Преображение из дурнушки в красавицу и благословение Раневской: к 80-летию Инны Чуриковой
12:21 05/10/20235 октября исполняется 80 лет со дня рождения выдающейся советской и российской актрисы, народной артистки СССР Инны Чуриковой. Менее года она не дожила до своего юбилея, но навсегда осталась символом целой эпохи в отечественном театре и кино.
Смотрите программу «Игра в кино. К юбилею Инны Чуриковой» 5 октября в 18:50 на телеканале «МИР».
Неповторимая и любимая миллионами зрителей звезда театра и кино, обладательница множества кинематографических наград, лауреат двух Госпремий России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Инна Чурикова снялась более чем в 70 фильмах, среди которых «Военно-полевой роман», «В огне брода нет», «Васса Железнова», «Идиот», «Московская сага». Актрисе были подвластны все образы – от неказистой Марфушечки в сказке «Морозко» до величественной королевы Елизаветы II в спектакле «Аудиенция». В честь юбилея великой актрисы рассказываем о том, как она пришла в профессию, чем потрясла режиссера Глеба Панфилова и каким уникальным даром обладала.
«Всю дорогу пела и плясала»: как Инна Чурикова решилась стать актрисой?
Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в небольшом Башкирском городке Белебее, куда из Подмосковья эвакуировали ее маму Елизавету Мантрову, когда отец Михаил Чуриков ушел на фронт. Однако город этот не оставил ничего в ее памяти, поскольку еще грудным ребенком она вернулась с мамой в Подмосковное село Коренево. Та, агрохимик и почвовед, устроилась работать в НИИ картофельного хозяйства. Каждый день она ездила на работу в Москву на электричке.
Когда после войны вернулся домой отец, он стал работать агрономом. Инна Чурикова вспоминала, что в детском саду всегда ждала отца: «Спешила во всю мочь. Спотыкалась: папа, папа! Вкусненькое что-нибудь привез? Он забирался в карманы, долго искал и доставал мне урючину, всю в табаке: вот тебе, дочка! И я эту сушеную абрикосину очищаю и, счастливая, говорю «спасибо». А потом папа совсем молодым ушел от нас к какой-то Раисе Петровне. И уехал в Алма-Ату».
После этого мама девочки с головой ушла в работу. Она защитила диссертацию и со временем стала доктором сельскохозяйственных наук, профессором, сотрудником Ботанического сада биологического факультета МГУ. Она вспоминала, что тяга к выступлениям на публике у дочки появилась с детства, лет с пяти: «Инна очень любила бывать со мной в Москве на демонстрациях или парадах. Пока ехали в электричке, она всю дорогу пела, плясала, детские стишки рассказывала. Я ее дергаю, мол, садись, посмотри, как остальные дети себя спокойно ведут. А Инна посидит немножко и опять за свое. Весь вагон на нее смотрит, люди улыбаются, аплодируют. Ей нужна была аудитория уже в таком возрасте».
Инна росла мечтательной, она часто воображала себя принцессой или героиней книжек, которые вслух читала мама. В старшей школе, когда они с мамой переехали в Москву, ее стало привлекать серьезное актерское искусство, и она записалась в драматический кружок при театре им. Станиславского. Уже с первых занятий Инна поняла, что театр – это то, что ей нужно по-настоящему, на всю жизнь.
Несмотря на то, что девочка мечтала о сцене, мама всерьез эту профессию даже не рассматривала. Она думала, что дочь станет биологом. Поступить в МГУ было непросто, но по настоянию мамы Инна серьезно готовилась: занималась биологией и химией. Однако перед самыми вступительными экзаменами в университет она вдруг заявила, что твердо решила стать актрисой.
«Я была непреклонна, – вспоминала ее мать. – Говорю, ты реально оценивай свои возможности. Посмотри, какие красивые на сцене актрисы – Вера Пашенная, Алла Тарасова! У тебя ведь не такая внешность! Но Инна встала передо мной на колени и говорит: Нутром чувствую, я тебя порадую. Тут я и сломалась».
Начало театральной карьеры, или «Будете получать ставку суфлера!»
Инна Чурикова подавала документы и в школу-студию МХАТ, и в Щукинское училище, но ее не приняли. А вот в «Щепку» при Малом театре она прошла с первой попытки. Пришла домой: «Мама, я прошла!» – и заплакала от счастья.
Педагоги Театрального училища имени Щепкина быстро разглядели в Чуриковой талант. Режиссер и педагог Вениамин Цыганков сказал: «Она или дура, или гений». И он не прогадал, взяв ее на свой курс. Правда, роли лирических героинь ей все же не доставались. Для этого вытянутого лица с широко распахнутыми, затаившими изумление глазами, вообще не находилось серьезных ролей. А вот все комические и острохарактерные персонажи были ее вотчиной. После получения диплома девушку пригласили работать в Московский театр юного зрителя. Правда, не обошлось без конфуза.
