Чем вызван дефицит сжиженного газа в Казахстане?

10:38 05/12/2023

В Казахстане острый дефицит сжиженного газа. На автозаправках сразу в нескольких областях огромные очереди. Перебои с поставками голубого топлива наблюдаются даже в столице. Почему сложилась такая ситуация и как можно ее разрешить, телеканал «МИР 24» спросил экс-советника министра энергетики Казахстана, члена Общественного совета Министерства энергетики Казахстана Олжаса Байдильдинова.

Где сейчас в Казахстане наиболее тяжелая ситуация с автотопливом, и насколько, в принципе, это критично для страны?

- Чуть меньше заметен дефицит в западных областях, потому что там находится основная переработка нефти, в результате которой образуется сжиженный нефтяной газ. Недостаток ощущается на юге, в центре, на севере страны, потому что потребление растет, а новых производственных мощностей нет.

Насколько я знаю, нынешняя ситуация со сжиженным газом происходит не в первый раз, такие кризисы случаются несколько раз в год. Почему эту проблему не удается решить?

- Газоперерабатывающие заводы сейчас на пределе, и новых мощностей нет, потому что этот сектор убыточен для производства. Это неоднократно подтверждали министр энергетики, глава национальной нефтегазовой компании, президент говорил об этом. Я говорил о грядущем дефиците, что рано или поздно мы с ним столкнемся, еще пять-семь лет назад. Потребление газа растет в среднем на 25% в год, при этом его производственные мощности на пределе, и нет возможности для увеличения и наращивания объема переработки. Крупнейшие производители не обязаны поставлять газ на внутренний рынок, они отправляют продукт на экспорт, где он стоит 600-700 долларов за тонну, притом как в Казахстане предельная оптовая цена, которая регулируется государством, составляет 90 долларов за тонну. В этих условиях они, естественно, отправляют газ на экспорт, хотя с ними периодически проводятся переговоры, и они постепенно увеличивают поставки на внутренний рынок. Раньше они поставляли 10 тысяч тонн в месяц, теперь это около 20 тысяч тонн в месяц.

В условиях, когда сжиженный газ стоит в три-четыре раза дешевле бензина, на него будет взрывной рост. Регулирование создает дисбаланс в ценах на энергоносители, нарушается топливная конкуренция, и сейчас многие промышленные предприятия отапливаются не дизельным топливом, а сжиженным газом, потому что с ним меньше проблем и он стоит дешевле. Естественно, это привело к тому, что потребление выросло с 1,4 до 1,8 млн тонн в год и продолжает расти. Государство не может контролировать рост потребления, и в этих условиях складывается дефицит. Я многие годы говорил о том, что правительство и министерство энергетики должны объявить, что сниженного газа не будет, переводить автомобили на ГБО не нужно, но нужно готовиться к высоким ценам на это топливо. В настоящий момент 65% от потребления этого ресурса в Казахстане приходится на автомобильный газ, то есть заправку автомобилей с ГБО, которые не регламентированы, не приветствуются автопроизводителями, это самовольная переделка автомобиля. Если взять новый автомобиль в салоне и переделать его на ГБО, то он автоматически теряет гарантию, потому что это кустарное переоборудование.

Вы упомянули, что сжиженный газ используется в качестве отопления, в том числе домов. Может ли получиться, что дефицит станет таким, что людям станет нечем топить?

- Сферу сжиженного газа я знаю со всех сторон и во всех ипостасях. Я некоторое время потреблял сжиженный газ как автолюбитель, у меня на автомобиле было ГБО. Оно было законно, с отметкой в техпаспорте, я купил такой автомобиль. Сейчас я потребляю сжиженный нефтяной газ для отопления коттеджа и руковожу нефтегазохимическим предприятием, которое этот сжиженный газ потребляет как сырье для производства продукции. Ситуация с дефицитом была с лета. В августе я заказывал сжиженный газ, но мне, как потребителю, его привезли только в середине сентября и всего две тонны, потому что больше на руки не выдавали. Следующий заказ, который я сделал через день, мне доставили буквально на прошлой неделе и тоже в весьма ограниченном количестве. Дефицит есть, он продолжается. Все эти годы я говорю, что мы должны отказаться от практики сжигания сжиженного газа в моторах, потому что это ценное сырье для нефтегазохимии. На сегодняшний день четыре из пяти предметов, которые нас окружают – это нефтегазохимия. Это все, что связано с пластиком, пластмассой, пленками, лакокрасками и так далее. В этих условиях просто сжигать – это довольно варварски. Развитый мир так не делает, в мире нет такого, что сжиженный газ в том составе, который есть в Казахстане, используется как автогаз. Он может использоваться, но уже после того, как из него извлекут необходимые компоненты для нефтегазохимии, но у нас жирный газ с компонентами просто берут и сжигают. Герои одного из сериалов не могли согреться ночью в одном из домов. поэтому просто брали доллары и сжигали их в камине. Мы делаем то же самое: берем ценное сырье для нефтегазохимии, сжигаем его в моторах и всей страной радуемся, что оно такое дешевое.

Основной метод решения этой проблемы – повышение цены на газ?

- К сожалению, время для этого было упущено. На текущий момент Минэнерго объявило, что будет повышение цен на 5 тенге, это как 1 рубль РФ, и следующие три года каждые полгода будет пересмотр цен примерно на 10%. Но, к сожалению, это не решит проблемы того, что оно в дефиците. Даже новому производству нужно три-пять лет, чтобы выйти на нужные объемы. Единственный вариант – импортировать сжиженный газ. С учетом импорта, транспортных расходов и так далее газ из России будет стоить в районе 170 тенге, что примерно в три раза выше текущей цены. Но это в любом случае дешевле 92 бензина, который регулируется государством в районе 205 тенге, и автолюбители будут пользоваться газом. Даже импорт из России по высоким рыночным ценам не приведет к уменьшению потребления.

Может ли Казахстан решить проблему с газом своими силами?

- Мы в дефиците, мы упустили то время, когда нужны были новые заводы, когда нужно было образумить этот бесконтрольный рост потребления. Нужно было четко обозначить, что этого ресурса не будет. В Казахстане сдержали цены директивным способом, но правительственного анализа эффективности этой меры до сих пор нет. Что изменилось от того, что снизили цены? Такси не подешевело, грузовые перевозки не подешевели, потому что ГБО в основном используют «Газели». Коммунальные услуги также не подешевели. Мы за эти полтора-два года сожгли возможности, которые были, и в итоге пришли к той же точке, с которой начинали – с дефицита.

Каких шагов стоит ожидать от властей в ближайшее время для того, чтобы снять остроту ситуации?

- Меры принимаются, но они носят несколько фрагментарный характер в структуре потребления. 65% – это автогаз, а 35% – это потребление промышленности, нефтегазохимии или для бытовых нужд: приготовления еды, отопления и т.д. Эти 35% сегодня регулируются государством лишь отчасти, в последующем они будут нерегулируемы, потребители будут покупать газ по рыночным ценам или импортировать. Сейчас крупным предприятиям, которые используют сжиженный газ в виде топлива, сказали, что получать его по обычным ценам они не будут, нужно импортировать газ из России. Это приводит к серым схемам. Понятно, что если есть спрос, всегда будет предложение. Заправочная станция, которая получает сжиженный газ дешево, может ночью предавать его промышленным потребителям, которые готовы переплачивать, потому что цены на газ из России еще выше. В этих условиях через некоторое время мы придем к появлению теневого рынка. Время упущено, более того, дефицит по нефтепродуктам будет как минимум до 2030 года.