«Пиковая дама» в Театре им. Моссовета: судьба и случай – что важнее и есть ли выбор?
13:30 24/11/2023В театре им. Моссовета премьера – «Пиковая дама». Одно из самых интригующих и авантюрных произведений в духе романтизма поставил режиссер Игорь Яцко, автор инсценировки – драматург Роман Козырчиков.
В чем же счастье? В деньгах? Удаче? Или в любви?
Известно, что Пушкин написал это произведение, основываясь на реальной истории своего знакомого. Заядлый карточный игрок князь Голицин сумел отыграться благодаря совету своей бабки – Натальи Петровны Голициной, которая наказала ему поставить все на три карты. В спектакле образ Старой графини – «Пиковой дамы» – смысловой и художественный стержень постановки. Роль Анны Федотовны исполняет 88-летняя народная артистка России Валентина Талызина. История не лишена необычайных поворотов сюжета и драматических конфликтов, но именно любовная коллизия убеждает зрителя в том, что играть с судьбой опасно. А образ Петербурга, на фоне которого разворачиваются все события, является одной из составляющих спектакля, полного музыки, романсов, танцев, создающих исторический контекст действия.
Стоит отметить, что авторы очень бережно отнеслись к тексту оригинального произведения. Можно даже сказать, почти сохранили жанр повести. В спектакле сочетаются серьезные размышления о человеческих пороках и следующих за ними наказаниях, о людском несовершенстве и сожаление о несостоявшейся любви, которая могла бы изменить судьбы героев. Здесь вымышленные миры проникают в реальный и даже самому внимательному зрителю очень трудно определить – было ли волшебство на самом деле или герою все это только снится? И абсолютно непонятно, что довело Германна в итоге до сумасшествия. Обладала ли графиня на самом деле мистическими способностями и отомстила молодому человеку за его непослушание или он сошел с ума из-за навязчивой идеи выведать тайну трех карт?
В спектакле театра Моссовета соединяются размышления о природе человеческой натуры с темой непредсказуемости судьбы, неотвратимости рока, определяющего жизнь человека.
Германн (Станислав Бондаренко) – молодой человек приятной наружности, имеющий «профиль Наполеона, а душу Мефистотеля», романтик по натуре. Он никогда не брал в руки карты, но любил наблюдать за игроками. Он не желал «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», но тайна трех карт его изменила до неузнаваемости. Педантичность, сдержанность и бережливость сменились алчностью, вероломством и жестокостью. Деньги раскрыли его пороки и убили в сердце все хорошее, что в нем было.
Анна Федотовна (народная артистка России Валентина Талызина) избалована светской жизнью, держит в строгости свою воспитанницу, но все-таки думает о ее будущем. Старая графиня мудра и мстительна, сделка с ней – сделка с самим дьяволом. Она коварна и лицемерна, легко может вскружить людям голову, но отвращения не вызывает, что удивительно. То ли дело в личном обаянии актрисы, то ли авторы постановки хотели представить ее не такой уж мерзкой, но в какой-то момент кажется даже, что она – воплощение справедливости.
Лизавета (Ксения Комарова, Дарья Балабанова) – скромная молодая девушка, измученная упреками и капризами графини. Она ищет любви, но находит обман и жестокость. Все иллюзии этой романтической героини терпят крах.
Томский (Дмитрий Попов, заслуженный артист России Александр Яцко) играет роль резонера, из-за него Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.
В итоге роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Но можно ли обмануть судьбу? Вряд ли алчная погоня за богатством могла закончиться как-то иначе. Германн на пути к цели использует мерзкие способы достичь желаемого, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая и запугивая других, он обретает успех, но теряет себя. Так стоит ли сомнительное везение неоправданного риска?
Фото предоставлены пресс-службой театра, Елена Лапина
Читайте также:
- Гастроли театра драмы имени Чингиза Айтматова в Москве: зрителю представили новую версию пушкинской «Пиковой дамы»
- «МАММА МИМО! или Мюзикл пошел не так»: добро пожаловать в мир закулисья
- Мастер из Беларуси воссоздал один из видов народного театра кукол XVIII века
- Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова показал нового «Дон Кихота»
Подробнее в сюжете: Театр
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет
- «Манюня» в РАМТе: «Чем старше становишься, тем больше мечтаешь увидеть себя маленькой…»