Заболеваемость гриппом, ОРВИ и COVID-19 в России достигла рекордного уровня с начала ноября. По данным Роспотребнадзора, в 46 регионах показатели заболеваемости превышают среднероссийские. В чем причина вирусного наступления и как от него защититься, телеканал «МИР 24» спросил врача-инфекциониста, вакцинолога Евгения Тимакова.
Понятие «тридемия» в наш лексикон вошло совсем недавно. Что под ней понимают специалисты, и почему она активизировалась именно сейчас?
- С этим термином, как раз, очень большая путаница. В этом году тридемией считалось наличие гриппа, коронаврусной инфекции и ОРВИ. Но, по факту, грипп и коронавирус тоже являются ОРВИ. Около 200 различных вирусов могут вызывать ОРВИ. Это не тридемия, а уже «сотнидемия» и так далее. Можно назвать как угодно. В том году термин «тридемия» был введен очень обосновано, потому что циркулировали три серьезных вируса, которые вызывали осложнения: коронавирус, грипп и респираторно-синцитиальная инфекция. При одновременном течении эти вирусы могли образовывать новый вирус. Например, грипп и респираторно-синцитиальная инфекция объединялись, уходили от иммунитета, проникали в клетки и вызывали осложнения.
В этом году настороженность больше связана с тем, что идет рост заболеваемости. Одновременно с гриппом уже в меньшей степени циркулируют респираторно-синцитиальные инфекции, их не так много. Но одновременно могут быть и коронавирусная, и аденовирусная инфекция, и метапневмовирус, и парагрипп, и ротавирус, и так далее. Это было и в предыдущие годы, но сейчас ситуация такая, что сам по себе грипп и коронавирус имеют свои осложнения. Научных работ о том, как будут взаимодействовать коронавирус и грипп или коронавирус и другие инфекции, нет. Ежегодно от 10% до 30% всех вирусных инфекций – это коинфекции, когда одновременно в организме циркулируют два-три вируса. Бояться этого не надо. Это было всегда, не только в этом году. Те сведения за первую неделю января, которые сообщил Роспотребназдоз и которые выложены в СМИ – это данные конца декабря. Что сейчас творится, мы не знаем, эти данные будут гораздо позже.
Кроме России, где еще в ближнем зарубежье показатели заболеваемости пошли в рост?
- Россия сейчас не изолирована. Идут миграционные, туристические потоки. Во всех странах, где есть перемещение граждан – это вся Европа, все близлежащие страны, мы имеем рост заболеваемости различными вирусами, коронавирусом, вирусом гриппа и другими, которые циркулируют сезонно. Но у нас сбилась сезонность этих вирусов. Теперь те вирусы, которые должны были быть весной или летом, циркулируют зимой и осенью, поэтому одновременно мы можем выявить у различных людей по несколько вирусов.
Причины одновременного распространения везде одинаковые?
- Причин распространения этих инфекционных процессов несколько. Первопричина – ковид. Несколько лет мы не контактировали друг с другом. Сработали изоляционные барьеры: мы не обменивались инфекциями, но это сыграло с нами злую шутку. Мы не тренировали иммунитет, у нас стерлась иммунологическая память. Плюс коронавирусная инфекция оказалась очень коварной: она изменила наш иммунный ответ, стерла предыдущую иммунологическую память. Например, теперь часто идет повторная заболеваемость ветряной оспой, что до этого мы не наблюдали. Иммунитет стал более слабым на фоне коронавируса. Им переболели по несколько раз, но у каждого организма на него индивидуальный ответ, и мы видим очень высокий уровень частных повторных заболеваний. Дети и взрослые стали болеть часто. Раз в месяц мы хватаем разные инфекционные процессы. К сожалению, в следующем году ситуация мало изменится, а потом, я думаю, мы наконец-то восстановим свой иммунитет, и все должно быть стабилизировано.
Насколько велик риск подхватить сразу несколько инфекций, и какие симптомы об этом нам могут сигнализировать?