Инна Чурикова так рассказывала об этом впоследствии: «Я полжизни прожила в нищете. Моих друзей, когда взяли в ТЮЗ, им 75 рублей в месяц зарплату положили. А я прихожу к директору, сидит Михаил Михайлович и говорит: «Я поздравляю, мы взяли вас. Будете получать ставку суфлера – 45 рублей». У меня так сердце раз – и упало. Я смотрю на него и говорю: «Ну что же, я очень рада была с вами познакомиться. Всего доброго». И уже когда я открывала дверь, он сказал: «Ну, ладно, ладно, 75. Вот так и жили».
Инна Чурикова вспоминала, что она играла в ТЮЗе самые неожиданные роли. Например, роль свиньи. «Помню, на распределении ролей написано было: «Свинья – Чурикова», – рассказывала актриса. Я пошла к режиссеру и говорю: пожалуйста, я вас очень прошу, не назначайте меня на эту роль, я не хочу играть свинью, я вас умоляю, не надо. И что он делает, как вы думаете? Он встает на колени и говорит: «Никто так талантливо не сыграет свинью, как ты». И я поняла, что мне никуда не деться, ведь я только-только пришла в театр».
Преображение из дурнушки в красавицу и благословение Раневской
Девушка целых три года играла роли зверюшек, купчих и других лубочно-сказочных персонажей в ТЮЗе, после чего ушла из него. Она стала сотрудничать с другими театрами и сниматься в кино, работая на разовых договорах. В кинематографе Чурикова пробовала себя еще во время учебы в «Щепке». За несколько лет она перемерила на себя множество ролей экранных нескладух, одиноких незавидных дурнушек, экстравагантных див и даже колдуний. Ей хватало пары минут экранного времени, чтобы создать образ, который врезался в память практически наравне с главными ролями. Ведь перебирающая тощие косички, зажатая, насмерть перепуганная девочка из данелиевской комедии «Я шагаю по Москве» – та самая, рисующая на сцене лошадь – это маленький шедевр. Начинающей актрисе удалось в коротком этюде запечатлеть целую судьбу.
Постепенно стало понятно, что Чурикова умеет держать внимание зрителя. Несмотря на неоднозначную внешность, в ней было море обаяния и просто магическая притягательность. На актрису посыпались предложения от режиссеров. И вот, после целого ряда разноплановых ролей, Чурикова получает свою звездную роль – главную, в трагикомичном фильме «Начало». Это была ее вторая работа с режиссером Глебом Панфиловым, и она превратила молодую актрису в настоящую звезду советского экрана. За роль Прасковьи Строгановой Инна Чурикова была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Пришла и мировая известность: актрисе достались призы венецианского и австралийского кинофестивалей. А в Болгарии в 1971 она была признана «лучшей иностранной актрисой».
С 70-х годов прошлого века список звездных киноролей Инны Чуриковой только пополнялся. Фаина Раневская говорила: «В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам. Никогда не забуду, как она угощала своего любимого, как держалась, смотрела на него. И – делалась красивой! Талант делает человека красивым». Инна Чурикова рассказывала, что очень дорожила дружбой с Фаиной Раневской, которая, еще до их знакомства, сама того не ведая, своим творчеством благословила Инну Чурикову на создание ярких эпизодических образов, которые постепенно привели актрису к главным ролям.
В картине «В огне брода нет», где Инна Чурикова сыграла санитарку-дурнушку из поезда, вывозящего раненых с фронтов Гражданской войны, она демонстрирует именно эту свою уникальную способность. Преображение без грима, прямо в кадре из дурнушки в красавицу стало фирменным знаком киногероинь Инны Чуриковой. Во многих ее ролях зрители видят этот прыжок из некрасивости – в подлинную одухотворенную красоту.
«Она не играла, а жила на сцене и в кадре. Живой, страдающий, интересный, уникальный человек. И молодая, и в зрелые годы она играла блистательно, потому что у нее такое сердце – глубокое и видящее». Этими словами сама Инна Чурикова рассказывала о звезде итальянского кино Анне Маньяни. Однако все это в полной мере относится и к самой Инне Чуриковой, умевшей взять высокую драматическую ноту без малейшей фальши.
Кинокритики писали о ней: «Актриса тонкой красной линией проводит в своих разнохарактерных, разножанровых, разнокалиберных героинях тему подвижничества, тихого или публичного подвига, осознанной и бессознательной жертвенности».
Конечно, были и другие роли. В ее фильмографии целый каскад запомнившихся разноплановых характеров. Так ее тяга к гротеску, клоунаде целиком раскрывается в образе баронессы Якобины в фильме режиссера Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Но и тут не просто клоунада, образ глубже. Чурикова играет уникальную героиню – яркую, сильную, властную, способную все закрутить вокруг себя. Все герои фильма меркнут и блекнут по сравнению с Якобиной. Вот где страсть, воля, целеустремленность, вот у кого хватка и характер. Она, а вовсе не барон Мюнхгаузен – центральный персонаж фильма.
«Я ее часто сравниваю с Лайзой Миннелли»: 47 лет в «Ленкоме»
Успех Инны Чуриковой в кино привел ее и в главный театр ее жизни – «Ленком». Еще в 1975 году, после фильма «Начало» молодую актрису разыскал режиссер Марк Захаров. Он сразу же позвал Инну Чурикову на главную роль в спектакль «Тиль». Ее партнером стал молодой Николай Караченцов. Спектакль принес обоим широкую известность в театральной среде.
