Боль Святой земли: откуда растут корни арабо-израильского конфликта?
История палестино-израильского конфликта насчитывает несколько десятков лет. Почему две стороны не могут договориться, выяснял политический обозреватель «МИР 24» Роман Никифоров.
1917-й год. Британская экспедиционная армия выбивает османские войска из Палестины. Первая мировая еще не закончена, а в Лондоне уже прикидывают, как лучше использовать захваченные земли. Министр иностранных дел Артур Бальфур направляет представителю еврейской общины лорду Ротшильду официальное письмо.
«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа», – говорится в декларации Бальфура.
С чем связана такая позиция, объясняет премьер-министр Ллойд Джордж.
«Декларация Бальфура не является простым актом милосердия. Следует понять, что речь идет о сделке в обмен на поддержку евреями всего мира дела союзников», – пояснил Ллойд Джордж.
С 22-го года Британия Палестину уже не просто оккупирует, а получает мандат от Лиги Наций. Союзники решают поддержать декларацию Бальфура, и теперь ее реализация – заявленная цель. Две алии, то есть волны еврейской миграции, Палестина встречает еще при османах. Почему едут именно сюда? Причины исторические и религиозные.
«Согласно библейским историям, именно там Бог даровал землю евреям и там существовало Израильское Царство. Там существовала Иудея, там существовал Израиль, царство Давида Соломона изначально», – сказала кандидат исторических наук научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская.
При англичанах будет еще три волны. Самая массовая – 250 тысяч мигрантов из Германии – после прихода к власти Гитлера. Как и где всех разместить, у британцев нет никакой стратегии. От решения проблем либо самоустраняются, либо участвуют в коррупционных схемах. При этом в кинохронике тех лет – сплошная идиллия. Ну вот же: евреи и арабы в гости друг к другу ходят.
Но в реальности арабы, которых теснят с их земель, поднимают в 36-м году бунт. Погромы, поджоги, убийства евреев и англичан продолжаются три года. Британской короне от таких потрясений – одни убытки. И вот в 39-м году министр по делам колоний Макдональд проводит переговоры с общинами и представляет парламенту отчет – так называемую Белую Книгу. В 22-м году подобный документ Уинстон Черчилль готовил и в целом подтверждал положения декларации Бальфура. Теперь все меняется: Лондон вводит для евреев жесткие миграционные квоты и запрещает им покупать в Палестине землю.
А ведь в это время евреи едут на Ближний Восток уже не за лучшей долей, а просто, чтобы выжить. Но англичане не оставляют им шансов – корабли с беженцами разворачивают обратно. Появляется много нелегалов: их отправляют в миграционные лагеря, больше напоминающие концентрационные. Вот один из них – «Атлит» под Хайфой. Все приехавшие проходят дезинфекцию ядовитыми растворами, их расселяют в бараках, мужчин и женщин разделяют колючей проволокой. Тем не менее за время действия британского мандата доля евреев в Палестине увеличивается с 11% до 33%. После окончания Второй мировой здесь царит хаос. Лондон ситуацию уже не контролирует и решает уйти. Даже не по-английски – по-европейски: перемешав карты, географические.
«Это было классическое европейское видение. Это второсортные люди, это, скажем так, не те, о будущем которых мы должны заботиться. Если вы обратите на карту Ближнего Востока внимание, увидите там очень много прямых линий. Почему эти прямые линии? Хотелось быстрее поехать домой. А как разделим? А давай линейку поставим, начертим – вот вам и граница. А линейка ведь сломала судьбу миллионов людей», – сказал востоковед, президент Российско-ближневосточной ассоциации Мурад Садыгзаде.
Летом 47-го похожая ситуация возникает при уходе из Британской Индии. Там вообще страну делят не по национальному, а по религиозному признаку. Появляются Индия и Пакистан. Вынужденных переселенцев – 13,5 миллиона. Из-за волны взаимного насилия погибает до миллиона человек.
Участь Палестины решают осенью того же 47-го уже в рамках ООН. План раздела: создать два отдельных государства: еврейское и арабское. Иерусалим и Вифлеем оставить под международным управлением. Такое вот лоскутное одеяло. Но в итоге год спустя на карте появляется только Израиль. Палестинцы соглашение не подписывают, и другие арабы их поддерживают.
Сразу же после провозглашения Израиля начинается война. Против евреев – пять арабских государств. Но Тель-Авиву удается выстоять, в том числе благодаря товарищу Сталину. Такие вот автопробеги – не фейк, и не курьез. Отец народов не только поддержал создание Израиля, но даже поручил чехословацким товарищам оружие израильтянам передать.
«Там на самом деле и Венгрия отметилась, и Югославия. Там значительная часть техники, я не говорю про стрелковое оружие, было из арсеналов вермахта передано. В общем-то через третьи руки в том числе», – рассказал эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
На Израиль Советский Союз возлагал большие надежды. Ведь первый премьер-министр страны Давид Бен Гурион приезжал в 23-м году в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную кустарно-промышленную выставку будучи профсоюзным лидером. Сохранились анкеты, таможенные документы и фото еврейского павильона. Но затем отношения с Москвой портятся. Вместо социализма Тель-Авив выбирает капитализм, дружить предпочитает с Вашингтоном, и главное – про сионизм не забывает.
Израиль и арабские страны воют еще дважды, в 60-х и 70-х, но палестинскую проблему это никак не решает. Израиль растет экономически и технологически, постепенно расширяя зону своих поселений. А вот Палестина даже четкого статуса не имеет и теряет территории. Как именно, президент Турции Эрдоган в ООН показывает. Арабские земли зеленым цветом.
Долгое время основной политической силой местных арабов была Организация Освобождения Палестины, куда входит множество партий, включая ФАТХ. Ее лидером был Ясир Арафат, теперь Махмуд Аббас. Но в 87-м году создается новое движение ХАМАС, и говорят, не без помощи израильских спецслужб.
Уже в год своего создания движение участвует в интифаде, то есть восстании, которое через несколько лет приводит к созданию Палестинской национальной администрации. А в 2006-м году ХАМАС и вовсе приходит к власти. Демократическим путем выигрывает парламентские выборы. Но отказывается признавать право Израиля на существование. В ответ Тель-Авив и его союзники не признают победу ХАМАС. Еще больше запутывает ситуацию раскол среди самих палестинцев: ХАМАС начинает вооруженную борьбу против ФАТХ. И теперь автономия разделена не только географически – западный берег реки Иордан и сектор Газа, но и политически.
«ФАТХ не имеет никакого влияния на ХАМАС, не имеет никакого влияния в секторе Газа. И вообще, если честно, в большинстве своем сейчас среди местного мирного населения ФАТХ не так уж популярен. Он теряет свои позиции каждый год», – сказал Мурад Садыгзаде.
До сих пор ФАТХ занимал куда более умеренную позицию.
«Мы с Аббасом уже давно на одной стороне. Мы даже были на одной стороне фактически с Ясером Арафатом до его смерти. Потому что Ясер Арафат и следом за ним Ахмуд Аббас, он же Аббумазен, они признают легитимность Израиля и признают право евреев проживать в Израиле», – подчеркнул Саймон Ципис.
Но сегодня говорить о компромиссе все сложнее. Есть еще одна болевая точка – святыни Иерусалима у каждого свои. В этом году столкновения между арабами и израильской полицией произошли на территории мечети Аль-Акса. Что, видимо, и довело противостояние до критической точки.