документалистики.
«Пятьдесят лет назад я шел от метро «Речной вокзал» домой, я там жил тогда и работал на Студии научно-популярных фильмов. И метрах в ста до кинотеатра «Ленинград» меня остановили и спросили: «Нет ли лишнего билетика?» Я говорю: «А что там идет?» «Фантомас». И что-то я размышлял обо всей своей работе и подумал: «Господи, что же я не смогу снять фильм, чтобы за 300 метров спрашивали лишнего билетика?» – вспоминал Попов. Руководство «Мосфильма» доверять картину неизвестному документалисту побоялось и сделало вторым режиссером Альберта Мкртчяна.
Сценарий поручили Владиславу Федосееву, к работе решили также привлечь сценаристов прогремевшего в 1969 году «Белого солнца пустыни», Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Оба оказались заняты, тогда обратились к Марку Захарову, написавшему для картины Владимира Мотыля тексты писем Федора Сухова, и тот согласился.
«Мы ведь написали совсем другую историю, к сюжету Обручева она почти не имеет отношения. Единственное, что осталось от автора, – это идея: неизвестная земля, которую надо открыть», – вспоминал Мкртчян.
Снимать «Землю Санникова» решили не в павильонах «Мосфильма», а в красивейших уголках СССР, один из них – Кроноцкий биосферный заповедник на полуострове Камчатка, который славится восемью действующими вулканами и знаменитой Долиной гейзеров. Ущелье было открыто в 1941 году, на протяжении шести километров в нем сосредоточено около 60 гейзеров и множество термальных источников. Из недр земли с разной частотой бьют кипящие фонтаны, вырываются струи пара, тут и там пульсирующие кипящие источники, горячие озера, грязевые котлы – этот экзотический пейзаж очень подходил под описание Земли Санникова.
Однако большая часть фильма, в том числе сцена, где черный шаман в исполнении чеченского артиста балета Махмуда Эсамбаева приносит белого оленя в жертву священному озеру, снималась в Кабардино-Балкарии, на карстовых озерах Шадхурей и Чегемских водопадах близ селения Каменномостское. Актерам и съемочной группе приходилось преодолевать опасные крутые склоны, чтобы спуститься к воде по вырубленной топором в камне лестнице. Ребятня с восторгом наблюдала, как с помощью водолазов плот с оленем уплывал на середину озера и исчезал в водовороте, из которого вырывалось пламя. Местных жителей, в том числе спортсменов и студентов КБГУ, привлекали в массовку, гонорар составлял от трех до пяти рублей за съемочный день. Многие до сих пор помнят завораживающую пластику Эсамбаева и то, как встречали в Нальчике знаменитых актеров, к которым тут же выстраивалась очередь из желающих получить автограф.
Ну а сцены в снегах, где экспедиция перемещается на собачьих упряжках, снимали на Финском заливе.
«Исчезновение» Высоцкого, пьянство Даля и бунт Шакурова
Во многом успех фильма обусловлен блестящей актерской командой, в которую вошли Владислав Дворжецкий, Олег Даль, Георгий Вицин, Николай Гриценко, Юрий Назаров, Махмуд Эсамбаев. Однако такой состав сложился не сразу, а пертурбации были связаны со скандалами. «Вынужденный» тандем Попов – Мкртчян с самого начала имел разногласия. Режиссеры пытались скрыть конфликт и ругались только тогда, когда оставались вдвоем, но утаить шило в мешке было невозможно.
В роли офицера-авантюриста Евгения Крестовского Попов видел только Владимира Высоцкого, а Мкртчян – Олега Даля. Попову удалось отстоять свой вариант. Высоцкий на тот момент был известным на весь СССР и даже за его пределами поэтом и бардом. Планировалось, что Владимир Семенович напишет для фильма шесть песен, и уже были готовы три из них («Белое безмолвие», «Баллада о брошенном корабле» и «Кони привередливые»), когда радио «Немецкая волна» выпустило передачу, посвященную советскому барду, в которой представило его как диссидента. Руководство «Мосфильма» решило перестраховаться и прекратило сотрудничество с музыкантом, а заодно и его женой, французской актрисой Марины Влади, для которой, по просьбе Высоцкого, в сценарий была добавлена роль невесты Ильина.
После «отмены» Высоцкого роль Крестовского спешно предложили Олегу Далю, которому совсем не нравилось ощущать себя заменой. Он был уже знаменитым актером, за плечами – фильмы «Тень», «Король Лир», «Старая-старая сказка», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Женя, Женечка и «Катюша». В то время актер много пил, и даже на съемки «Земли Санникова», по словам Мкртчяна, приехал «в дымину пьяный и страшно обиженный». А тут еще кавказское гостеприимство и огромное количество желающих пригласить известного человека в гости.