- По симптомам мы не узнаем, что у нас несколько инфекционных процессов. Есть понятие вирусной интервенции, когда два вируса друг на друга накладываются, и один скрывает симптомы другого, размножается активнее, чем другой. Подтвердить это мы можем только лабораторно, когда сдаем мазки и видим в них сразу два-три вируса. По клинической картине преобладать будет тот, который боле активен или пришел раньше, или более активно занимает рецепторы, которые ему нужны для размножения. Но есть вирусы, которые протекают тяжелее. Очень печальны случаи взаимодействия гриппа и РС-инфекции. Ситуация может быстро дойти до пневмонии, особенно у маленьких детей.
Роспотребнадзор опубликовал статистку: самые высокие результаты сейчас показывает грипп А: 128 случаев заражения на 10 тысяч человек, это выше базовой отметки на 83%. Чем он особенно грозит и кому?
- У гриппа А несколько типов: это старый свиной грипп H1N1 и поднял голову грипп H3N2, так называемый гонконгский. Его сейчас гораздо больше, и он очень неприятен по своему течению. Он более тяжелый, чаще вызывает осложнения, поражает желудочно-кишечный тракт, вызывает длительную температурную реакцию интоксикации, чаще вызывает пневмонии, и летальность у него выше, по сравнению с гриппом H1N1. Но от него помогают прививки. Если вовремя выявить этот вирус, то есть препараты, к которым вирус чувствителен. Гонконгский грипп бьет и по кишечнику, и по центральной нервной системе, и по сердечно-сосудистой системе, и по бронхо-легочной системе. И коронавирус бьет по этим же органам, поэтому мы говорим об опасности тридемии. Грипп имеет свои рецепторы, коронавирус – другие. И если подряд будет протекать одно заболевание, а потом второе, то у организма может не хватить иммунного ответа на то, чтобы справиться с последующим вирусом. Тогда мы будем иметь более высокие проценты госпитализации, более частые пневмонии и более частые осложненные исходы на другие органы. В следующем году ситуация не изменится, организм надо защищать. От гриппа есть прививки, от коронавируса есть обновленная вакцина. Не надо позволять этим процессам протекать параллельно или один за другим. Это может привести к серьезным осложнениям.
Как мы понимаем, самое эффективное оружие против тридемии – вакцинация. Стоит ли делать двойную: сразу от гриппа и коронавируса?
- Лекарства против вирусов эффективнее, чем вакцины, на данный момент не изобретено. Можно их делать и одновременно. Главное, чтобы вакцина была эффективна. Математические модели и аналитика позволяют нам делать вакцины, которые четко попадают в те штаммы, которые будут циркулировать. Прививки от гриппа меняются ежегодно. Те, кто ее сделал, попали в штаммы, которые сейчас циркулируют: и гонконгский, и свиной грипп. Важно, чтобы также попадали с коронавирусной инфекцией. Последний год «Спутник» не действовал на «Омикрон». Сделали обновленный «Спутник» на основе штамма «Омикрон». Как долго он будет работать, мы не знаем. Должны быть проведены соответствующие испытания, исследования, и вакцина должна меняться вовремя. Сейчас нужны уже «Пирола» и новые штаммы. Нужно оперативно менять его под дальнейший сезон. Вакцины от гриппа и коронавируса прекрасно работают вместе и помогают друг другу. Есть и вакцина от пневмококковой инфекции, которая вызывает осложнения на легкие. Есть еще вакцина от гнойного процесса, которую тоже можно делать одновременно. Нужно прививаться, но не в сезон болезни. Учитывая, что следующий эпидсезон вряд ли будет легче, то делать это нужно заранее.
Как долго тридемия будет на подъеме, и стоит ли ожидать в ближайшее время спада эпидемиологической волны?
- Я думаю, что, если будет подъем заболеваемости с несколькими волнами, то сейчас будет рост заболеваемости и небольшая стабилизация. В феврале будет рост заболеваемости, потому что, вероятнее всего, придет другой грипп, и они друг друга дополнят. Стойкое снижение будет уже в конце февраля – марте.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Красота и здоровье