В Беларуси вспоминают самую масштабную партизанскую операцию Великой Отечественной войны. 80 лет назад в гитлеровском тылу одновременно прогремели 20 тысяч взрывов. Так начиналась операция «Концерт». Корреспондент «МИР 24» Ольга Забелич встретилась с теми, кто держал фронт в тылу врага.
Ему 97, но он хорошо помнит, как 80 лет назад пускал под откос эшелоны с фашистами.
«Два способа было подрыв. Первый, когда шнур тянулся далеко, где-то за 200 метров, и второй – ударное действие типа гранаты», – поделился ветеран, участник рельсовой войны Николай Козырев.
Свой первый заряд Николай Федорович заложил 15-летним пацаном. Ушел в партизаны практически в первые дни войны. Как и 120 тысяч тех, кто устроил гитлеровцам в сентябре 1943-го настоящий ад под кодовым названием «Концерт». Партизанам поставили задачу подорвать более 200 тысяч рельсов.
«Уже в первый месяц войны Вилейский обком партии создал и направил в тыл врага партизанский отряд «Смерть фашизму», который состоял из 50 человек. В основном, это были советские партийные работники Поставского района. Командиром был назначен председатель Поставского райисполкома Нагорный, а комиссаром секретарь Поставского райкома партии Монахов», – рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Васильев.
Позже в тыл врага забрасывали диверсионные группы НКВД. Там они организовывали новые либо пополняли существующие отряды.
«Имеется серьезное подозрение, что советским политуправлением и ее агентурной сетью созданы партизанские группы. О боевой численности пока нельзя дать ясной картины. Однако имеется множество примеров беспощадных действий таких партизан, руководимых офицерами и комиссарами», – говорилось в немецких оперативных сводках.
К началу операции «Концерт» в штабы партизанских отрядов отправляются специалисты-подрывники обучать партизан минированию. В сжатые сроки Наркомат обороны СССР издает методички с инструкциями по видам взрывчатки, типам рельсов и технологии подрыва.
Для участия в операции стянули 193 партизанских отряда из Беларуси и Прибалтики, Карелии и Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Фронт в тылу врага растянулась на 900 км, уйдя в глубину более чем на 400 км.
«Партизанская деятельность русских в тылу требует немедленного обеспечения этой территории мерами полиции и СД», – говорилось в немецких оперативных сводках.
Ночью 19 сентября 1943 года в тылу противника царил хаос – гремели взрывы, под откос летели первые эшелоны. Немецкое командование из Минска информирует Берлин: «Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».
В первую ночь операции белорусские партизаны произвели больше 20 тысяч подрывов. Центральный штаб предполагал забросить в Беларусь 120 тонн взрывчатки, но погода не позволила.
«В связи с техническими причинами и погодными условиями советская авиация не смогла доставить партизанам в необходимом количестве взрывчатку, запалы, бикфордовы шнуры и остальное необходимое оборудование для подрывов рельсов», – говорит кандидат исторических наук Алексей Беляев.
Боеприпасов не хватало, и партизаны учились самостоятельно делать взрывчатку – выплавляли из снарядов в котлах с кипятком.
«Партизан садится, ставит между ног заряд. Надо выворачивать взрыватель. Если он что-то не так сделал, то снаряд взорвался. Даже похоронить не было кусков», – рассказывает ветеран Николай Козырев.
Заряды устанавливали на расстоянии в пять метров и по нескольку штук на случай осечки. Если взрывчатки не было, железнодорожное полотно разбирали вручную – кирками, молотками, кувалдами. На помощь целыми деревнями выходили местные жители.
«Можно серьезно предполагать, что партизанские пособники из числа населения совершают акты саботажа и поджоги, чтобы по примеру войны с Наполеоном парализовать продовольственное обеспечение и снабжение немецких войск», – сообщалось в немецкой оперативной сводке.
Операция «Концерт» шла полтора месяца. За это время было уничтожено 215 тысяч рельсов. Только на белорусском направлении партизаны разрушили 72 железнодорожных моста и пустили под откос больше тысячи вражеских эшелонов. Железнодорожные перевозки противника упали на 40%.
Того, кто перебил 50 рельсов, награждали медалью «За боевые заслуги». За уничтожение двух тысяч присваивали звание «Герой Советского Союза». Фронт в тылу врага на территории только Беларуси держали 374 тысяч партизан. 25 тысяч из боя не вернулись.