«Работать с Далем было трудно: в то время он пил и пил очень много, можно сказать безбожно, – рассказывал режиссер. – Представьте, мы назначаем режимные съемки в пять утра, а Даль уже в это время приходит на площадку с песней. Я спрашиваю: «Когда он успел?» А мне отвечают: «Он даже не ложился». Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать… На съемках я пытался на него воздействовать: уговаривал, скандалил, водой из ведра поливал, чтобы он как-то в себя пришел. Конечно, все это сказалось на отношениях».
Чтобы утихомирить Даля, режиссеры сначала поселили его в одной комнате с Георгием Вициным – трезвенником, увлеченным книгами и йогой. Это не помогло, тогда Попов и Мкртчян «выписали» из Москвы и зачислили в группу жену Даля Елизавету. Единственной ее задачей было следить, чтобы Олег Иванович не пил.
Обстановка на съемочной площадке была тягостной не только из-за поведения Даля. Дело в том, что актеры, исполняющие главные роли (а это были актеры первой величины), не доверяли режиссерскому тандему в лице Мкртчяна и Попова, считали их дилетантами. Сергей Шакуров был возмущен «никудышной организацией съемок» и тем, что они не смогли отстоять Высоцкого. Дошло до того, что в «Мосфильм» отправили телеграмму с требованием заменить режиссеров, она заканчивалась так: «Сидим в ***** на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров». Руководство «Мосфильма» экспромт не оценило и наотрез отказалось идти на уступки. Катализатором конфликта называют Шакурова, Вицин придерживался нейтральной позиции, но телеграмму все же подписал.
Переговоры шли месяц, в результате на принцип пошел только Сергей Каюмович, за что получил выговор и на год остался без съемок на «Мосфильме». В «Земле Санникова» его заменил Юрий Назаров, но лицо Шакурова все-таки можно увидеть в эпизоде передачи воды Ильину.
«Влад и Олег меня предали: они согласились работать дальше, – считает актер. – Я пошел до конца и написал заявление. По моему поводу было два худсовета на «Мосфильме». Но я уже не мог отказаться, остановиться. Это было бы вопреки моему разуму, который мне в тот момент говорил: «Ты что, Сергей, делаешь?» Но у меня, кроме бешенства, ничего не было. А после бешенства наступила апатия. Я вырубил этих двух людей из своей жизни – Даля и Дворжецкого».
Почему «Есть только миг» исполняет Анофриев, а не Даль?
Не менее, чем красоты Кабардино-Балкарии и Камчатки, завораживает в фильме Мкртчяна и Попова основная песенная тема – «Есть только миг». Мелодию для нее написал композитор Александр Зацепин, а текст – поэт-песенник Леонид Дербенев.
Первый раз по поводу «саундтрека» для «Земли Санникова» к Зацепину обратились, еще когда планировалось участие в картине Владимира Высоцкого – ему хотели поручить музыку для одной из шести песен. Композитор тогда отказался вмешиваться, пояснив, что лучше Высоцкого никто не напишет музыку на его стихи и нужен аранжировщик, а не композитор. Второе предложение последовало уже после замены Высоцкого на Даля, на этот раз речь шла о двух песнях, и Александр Сергеевич согласился. В творческом поиске Зацепин вспомнил про мелодию, написанную им для проходной оперетты «Золотые ключи» – она подходила к сюжету идеально, а Дербенев переписал слова.
Сложности возникли на этапе работы с Далем. Песни «Есть только миг» и «Все было» по замыслу должен был исполнить он, но актер явился на запись пьяным. В результате их пришлось записывать не менее четырех раз, в конце концов Даль вышел из себя, заявил, что уже все спел и сыграл и менять больше ничего не будет. В целом с задачей актер справился, но результат не понравился комиссии «Мосфильма» при сдаче картины.
«<…> он постоянно находился, что называется, не в форме, спел небрежно, – рассказывал Зацепин. – И директор «Мосфильма» тогда возмутился: «Этот Даль таким вульгарным и пропитым голосом поет! Или замените его, или вообще убирайте песни!» Я позвал Золотухина, но ему не удалось спеть синхронно с изображением».
С задачей спеть, попадая в артикуляцию Даля в уже отснятых сценах, прекрасно справился Олег Анофриев, который тому моменту уже доказал, что в озвучке может почти все: к примеру, именно его голосом говорят все персонажи мультфильма «Бременские музыканты». Анофриев первым делом связался с Далем и попросил разрешения на переозвучание – тот дал добро. Записывали песню в квартире Анофриева, и актер смог достаточно точно попасть в артикуляцию, а там, где это было невозможно, видеоряд изменили. Фонограммы с исполнением Олега Даля тоже сохранились.
После всех трудностей с производством «Земле Санникова» пророчили провал. Картине присвоили третью категорию, и она вышла в прокат 1 октября 1973 года. Однако реакция зрителей оказалась прямо противоположной, и в 1974 году фильм посмотрел 41 миллион человек.
Подробнее в сюжете: Новости кино