Марк Захаров говорил о ней: «Инна Чурикова обладает тайной: этой актрисе подвластна магия преображения. Она на глазах, постепенно, зримо может становиться женской индивидуальностью – существом, обладающим особым шармом. Я ее часто сравниваю с Лайзой Миннелли. К этому надо добавить необыкновенную одаренность, работоспособность Инны Михайловны и громадный нервный потенциал, который она так интересно сумела реализовать».
«Ленкому» Инна Чурикова оставалась верна до самого конца своей жизни. Она служила в этом театре 47 лет – целую вечность. На этой сцене она сыграла множество ролей, в том числе в спектаклях «Чайка», «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», «Варвар и еретик», «Ложь во спасение», «Аквитанская львица». В двух вариантах «Гамлета», которые поставили в «Ленкоме» Андрей Тарковский и Глеб Панфилов, Чурикова в разное время сыграла Офелию и Гертруду.
Ее дарование, способность сплавлять в одном характере гротеск с лиричностью и романтикой, ее сложное лицо было востребовано в работах разных режиссеров. Но успех у зрителей оставался неизменным.
«Выбор ее на роль – это всегда решение, – говорил о Чуриковой актер Александр Збруев. – А уж если это центральная роль, то это, как правило, решение всей пьесы. Что мне нравится в ее творчестве – это то, что она не умеет быть «мимоходом». Афоризм «Искусство не терпит суеты» – это про Чурикову. Она до такой степени подробна, что партнер должен придумать нечто исключительное, чтобы, существуя рядом с ней, быть интересным».
Признание в любви длиною в жизнь
Более полувека спутником жизни Инны Чуриковой был режиссер Глеб Панфилов. Он рассказывал, что Инна Чурикова буквально сошла к нему с картины. Когда-то он повесил в своем доме репродукцию с неизвестной картины, на котором была изображена девушка с удивительным, не столько красивым, сколько магически притягательным лицом. Когда Инна Чурикова пришла на кинопробы, то ему показалось, что это та самая девушка с картины вошла в студию.
В этот момент он искал актрису на роль Тани Теткиной для съемок фильма «В огне брода нет». И все актрисы казались ему слишком красивыми, они не вязались с образом, в котором красота души должна постепенно проступить сквозь неброские черты. Пригласить на пробы Инну Чурикову режиссеру рекомендовал Ролан Быков.
Инна Чурикова вспоминала: «Я буквально заболела этой ролью! Приезжаю в Ленинград на пробы, а там девчонки-актрисы все такие интересные, красивые, а одна и вовсе с божественным лицом и глазами, как два озера. Сижу и думаю: куда я приехала, зачем? Познакомилась с режиссером, он серьезный человек, пытливый. Состоялась проба, но худсовет меня не утвердил: «Что это за героиня такая?» Убитая отказом, Инна вернулась в Москву, но ни о чем другом, кроме этой роли, думать уже не могла».
А Глеб Панфилов тем временем буквально бился с худсоветом за право снимать в своем фильме именно Инну Чурикову. Как ни странно, режиссеру-дебютанту уступили. И во время съемок картины «В огне брода нет» началась сперва дружба, а потом и роман режиссера и актрисы. Инна говорила так: «Сама судьба протянула мне руку». Хотя поначалу она смущалась и робела рядом с постановщиком, который казался ей серьезным и замкнутым. Тем не менее она признавалась друзьям: «Еще во время первого разговора я поняла: это тот человек, которого я полюблю на всю жизнь».
После выхода их первого фильма талантливые режиссер и актриса уже не расставались. «Девушка с лучистыми глазами», как Глеб Панфилов называл Инну, навсегда покорила его душу. Они поженились в период съемок второй совместной картины «Начало».
После этого Глеб Панфилов снимал Инну Чурикову почти во всех своих фильмах. И не потому, что хотел продвинуть свою жену, как нередко делают режиссеры. Просто после встречи с таким могучим талантом, как Инна Чурикова, он не мог найти ни одну актрису, способную на такое раскрытие образов, на такую мощную и всепоглощающую работу, как она.
Он признавался: «Я бы разглядел ее в тысячной толпе. Каждый раз, в каждой новой работе мне думается, что я исчерпал ее талант до конца, все понял, все узнал. Но начинается новая картина, и я вижу, что ничего не понял, ничего не узнал. Бесконечность чуда – это, наверное, и есть Актриса».
Жизнь Глеба Панфилова и Инны Чуриковой, сотворчество этих великих людей было их взаимным признанием в любви длиной в жизнь. Благодаря этому творческому тандему появились культовые картины, которые вошли в золотой фонд отечественного кинематографа – «Начало», «Прошу слова», «Валентина», «Васса», «Мать» и другие.
Для Панфилова снимать Инну Чурикову было не только залогом успеха, но и смысловым ключом, эмоциональным кодом каждой его новой картины. Можно сказать, что вся их совместная творческая жизнь – это признание в любви режиссера Глеба Панфилова своей музе Инне Чуриковой.
Подробнее в сюжете: Новости кино