Великие фальшивки: истории разоблачения поддельных шедевров живописи
В 2018 году мэра французского городка Эльн ждал удар: в местном музее подлинными оказались лишь 69 из 140 картин художника Этьена Террюса. Тщательную проверку провели после того, как историк живописи Эрик Форкада, приглашенный для создания экспозиции, заподозрил неладное – например, с одного из полотен автограф стерся прикосновением перчатки. Подобные истории не раз происходили и в Китае: например, в одном из музеев Лючэна из восьми тысяч экспонатов не менее 2,4 тысячи оказались подделками.
Велика вероятность, что поддельные шедевры есть в фондах всех значимых музеев мира. Только прославившиеся своими фальшивками Элмир де Хори, Хан ван Мегерен, Эрик Хебборн, Том Китинг, Джон Майатт, Вольфганг Бельтракки и Лино Фронджиа создали тысячи картин, мимикрирующих под Питера Брейгеля Старшего, Питера Пауля Рубенса, Джованни Пиранези, Антониса ван Дейка, Франса Хальса, Эль Греко, Яна Вермеера, Альбрехта Дюрера… Лишь малая часть подделок была раскрыта, а сколько высококлассных фальсификаторов остались неразоблаченными?
В 2017 году разгорелся скандал вокруг наследия Амедео Модильяни: оказалось, что 20 из 30 картин на выставке в генуэзском Дворце дожей – поддельные. Модильяни – один из самых популярных у мошенников живописцев. Дело в том, что многие его работы не имеют провенанса (истории владения художественным произведением) из-за разгульного образа жизни автора, который запросто мог обменивать картины и рисунки на выпивку.
Немало скандалов было связано с высоко оцененным на Западе русским авангардом, а в России всегда можно найти коллекционера, который примет картину малоизвестного голландца за «раннего Шишкина» или найденного на чердаке «Айвазовского», тем более что помощь в продаже сомнительных картин оказывают «свои» галеристы и «свои» эксперты, выдающие заключения о подлинности за долю в афере.
В 1970 году на советский экран вышел детектив «Возвращение «Святого Луки» Анатолия Бобровского. Фильм основан на реальных событиях: в 1965 году из Пушкинского музея в Москве выкрали картину «Святой Лука» Франса Хальса из его цикла евангелистов. По сюжету детектива, заказчик преступления собирался выйти на иностранного покупателя, но исполнитель, вор-рецидивист, задумал вручить ему подделку, а оригинал продать самостоятельно…
Тем временем MIR24.TV рассказывает несколько вполне реальных историй из мира поддельных шедевров.
«Венера» не Лукаса Кранаха Старшего
В 2015 году французская полиция изъяла с выставки коллекции Лихтенштейна в Экс-ан-Провансе картину «Венера» (ее еще называют «Венерой с вуалью»), якобы написанную Лукасом Кранахом Старшим. Двумя годами ранее князь Лихтенштейна заплатил за нее около 7 миллионов евро. После изъятия, которое, кстати, было воспринято как оскорбление, полотно подверглось экспертизе в Центре музейных исследований и реставрации Франции, где ее сравнили с другим шедевром живописца, написанным в тот же период, – «Тремя грациями». Исследование показало, что пигменты на картине не соответствуют мастерской Кранаха, а сеть трещин, похоже, была создана искусственно при нагревании панели для имитации эффекта старины.
«Христос в Эммаусе» не Яна Вермеера
Голландский живописец Хенрикюс Антониус (Хан) ван Мегерен считается одним из известнейших фальсификаторов ХХ века, чьи картины в стиле Яна Вермеера и Питера де Хоха принимались за подлинные и приобретались европейскими музеями. Сначала ван Мегерен хотел «похоронить» репутацию Абрахама Бредиуса как мастера атрибуции картин XVII века, но после того, как ему удалось получить сумму, эквивалентную нескольким миллионам долларов, за картину «Христос в Эммаусе» якобы Вермеера, продолжил заниматься своим противозаконным ремеслом.
Обман раскрылся из-за очередной фальсификации Вермеера – картины «Христос и судьи», которую ван Мегерен продал в 1943 году Герману Герингу. В 1945-м полотно было обнаружено, голландские власти обвинили художника в распродаже национального культурного достояния и коллаборационизме, а он в ответ признался в создании подделок. Чтобы проверить его слова, ван Мегерена поместили на шесть недель под арест в специально арендованном доме, где он должен был за это время создать шедевр – и он написал очередного «Вермеера», а именно полотно «Молодой Христос, проповедующий в храме». В 1947 году фальсификатор был осужден всего лишь на год заключения, но вскоре скончался от сердечного приступа.
«Самовар» не Малевича и «Беспредметная композиция» не Поповой
В 2017 году Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обнаружил, что две ценные картины из его собрания русского авангарда – «Самовар» Казимира Малевича (1913) и «Беспредметная композиция» Любови Поповой (1918), находившиеся в фонде музея с 1920-х годов, – заменены на подделки. Оригиналы же находятся в нью-йоркском музее MoMA и греческом Музее современного искусства. Экспертиза выявила, что обе фальшивки были созданы во второй половине ХХ века, в советские времена, а оригинальная картина Поповой появилась в каталоге выставки коллекции грека Георгия Костаки уже в 1977-м.
Подобным образом картина нидерландского живописца Маринуса Адриана Куккука изящным движением руки была превращена для российского рынка в «Пейзаж с ручьем» «раннего Шишкина» – со всеми положенными документами, включая экспертизы специализированных учреждений. В 2004 году «перелицованное» полотно «Шишкина» выставили на аукцион Sotheby’s за 1,1 миллиона долларов, но сняли с продажи, когда выяснилось, что годом ранее на шведском аукционе Bukowskis оно же ушло с молотка за 65 тысяч фунтов как картина Куккука. Для следующей перепродажи на ней закрасили человеческие фигурки и добавили подпись Шишкина в углу. Историй, когда пейзажи невыдающихся голландцев, приобретенные на европейских аукционах, выдавали за неизвестные работы «передвижников» (а цена на них в России в десятки раз выше), известно великое множество.
Если подделки мастеров-фальсификаторов, создающих картины на старинных панелях и холстах с использованием соответствующих периоду рецептов красок и хитрых методов состаривания, отличить от оригинала бывает крайне сложно, то порой специалисты попадают в комичные ситуации на ровном месте. Так, в 2006 году директор Музея искусств в Морицбурге Катя Шнайдер приняла творчество шимпанзе из зоопарка Галле за картину немецкого художника-абстракциониста Эрнста Вильгельма Ная.